СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ. ДИСКУССИЯ.
Цели урока: обучающая – повторение с учащимися изученной в школе
темы, правил постановки знаков препинания в
сложноподчинённом предложении; ознакомле-
ние с правилами дискуссии;
развивающая – развитие и совершенствование навыков
анализа предложения, анализа и построения
текста, применения правил на письме;
воспитательная – воспитание интереса и уважения к язы-
ку
Средства обучения: учебники, тетради, компьютер, тесты.
Методы обучения – фронтальный опрос, просмотр презентации с
помощью проектора и компьютера, анализ пред-
ложений и текста, выполнение тестов.
Тип урока – комбинированный.
ХОД УРОКА.
Оргмомент.
Новая тема.
Слайд №1.
На экране появляются слайды Презентации. Учащиеся записывают новую тему в тетрадь. Урок проходит на фоне демонстрации слайдов.
Вместе с учащимися вспоминаем признаки сложноподчинённого предложения. Записываем предложения в тетради.
Слайд №2.
I
Станки с ЧПУ являются дорогими машинами, поэтому
II
целесообразны интенсивная загрузка станка, использование
повышенных режимов резания.
I
Преимущества токарной обработки становятся ещё более
II
очевидными, когда необходимо обработать с одной установки
несколько поверхностей, связанных между собой жёсткими
допусками.
Определите виды придаточных предложений.
Слайд №3.
И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро.
Придаточное изъяснительное.
Слайд №4.
Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат.
Придаточное условия.
Слайд №5.
Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, потому что иначе его задавит одиночество.
Придаточное причины.
Слайд №6.
Почему хочется заплакать, как я еще никогда не плакал?
Придаточное образа действия.
Слайд №7.
Трудно мне писать о войне, хотя "во мне" книга о "моей войне" идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое.
Придаточное уступительное.
Слайд№8.
В токарных станках наибольшее распространение получили двухкоординатные контурные системы, которые используются для обработки конусов и фасонных поверхностей.
Придаточное определительное
Слайд №9.
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, КОТОРЫЙ, ЕСЛИ, КОГДА, БУДТО, ГДЕ, ХОТЯ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, КАК БУДТО, ОТТОГО, ТАКЖЕ, ЗАТО, НЕЖЕЛИ и др.
Запомните: перед союзом нужно ставить запятую.
В сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных. Как они могут присоединяться к главной части?
Слайд №10.
Последовательное подчинение.
В одном из школьных сочинений я написал о том, как во время Великой Отечественной войны подростки работали на токарных станках, сутками не выходя из цеха, чтобы дать фронту больше боеприпасов.
как
чтобы
, , .
Слайд №11.
[ = ], ( как ), ( чтобы ).
что?
для чего?
Слайд №12.
Однородное подчинение.
Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьезно учиться.
(Л.Н.Толстой)
,
, и . .
Слайд №13.
[ = ], (что = ), (что = ) и (что − = ).
что?
что? что?
Слайд №14.
Неоднородное (параллельное) подчинение
Если движение подачи продолжается, то обрабатываемая деталь начинает стирать резцедержавку, а затем и оправку, что приводит к резким перегрузкам, браку и даже авариям.
если
что
,
,
Слайд № 15.
Наличие или отсутствие запятой между рядом стоящими союзами что и если, что и когда, который и если и т.д.
Деревья так теснятся друг к другу, что если умрет вековая сосна, то некуда ей упасть.
Сравните:
Деревья так теснятся друг к другу, что, если умрет вековая сосна, некуда ей упасть.
Слайд № 16.
Отсутствие запятой между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися союзами и, или, либо, да (= и).
Мы отправились в путь по дороге, которая обещала много новых впечатлений и которая помогла нам сдружиться.
,
которая
которая
и и
Слайд №17.
МЕСТО ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Одной из главных тенденций станкостроения является повышение точности, что объясняется всё возрастающими требованиями к качеству изготовления современных машин.
[ ] , ( что ) .
Слайд №18.
Если весь хром находится в твёрдом растворе, то коррозийная стойкость сталей с 13% хрома повышается.
(Если ), [ то ].
Слайд №19.
Токарные станки, которые оснащены системой программного управления, являются полуавтоматами или автоматами.
[ , ( которые ) , ].
Запишите это предложение.
Слайд №20.
Металлорежущие станки можно классифицировать по отдельным признакам или по комплексу признаков. По технологическому назначению различают станки токарной, фрезерной, сверлильной и других групп. На специальных станках выполняют вполне определённый вид работ на конкретной заготовке. По степени автоматизации различают станки с ручным управлением, полуавтоматы, автоматы, станки с программным управлением. Автомат – станок, для возобновления цикла обработки которого не требуется непосредственного участия человека. Если для возобновления цикла обработки нужно только нажать кнопку «Пуск», то формально это станок-полуавтомат.
Вопросы для анализа текста:
Можно ли назвать это текстом?
Можете ли вы назвать тему данного текста?
Как связаны предложения в данном тексте?
Есть ли в данном тексте сложноподчинённые предложения?
Ответы:
Текст может состоять из одного абзаца, а может быть целой книгой. Это текст, так как несколько предложений здесь связано темой в целое.
Темой данного текста является классификация станков.
Предложения в тексте связаны в смысловом и в грамматическом отношении. Цепная связь осуществляется повтором ключевого слова станки. Все следующие предложения раскрывают смысл первого.
Два последних предложения являются сложноподчинёнными с придаточными определительным и условия.
Ознакомление с правилами дискуссии.
На партах находятся опорные конспекты. Учащиеся знакомятся с их содержанием. Дома они подготовят выступления, пользуясь правилами дискуссии.
Выполнение тестов ЕГЭ (только пункты со сложноподчинёнными предложениями.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
§ 81-84, упр. 407(II) . Пользуясь правилами дискуссии, подготовить выступление на свободную тему.
ДИСКУССИЯ
Надо уметь не только делать доклады, вести репортаж, брать и давать интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в диалогах, диспутах и дискуссиях по возникающим проблемам, быть оппонентом (т.е. выступать с возражениями) по тому или иному вопросу. Что для этого важно?
Старайтесь полемизировать, возражать аргументировано, с научным, экономическим обоснованием доказывать истину, убеждать не силой голоса, а фактами.
Защиту взглядов (своих или выступающего, если вы его поддерживаете) превращайте в наступление.
Не ввязывайтесь в пустую полемику и не давайте повода другим для такой полемики.
Старайтесь не прибегать к средствам, которыми пользуется недобросовестный оппонент (искажение фактов, высказываний, уход от главного).
Находите в себе мужество признавать верное и у противника вашей идеи.
Чтобы опровергнуть неверную, с вашей точки зрения, позицию оппонента, есть немало приёмов, возможностей доказать её несостоятельность. Вот некоторые из них:
а) ложный (как вам кажется) тезис опровергается другими фактами, о которых выступающий умолчал;
б) критикуется система доказательств: покажите, что выдвинутый тезис не вытекает из приведённых аргументов, фактов;
в) критикуются аргументы, сами факты, которые можно рассматривать по-другому (докажите это);
г) ложный (по вашему мнению) тезис развивается дальше, до логического конца и сводится к абсурду.