1.Органи-зацион-ный. | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | | Эмоцион. стимулир. | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы. И везде у нас порядок: в голове и на столе. Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмём. И с хорошим настроеньем мы сейчас урок начнём. -Запишем число. «Классная работа». | Привет-ствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Записывают число, «Классная работа». | |
2.Актуализация опорных знаний. 3.Проб-лемное объясне-ние нового знания. | 7 10 | Подведение детей к формулирова-нию темы и постановке задач урока. Проверка ранее изученного. Подведение к определению проблемы, темы и цели урока. | Презентация. Тест. Ключ:2+ 4+ 5+ 6+ 8+ 9+ «5»-6зад.+ «4»-5зад+ «3»- 3-4 + «2»- 1-2+ Листы самокон-троля. Презентация. Презентация. Определение темы и цели. Запись предлож.+ схема | Самостоятельная работа-тест. Наблюдение, проблемная ситуация. Словес-ный и наглядный | И, Ф | Формулирует задание, выдвинув проблему. – Мы продолжаем изучать «Сложное предложения». Прежде чем, мы приступим к изучению новой темы , нам необходимо вспомнить ранее изученный теоретический материал. (3 уч-ся-по карточкам)
Заполняя «Слепую схему».(устно)-кластер, составим лингвисти-ческий текст. Выполняя следующее задание «Грамматический диктант» («Верно-неверно»), подумайте,на какую тему эти задания. Это задание направлено на такое качество как избиратель-ность внимания. Оно поможет быстро выбрать из множества однородных похожих необходимый грамматический объект, а потом производить с ним какие-то операции. А главное, это качество нам понадобиться на ГИА и ЕГЭ. Формулировка задания: Быстро прочитывая грамматические формулировки, отметьте знаком «+» лишь те утверждения, которые являются истинными. (Организует тестовую работу.) _Все задания в тесте «СПП с придаточными». А какой вид придаточного встретился в домашнем упр.? -А чем присоединяется придаточное предложение к главному?( союзом-чтобы). - Перед вами 3 предложения. Объясните, в чём их сходство и различие? Напомните алгоритм рассуждения. (чтобы – многозначный союз) 1. Я требую, чтобы ты души своей мне тайные открыл надежды. 2. Он стремился писать так, чтобы читать написанное было просто. 3. Ямщики привязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей. -Какое из предложений вызвало затруднение? С какой проблемой столкнулись? (незнание отличительных особенностей СПП с прид.цели. ) СПП с придаточным: изъяснительным, образа действия, цели) Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулиро-вать сами тему и определить цель урока.
_Запишите предложение с прид. цели,сост. Схему, поставьте вопрос. Если затрудняетесь, обра- тимся к теоретич. материалу в учебнике. | Устно заполняют « Слепую схему» Выполня-ют тест. Заполняют «Лист само- контроля»Взаимо-проверка 3 ученика работают по карто-чкам. Объясня-ют:общая тема теста «СПП с придато- чными». Придаточное образа действия. Так как отвечает на вопрос «как?» Устно выполня-ют задание. Формулируют тему и задачи урока. Сообщение темы и цели урока: (определяют дети) СПП с придаточ ным цели. Будем учиться определять особенно-сти, конструи- ровать, расстав-лять запятые, находить в тексте. Записыва-ют в тетради тему. | Умение система-тизировать материал, получен-ный на преды-дущих уроках и выполнять взаимопро- верку. Развитие коммуникативных навыков. Умение самостоятельно ставить новые задачи, определять цели урока. Коммуникативные УУД: планирование, постановка вопросов Регулятивные УУД: целеполагание, планирование; взаимопроверка Познавательные УУД: общеучебные |
. | | Выявление обучающими-ся отличитель-ных признаков СПП с прид.цели от др.видов прид. | Работа с учебни-ком. Кластер. | Наблюдение, сравнение, анализ, | Ф, И | -Прочитайте теоретический материал в учебнике на странице 103-104, параграф 18. Указывает объект наблюдения-таблица стр.60-61. уточняет правило | Учащиеся читают параграф, составляют кластер( на доске) | Умение отслежи-вать материал. Умение делать выводы Активиза-ция внимания. Познавательные УУД: логические; Регулятивные УУД: прогно-зирова-ние, конт-роль |
4.Перви-чное закрепле-ние нового материа-ла. 5.Само-стоятельная работа с самопро-веркой. 6.Включение нового знания в систему знаний и повторе-ние. | 3мин 10 7 | Освоение умения составлять СПП с прид. цели. Упр.165.устно Подготовка к ГИА.Аудио запись текста Лихачева. Презентация. Определение нового для последу-ющего изучения в системе «СПП».(СПП с разными видами прид.) Схемати- ческий диктант «Кто быстрее?» | Ответить на вопро-сы,составляя СПП сприда-точным цели.
