Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия
Класс: 9
Цель: создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями об особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными следствия
Задачи: развитие умения отличать сложноподчиненные предложения с придаточными следствия от других видов сложноподчиненных предложений, находить их в тексте; формирование умения конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными следствия, совершенствование умения составлять схемы сложноподчиненных предложений и расставлять знаки препинания; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
Планируемые результаты:
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)
предметные: знать особенности структуры сложноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия; уметь безошибочно определять вид придаточного, производить пунктуационный разбор
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II. Актуализация знаний:
1. Лингвистическая разминка.
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):
5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):
2. Устный фронтальный опрос
-Верно ли утверждение, что сложное предложение не может состоять более чем из трех простых предложений? ( Нет)
- С помощью чего соединяются и разделяются части сложного предложения? (Соединятся при помощи союзов, интонации и по смыслу, разделяются запятой)
- Верно ли утверждение, что в сложном предложении обязательно должны присутствовать все виды второстепенных членов? (Нет)
-Назовите группы сочинительных союзов.( Соединительные, разделительные и противительные)
-Чем сложносочиненное предложение отличается от сложноподчиненного?( В ССП части равноправные, а в СПП одна часть главная, а другая зависимая, еще отличаются союзами)
-В каком случае между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая? (Между частями ССП не ставится запятая, если у них есть общий второстепенный член)
-Как определить вид придаточного предложения?( По вопросу, только на союз ориентироваться нельзя)
- Назовите группы придаточных предложений и вопросы к ним.( Определительные (какой?) Изъяснительные (вопросы косвенных падежей)Обстоятельственный ( где? Как? Когда зачем? С какой целью и др)
-Как отличить союзы от союзных слов?( Союз не является членом предложения и к нему нельзя задать вопрос, можно заменить другим союзом. Союзное слово является членом предложения и к нему можно поставить вопрос.)
III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание:
-Проанализируем предложение
Река ярко блестит на солнце, так что глазам больно.
-Какое предложение перед нами, простое или сложное? (Сложное, 2 основы)
- Назовите основы. (Река блестит, больно)
-Давайте уточним характеристику этого сложного предложения.Союзное или бессоюзное, ССП или СПП?( СПП, подчинительный союз так что)
-На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
- Как вы думаете, какое значение имеют придаточные предложения, которые отвечают на вопрос «Что из этого следует?» и как они могут называться?
-Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Тема ?
(Придаточные предложения следствия)
-Какую цель поставим перед собой? Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?
(Познакомиться с особенностями СПП с придаточными следствия, научиться отличать их от других видов придаточных, самостоятельно строить СПП с придаточными следствия)
- Запишите число, тему урока.
IV. Усвоение новых знаний:
- Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).
- Давайте рассмотрим несколько примеров:
1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ).
2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что).
Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.
(Бастион – крепостное военное укрепление.)
Обратите внимание!
1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.
(доска) Сравните:
Придаточные следствия уточняют результат действия, о котором говорится в главном предложении и отвечают на вопросы
- Что из этого следует?
Или
- Вследствие чего это произошло?
Они прикрепляются к главному предложению всегда с помощью союза и относятся всегда ко всему главному предложению.
А) Рассмотрим два предложения
Он слушал внимательно, так что все запомнил.
Он слушал так, что все запомнил.
– Определите разницу в смысловых отношениях между главными и придаточными этих предложений. (В придаточном первого предложения заключается следствие (всё запомнил), вытекающее из содержания главного (слушал внимательно), которое является для него причиной.)
– Определите разницу в смысловых отношениях между главными и придаточными этих предложений. (Второе придаточное содержит два значения: образа действия так как наречие (слушал) в главном предложении указывает на способ действия и отвечает
на вопрос «как?» и следствия)
Можно ли союз ТАК ЧТО разделить на две части, как многие другие составные союзы? Почему?( Нет, тогда изменится не только структура, но и значение придаточного)
Б)Сравните следующие два предложения
Он слушал внимательно, так что все запомнил.
Он все запомнил, потому что слушал внимательно.
-Чем похожи эти предложения? Чем отличаются?
Определите виды придаточных в этих предложениях (1) придаточное следствия 2) придаточное причины.)
В какой части первого предложения содержится значение причины, а в какой следствия?
