Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
Класс: 9
Цель: создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями об особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными условия.
Задачи:
Планируемые результаты:
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом
предметные: знать особенности структуры сложноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия; уметь безошибочно определять вид придаточного, производить пунктуационный разбор
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II. Актуализация знаний:
1. Лингвистическая разминка.
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте
• Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
• В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
• Там, где растут розы, растут и шипы.
• Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
2. Цифровой диктант.
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть верными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0.
Синтаксис – греческое слово, которое означает «составление», «построение».
Предложения бывают простые, сложные и составные.
Независимое предложение в составе СП называется главным.
Придаточное предложение может стоять только после главного.
Я люблю место, где я родился. – СПП с придаточным места.
Хотя я и устал, я решился продолжать свой путь. – СПП, где придаточное стоит на 1-м месте.
Ключ: 101 001.
III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание:
Ребята. Вот сегодня иду на работу, думаю о вас, а навстречу мне спешат люди, торопятся, как и я кто куда и порой ничего и никого не замечаем вокруг себя. А ведь мы живем среди людей. Присмотритесь внимательнее к тому, что происходит вокруг. Люди трудятся, идут с работы, на работу, отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой цель. Иные живут и не понимают своего предназначения. Иные умеют сделать свою жизнь горением во имя благородной цели. Все мы разные, но я считаю, что каждый из нас обязательно должен обладать такими качествами как доброта и скромность.
Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Стивенсона ( шотландск. писатель):
Доброта и скромность – вот два качества,
которые никогда не должны утомлять человека.
(Стивенсон)
- Как вы понимаете эти слова?
Если мы будем внимательны друг к другу, то жизнь будет лучше.
Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.
Ну, и наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих.
- Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?
- По своей структуре, какого типа эти предложения?
- Можете поставить вопрос от главной к придаточной части?
- Какие это предложения?
(СПП с придаточными условия)
-Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Тема ?
(Придаточные предложения условия)
-Какую цель поставим перед собой? Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?
(Познакомиться с особенностями СПП с придаточными условия, научиться отличать их от других видов придаточных, самостоятельно строить СПП с придаточными условия)
IV. Усвоение новых знаний:
Вид придаточного предложения | Вопрос, на который оно отвечает | Союзы |
Условия | при каком условии? | если (если…то), если бы, как скоро, раз, коли, когда (= если) |
V. Первичная проверка усвоения знаний:
1. Конструирование предложений. Из двух простых простых предложений образовать СПП с придаточными условными и записать их, расставляя знаки препинания.
1.Земля хорошо обработана. 2.Корней не будет. 3.Поля, леса и пастбища покроются водой. | если | 1.Влага в земле сохраняется дольше. 2.Дерево засохнет. 3.Весной река разольется. |
2.Анализ предложений (СПП с придаточными условными, СПП с придаточными, внешне сходные с ними):
Когда все виноваты, тогда никто не виноват. (Придаточное условное).
Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости. (Придаточное времени).
Человек не может жить, когда не верит в завтрашнее счастье. (Придаточное условное).
Витька страшно не любил, когда ему напоминали об этом. (Придаточное изъяснительное).
В августе мы поедем на Кавказ, когда сможем достать путёвки. (Придаточное условное).
Цветение шиповника совпадает с самыми короткими ночами, когда соловьи гремят в росе. (Придаточное определительное).
3. Работа с текстом.
Кроме того, что сегодня мы знакомимся с новым видом СПП , мы не забываем о подготовке к устному собеседованию и ОГЭ.
1. Чтение текста
Работа с текстом
(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?
(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.
(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...
(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.
(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.
(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил.
(По Е.Носову)
Задания:
Определите тему и основную мысль. (Тема – малая родина, основная мысль: Малая родина – окоем нашего детства.)
Подберите синоним к слову чадо. Ребенок
Какое средство выразительности используется в словосочетании «лазурного неба»?
Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных 6, 10, 12, 15. Запись самостоятельно в тетради.
Найдите в тексте СПП с союзом если. Выпишите его. Сделаем пунктуационный разбор. Найдите главную и придаточную часть. На какой вопрос отвечает придаточное?
Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.
Это СПП с придаточным условия.
VI. Рефлексия.
- С каким видом придаточных предложений мы сегодня познакомились? В чем его особенность? Можно разделить союз ТАК ЧТО, как другие составные союзы? Почему? Что удалось на уроке?
- Над чем еще нужно поработать?
Оцените свою работу на уроке:
Придаточное условное отвечает на вопросы..............................при каком условии?
Придаточное условное называет.......................условие,при котором происходит действие в главном предложении
Присоединяются при помощи союзов...................если (если...то),когда, раз
Придаточное условное относится.............................. ко всему главному предложению
Они могут занимать........................любую позицию по отношению к главным предложениям.
VII. Информация о домашнем задании:
Упр. 184, теория ( стр. 92)
Или: Из текста произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» найти и выписать 5 СПП с условными придаточными,
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте
• Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
• В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
• Там, где растут розы, растут и шипы.
• Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте
• Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
• В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
• Там, где растут розы, растут и шипы.
• Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте
• Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
• В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
• Там, где растут розы, растут и шипы.
• Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте
• Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
• В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
• Там, где растут розы, растут и шипы.
• Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте
• Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
• В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
• Там, где растут розы, растут и шипы.
• Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
2. Работа с текстом.
(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?
(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.
(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...
(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.
(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.
(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил.
(По Е.Носову)
Задания:
Определите тему и основную мысль.
Подберите синоним к слову чадо.
Какое средство выразительности используется в словосочетании «лазурного неба»?
Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных.
2. Работа с текстом.
(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?
(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.
(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...
(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.
(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.
(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил.
(По Е.Носову)
Задания:
Определите тему и основную мысль.
Подберите синоним к слову чадо.
Какое средство выразительности используется в словосочетании «лазурного неба»?
Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных.
2. Работа с текстом.
(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?
(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.
(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...
(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.
(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.
(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил.
(По Е.Носову)
Задания:
Определите тему и основную мысль.
Подберите синоним к слову чадо.
Какое средство выразительности используется в словосочетании «лазурного неба»?
Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных.
1.Земля хорошо обработана. 2.Корней не будет. 3.Поля, леса и пастбища покроются водой. | если | 1.Влага в земле сохраняется дольше. 2.Дерево засохнет. 3.Весной река разольется. |
1.Земля хорошо обработана. 2.Корней не будет. 3.Поля, леса и пастбища покроются водой. | если | 1.Влага в земле сохраняется дольше. 2.Дерево засохнет. 3.Весной река разольется. |
1.Земля хорошо обработана. 2.Корней не будет. 3.Поля, леса и пастбища покроются водой. | если | 1.Влага в земле сохраняется дольше. 2.Дерево засохнет. 3.Весной река разольется. |
1.Земля хорошо обработана. 2.Корней не будет. 3.Поля, леса и пастбища покроются водой. | если | 1.Влага в земле сохраняется дольше. 2.Дерево засохнет. 3.Весной река разольется. |
1.Земля хорошо обработана. 2.Корней не будет. 3.Поля, леса и пастбища покроются водой. | если | 1.Влага в земле сохраняется дольше. 2.Дерево засохнет. 3.Весной река разольется. |