Прослу-шать текст.Выполнить анализ текста. | Работа с учебни-ком. Аудио-визуаль-ный Работа по вариантам | И Ф Г | Учитель предлагает выполнить задание, комментируя по цепочке . -Определите тему, основную мысль, стиль,тип речи. По вариантам(3)- выделить микротемы. 1 Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям. 2. Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца. 3. Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям. Какую цель преследуете вы? -А какая цель ваша на этом уроке? -Найдите в тексте предложение с придаточным цели. -Как узнавали? -Сколько придаточных в пр-ии? .Это пр-ие «СПП с разн.видами связи»( будем учить на друг.урок.) (1абз)?Определите вид другого придаточного. На следующем уроке мы как раз и поговорим о придат. условия.
Схематический диктант «Кто быстрее?» - 2 человека у доски Тренирует умение на слух определять структуру предложения. Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку. С какой целью? ( чтобы), [ ] Для того чтобы хорошо изобразить, художник должен прекрасно видеть. Для чего? (для того чтобы ... ), [ ] . По временам ему приходилось валиться в пыль, чтобы отдышаться. С какой целью? [ ], (чтобы… ). -Определить правильную постановку знаков препинания.(тренажер)-Выполните САМОПРОВЕРКУ. | Ученики выполняют задание, комментируют по цепочке. Учащиеся по вариантам опреде-ляют микротемы. Уч-ся отвечают на вопросы: Какую цель преследуете вы? -А какая цель ваша на этом уроке? 1абзац.Предложение присоед. союзом чтобы.-цели Во 2 абзаце-ЧТОБЫ присо-единяет прид.изъяснительное.Этот союз многозна- чный.
Ученики записыва-ют только схемы предложе-ний.(2 человека на доске) самопроверка Уч-ся опреде-ляют правиль-ную постановку знаков препина-ния. | Познавательные УУД: логические; Регулятивные УУД: прогно-зирова-ние, конт-роль, коррек-ция |
7.ИТОГ УРОКА.Информация о домаш-нем задании, инструк-таж по его выполне-нию. Рефлек-сия. | 7 | Понимание учащимися домашнего задания | домашняя работа составлена в формате ГИА, способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена ,В5-В6 4-5вариан-тов . По желанию-найти СПП с прид. цели в худ.тек-стах. Индивид.зад-упр.168 | | Ф | Учитель комментирует домашнее задание | Ученики записыва-ют домашнее задание, выясняют непонят-ные моменты | Умение находить СПпредложения в тестовых заданиях ГИА. Личност-ные УУД |
| 2 | Осознание обучающими-ся степени овладения новым материалом Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Цели, поставленные в начале урока; вопросы учителя: | Рефлек-сия. Запол-нить таблицу. 1.Придато чные цели отвечают на вопросы-... 2. Они обозначают...., о чем говорится в главном . 3. Они обозначают.., о чем говорится в главном .4.Придат.цели относятся...
| Ф | Учитель выявляет степень усвоения нового материала. -Ответьте на вопросы, используя СПП с придаточным цели: 1. С какой целью вы пришли на урок?
2. Для чего мы определяем граммати-ческую основу предложения?
| Отвечая на вопросы учителя, высказывают свои впечатле-ния от урока. | 1.Познава тельные УУД: логические; Регулятивные УУД: оценка |