СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённое предложение с придаточным условия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями об особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными условия.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённое предложение с придаточным условия»

Сложноподчинённое предложение с придаточным условия

Класс: 9


Цель: создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями об особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными условия.

Задачи:


Планируемые результаты:

личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом

предметные: знать особенности структуры сложноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия; уметь безошибочно определять вид придаточного, производить пунктуационный разбор

метапредметные:

умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.



Ход урока:

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Актуализация знаний:

1. Лингвистическая разминка.

- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.

 Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте

  • Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

  • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.

  • Там, где растут розы, растут и шипы.

  • Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.


2. Цифровой диктант.

  • Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть верными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0.

  1. Синтаксис – греческое слово, которое означает «составление», «построение».

  2. Предложения бывают простые, сложные и составные.

  3. Независимое предложение в составе СП называется главным.

  4. Придаточное предложение может стоять только после главного.

  5. Я люблю место, где я родился. – СПП с придаточным места.

  6. Хотя я и устал, я решился продолжать свой путь. – СПП, где придаточное стоит на 1-м месте.

Ключ: 101 001.



III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание:


Ребята. Вот сегодня иду на работу, думаю о вас, а навстречу мне спешат люди, торопятся, как и я кто куда и порой ничего и никого не замечаем вокруг себя. А ведь мы живем среди людей. Присмотритесь внимательнее к тому, что происходит вокруг. Люди трудятся, идут с работы, на работу, отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой цель. Иные живут и не понимают своего предназначения. Иные умеют сделать свою жизнь горением во имя благородной цели. Все мы разные, но я считаю, что каждый из нас обязательно должен обладать такими качествами как доброта и скромность.

Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Стивенсона ( шотландск. писатель):

Доброта и скромность – вот два качества,

которые никогда не должны утомлять человека.

(Стивенсон)

- Как вы понимаете эти слова?

Если мы будем внимательны друг к другу, то жизнь будет лучше.

Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.

Ну, и наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих.

- Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?

- По своей структуре, какого типа эти предложения?

- Можете поставить вопрос от главной к придаточной части?

- Какие это предложения?

(СПП с придаточными условия)

-Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Тема ?

(Придаточные предложения условия)

-Какую цель поставим перед собой? Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?

(Познакомиться с особенностями СПП с придаточными условия, научиться отличать их от других видов придаточных, самостоятельно строить СПП с придаточными условия)

IV. Усвоение новых знаний:






Вид

придаточного предложения

Вопрос, на

который

оно отвечает

Союзы


Условия


при каком

условии?


если (если…то), если бы, как скоро, раз, коли, когда (= если)


V. Первичная проверка усвоения знаний:

1. Конструирование предложений. Из двух простых простых предложений образовать СПП с придаточными условными и записать их, расставляя знаки препинания.

1.Земля хорошо обработана.

2.Корней не будет.

3.Поля, леса и пастбища покроются водой.



если

1.Влага в земле сохраняется дольше.

2.Дерево засохнет.

3.Весной река разольется.


2.Анализ предложений (СПП с придаточными условными, СПП с придаточными, внешне сходные с ними):


  1. Когда все виноваты, тогда никто не виноват. (Придаточное условное).

  2. Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости. (Придаточное времени).

  3. Человек не может жить, когда не верит в завтрашнее счастье. (Придаточное условное).

  4. Витька страшно не любил, когда ему напоминали об этом. (Придаточное изъяснительное).

  5. В августе мы поедем на Кавказ, когда сможем достать путёвки. (Придаточное условное).

  6. Цветение шиповника совпадает с самыми короткими ночами, когда соловьи гремят в росе. (Придаточное определительное).


3. Работа с текстом.

Кроме того, что сегодня мы знакомимся с новым видом СПП , мы не забываем о подготовке к устному собеседованию и ОГЭ.

1. Чтение текста

Работа с текстом

(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчи­шеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликова­ла от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...

(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил.


