СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сложноподчиненные предложения". Конспект урока русского языка в 8 классе по ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 8 классе по ФГОС. Тема: "Сложноподчиненные предложения". Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся основной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, обучение пользоваться мультимедийными средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления.

Просмотр содержимого документа
«"Сложноподчиненные предложения". Конспект урока русского языка в 8 классе по ФГОС»

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ. ДИСКУССИЯ.





Цели урока: обучающая – повторение с учащимися изученной в школе

темы, правил постановки знаков препинания в

сложноподчинённом предложении; ознакомле-

ние с правилами дискуссии;

развивающая – развитие и совершенствование навыков

анализа предложения, анализа и построения

текста, применения правил на письме;

воспитательная – воспитание интереса и уважения к язы-

ку


Средства обучения: учебники, тетради, компьютер, тесты.


Методы обучения – фронтальный опрос, просмотр презентации с

помощью проектора и компьютера, анализ пред-

ложений и текста, выполнение тестов.


Тип урока – комбинированный.






ХОД УРОКА.


  1. Оргмомент.

  2. Новая тема.


Слайд №1.

На экране появляются слайды Презентации. Учащиеся записывают новую тему в тетрадь. Урок проходит на фоне демонстрации слайдов.








Вместе с учащимися вспоминаем признаки сложноподчинённого предложения. Записываем предложения в тетради.



Слайд №2.

I

Станки с ЧПУ являются дорогими машинами, поэтому

II

целесообразны интенсивная загрузка станка, использование


повышенных режимов резания.

I

Преимущества токарной обработки становятся ещё более

II

очевидными, когда необходимо обработать с одной установки


несколько поверхностей, связанных между собой жёсткими


допусками.



Определите виды придаточных предложений.



Слайд №3.


И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро.


Придаточное изъяснительное.



Слайд №4.


Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат.


Придаточное условия.




Слайд №5.


Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, потому что иначе его задавит одиночество.


Придаточное причины.



Слайд №6.


Почему хочется заплакать, как я еще никогда не плакал?


Придаточное образа действия.



Слайд №7.


Трудно мне писать о войне, хотя "во мне" книга о "моей войне" идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое.


Придаточное уступительное.


Слайд№8.


В токарных станках наибольшее распространение получили двухкоординатные контурные системы, которые используются для обработки конусов и фасонных поверхностей.


Придаточное определительное



Слайд №9.


СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА


ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, КОТОРЫЙ, ЕСЛИ, КОГДА, БУДТО, ГДЕ, ХОТЯ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, КАК БУДТО, ОТТОГО, ТАКЖЕ, ЗАТО, НЕЖЕЛИ и др.





Запомните: перед союзом нужно ставить запятую.






В сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных. Как они могут присоединяться к главной части?





Слайд №10.


Последовательное подчинение.


В одном из школьных сочинений я написал о том, как во время Великой Отечественной войны подростки работали на токарных станках, сутками не выходя из цеха, чтобы дать фронту больше боеприпасов.


как



чтобы




, , .



Слайд №11.


[ = ], ( как ), ( чтобы ).

что?

для чего?














Слайд №12.


Однородное подчинение.


Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьезно учиться.

(Л.Н.Толстой)




,






, и . .




Слайд №13.


[ = ], (что = ), (что = ) и (что − = ).

что?

что? что?










Слайд №14.


Неоднородное (параллельное) подчинение


Если движение подачи продолжается, то обрабатываемая деталь начинает стирать резцедержавку, а затем и оправку, что приводит к резким перегрузкам, браку и даже авариям.




если


что

,





,


Слайд № 15.


Наличие или отсутствие запятой между рядом стоящими союзами что и если, что и когда, который и если и т.д.



Деревья так теснятся друг к другу, что если умрет вековая сосна, то некуда ей упасть.


Сравните:

Деревья так теснятся друг к другу, что, если умрет вековая сосна, некуда ей упасть.