Во втором предложении? ( В первой части причина, во второй –следствие)
Какой вывод можно сделать? (Сложноподчиненные предложения с придаточным причины и придаточным следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина, а в другой – следствие)
V. Первичная проверка усвоения знаний:
Найдите предложения с придаточными следствия.
Он слушал так, что всё запомнил.
Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.
В том, что деньги пропали, уже никто не сомневался.
Я люблю её так, что словами всего и не скажешь.
Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать.
Голос у матери оказался негромок, так что Поля не разобрала вступление.
Подготовка к ОГЭ. Самостоятельная работа (карточки с заданием для каждого ученика)
Задание: прочтите текст и выполните задания 1 - 5, в случае затруднения воспользуйтесь словарем.
(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.
(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (З)Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.
(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.
(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.
(10)Корм добывать становилось трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, так что куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.
По В.П.Астафьеву
1) Определите стиль текста
2) Замените просторечное слово «вдосталь» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3) Выпишите грамматическую основу предложения 10
4) Среди предложений 7 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Напишите номер этого предложения.
5) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, 1спустились за нею по косогору ,2 притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, 3 перемахивая с дерева на дерево ,4 потом решила, 5 что люди ушли, 6и вернулась к гнезду.
КЛЮЧ слайд 22
1) художественный стиль
2) вдоволь, вволю, досыта
3) добывать становилось трудней
4) 11
5) 5
VI. Рефлексия.
- С каким видом придаточных предложений мы сегодня познакомились? В чем его особенность? Можно разделить союз ТАК ЧТО, как другие составные союзы? Почему? Что удалось на уроке?
- Над чем еще нужно поработать?
Оцените свою работу на уроке:
VII. Информация о домашнем задании:
§12, упражнение 186
ИЛИ
§12, выписать из текста поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» 10 сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, в том числе с придаточными следствия; выделить основы, составить схемы.
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):
5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):
5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):
5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):
5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):
5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):
Найдите предложения с придаточными следствия.
Он слушал так, что всё запомнил.
Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.
В том, что деньги пропали, уже никто не сомневался.
Я люблю её так, что словами всего и не скажешь.
Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать.
Голос у матери оказался негромок, так что Поля не разобрала вступление.
Найдите предложения с придаточными следствия.
Он слушал так, что всё запомнил.
Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.
В том, что деньги пропали, уже никто не сомневался.
Я люблю её так, что словами всего и не скажешь.
Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать.
Голос у матери оказался негромок, так что Поля не разобрала вступление.
Найдите предложения с придаточными следствия.
Он слушал так, что всё запомнил.
Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.
В том, что деньги пропали, уже никто не сомневался.
Я люблю её так, что словами всего и не скажешь.
Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать.
Голос у матери оказался негромок, так что Поля не разобрала вступление.
Найдите предложения с придаточными следствия.
Он слушал так, что всё запомнил.
Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.
В том, что деньги пропали, уже никто не сомневался.
Я люблю её так, что словами всего и не скажешь.
Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать.
Голос у матери оказался негромок, так что Поля не разобрала вступление.
Найдите предложения с придаточными следствия.
Он слушал так, что всё запомнил.
Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.
В том, что деньги пропали, уже никто не сомневался.
Я люблю её так, что словами всего и не скажешь.
Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать.
Голос у матери оказался негромок, так что Поля не разобрала вступление.
Подготовка к ОГЭ. Самостоятельная работа (карточки с заданием для каждого ученика)
Задание: прочтите текст и выполните задания 1 - 5, в случае затруднения воспользуйтесь словарем.
(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.
(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (З)Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.
(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.
(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.
(10)Корм добывать становилось трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, так что куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.
По В.П.Астафьеву
1) Определите стиль текста
2) Замените просторечное слово «вдосталь» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3) Выпишите грамматическую основу предложения 10
4) Среди предложений 7 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Напишите номер этого предложения.
5) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Подготовка к ОГЭ. Самостоятельная работа (карточки с заданием для каждого ученика)
Задание: прочтите текст и выполните задания 1 - 5, в случае затруднения воспользуйтесь словарем.
(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.
(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (З)Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.
(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.
(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.
(10)Корм добывать становилось трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, так что куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.
По В.П.Астафьеву
1) Определите стиль текста
2) Замените просторечное слово «вдосталь» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3) Выпишите грамматическую основу предложения 10
4) Среди предложений 7 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Напишите номер этого предложения.
5) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.