(По Е.Носову)

Задания:

  1. Определите тему и основную мысль. (Тема – малая родина, основная мысль: Малая родина – окоем нашего детства.)

  2. Подберите синоним к слову чадо. Ребенок

  3. Какое средство выразительности используется в словосочетании «лазурного неба»?

  4. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных 6, 10, 12, 15. Запись самостоятельно в тетради.


Найдите в тексте СПП с союзом если. Выпишите его. Сделаем пунктуационный разбор. Найдите главную и придаточную часть. На какой вопрос отвечает придаточное?

Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

Это СПП с придаточным условия.


VI. Рефлексия.

 - С каким видом придаточных предложений мы сегодня познакомились? В чем его особенность? Можно разделить союз ТАК ЧТО, как другие составные союзы? Почему? Что удалось на уроке?

- Над чем еще нужно поработать?

Оцените свою работу на уроке:

Придаточное условное отвечает на вопросы..............................при каком условии?

Придаточное условное называет.......................условие,при котором происходит действие в главном предложении

Присоединяются при помощи союзов...................если (если...то),когда, раз

Придаточное условное относится.............................. ко всему главному предложению

Они могут занимать........................любую позицию по отношению к главным предложениям.

VII. Информация о домашнем задании:


Упр. 184, теория ( стр. 92)

Или: Из текста произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» найти и выписать 5 СПП с условными придаточными,





























- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.

 Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте

  • Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

  • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.

  • Там, где растут розы, растут и шипы.

  • Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.


- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.

 Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте

  • Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

  • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.

  • Там, где растут розы, растут и шипы.

  • Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.


- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.

 Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте

  • Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

  • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.

  • Там, где растут розы, растут и шипы.

  • Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.


- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.

 Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте

  • Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

  • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.

  • Там, где растут розы, растут и шипы.

  • Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.



- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.

 Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте

  • Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

  • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.

  • Там, где растут розы, растут и шипы.

  • Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.








2. Работа с текстом.

(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчи­шеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликова­ла от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...

(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил.

(По Е.Носову)

Задания:

  1. Определите тему и основную мысль.

  2. Подберите синоним к слову чадо. 

  3. Какое средство выразительности используется в словосочетании «лазурного неба»?

  4. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных.


2. Работа с текстом.

(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчи­шеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликова­ла от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...

(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил.

(По Е.Носову)

Задания:

  1. Определите тему и основную мысль.

  2. Подберите синоним к слову чадо. 

  3. Какое средство выразительности используется в словосочетании «лазурного неба»?

  4. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных.



2. Работа с текстом.

(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчи­шеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликова­ла от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...

(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил.

(По Е.Носову)

Задания:

  1. Определите тему и основную мысль.

  2. Подберите синоним к слову чадо. 

  3. Какое средство выразительности используется в словосочетании «лазурного неба»?

  4. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных.









1.Земля хорошо обработана.

2.Корней не будет.

3.Поля, леса и пастбища покроются водой.



если

1.Влага в земле сохраняется дольше.

2.Дерево засохнет.

3.Весной река разольется.






1.Земля хорошо обработана.

2.Корней не будет.

3.Поля, леса и пастбища покроются водой.



если

1.Влага в земле сохраняется дольше.

2.Дерево засохнет.

3.Весной река разольется.






1.Земля хорошо обработана.

2.Корней не будет.

3.Поля, леса и пастбища покроются водой.



если

1.Влага в земле сохраняется дольше.

2.Дерево засохнет.

3.Весной река разольется.








1.Земля хорошо обработана.

2.Корней не будет.

3.Поля, леса и пастбища покроются водой.



если

1.Влага в земле сохраняется дольше.

2.Дерево засохнет.

3.Весной река разольется.






1.Земля хорошо обработана.

2.Корней не будет.

3.Поля, леса и пастбища покроются водой.



если

1.Влага в земле сохраняется дольше.

2.Дерево засохнет.

3.Весной река разольется.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!