Слайд № 16.


Отсутствие запятой между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися союзами и, или, либо, да (= и).


Мы отправились в путь по дороге, которая обещала много новых впечатлений и которая помогла нам сдружиться.





,



которая


которая



и и



Слайд №17.


МЕСТО ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Одной из главных тенденций станкостроения является повышение точности, что объясняется всё возрастающими требованиями к качеству изготовления современных машин.

[ ] , ( что ) .












Слайд №18.


Если весь хром находится в твёрдом растворе, то коррозийная стойкость сталей с 13% хрома повышается.


(Если ), [ то ].




Слайд №19.


Токарные станки, которые оснащены системой программного управления, являются полуавтоматами или автоматами.


[ , ( которые ) , ].


Запишите это предложение.


Слайд №20.


Металлорежущие станки можно классифицировать по отдельным признакам или по комплексу признаков. По технологическому назначению различают станки токарной, фрезерной, сверлильной и других групп. На специальных станках выполняют вполне определённый вид работ на конкретной заготовке. По степени автоматизации различают станки с ручным управлением, полуавтоматы, автоматы, станки с программным управлением. Автомат – станок, для возобновления цикла обработки которого не требуется непосредственного участия человека. Если для возобновления цикла обработки нужно только нажать кнопку «Пуск», то формально это станок-полуавтомат.













Вопросы для анализа текста:


  1. Можно ли назвать это текстом?

  2. Можете ли вы назвать тему данного текста?

  3. Как связаны предложения в данном тексте?

  4. Есть ли в данном тексте сложноподчинённые предложения?


Ответы:


  1. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть целой книгой. Это текст, так как несколько предложений здесь связано темой в целое.

  2. Темой данного текста является классификация станков.

  3. Предложения в тексте связаны в смысловом и в грамматическом отношении. Цепная связь осуществляется повтором ключевого слова станки. Все следующие предложения раскрывают смысл первого.

  4. Два последних предложения являются сложноподчинёнными с придаточными определительным и условия.




  1. Ознакомление с правилами дискуссии.


На партах находятся опорные конспекты. Учащиеся знакомятся с их содержанием. Дома они подготовят выступления, пользуясь правилами дискуссии.


  1. Выполнение тестов ЕГЭ (только пункты со сложноподчинёнными предложениями.


  1. Подведение итогов урока.


  1. Домашнее задание.


§ 81-84, упр. 407(II) . Пользуясь правилами дискуссии, подготовить выступление на свободную тему.




ДИСКУССИЯ




Надо уметь не только делать доклады, вести репортаж, брать и давать интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в диалогах, диспутах и дискуссиях по возникающим проблемам, быть оппонентом (т.е. выступать с возражениями) по тому или иному вопросу. Что для этого важно?

  1. Старайтесь полемизировать, возражать аргументировано, с научным, экономическим обоснованием доказывать истину, убеждать не силой голоса, а фактами.

  2. Защиту взглядов (своих или выступающего, если вы его поддерживаете) превращайте в наступление.

  3. Не ввязывайтесь в пустую полемику и не давайте повода другим для такой полемики.

  4. Старайтесь не прибегать к средствам, которыми пользуется недобросовестный оппонент (искажение фактов, высказываний, уход от главного).

  5. Находите в себе мужество признавать верное и у противника вашей идеи.

  6. Чтобы опровергнуть неверную, с вашей точки зрения, позицию оппонента, есть немало приёмов, возможностей доказать её несостоятельность. Вот некоторые из них:

а) ложный (как вам кажется) тезис опровергается другими фактами, о которых выступающий умолчал;

б) критикуется система доказательств: покажите, что выдвинутый тезис не вытекает из приведённых аргументов, фактов;

в) критикуются аргументы, сами факты, которые можно рассматривать по-другому (докажите это);

г) ложный (по вашему мнению) тезис развивается дальше, до логического конца и сводится к абсурду.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!