Сложение и вычитание алгебраических дробей.
Тип урока: Освоение новых знаний
Цели урока:
Предметные: Формирование знаний и умений правил сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями. Умение выполнять указанные действия.
Метапредметные:
Познавательные: развитие кругозора, мышления, внимания, культуры математической речи.
Регулятивные: самоконтроль.
Личностные: привитие интереса к изучению математики, любознательности
Сегодняшний урок мы проведем в не традиционной форме. Сначала мы запишем домашнее задание: параграф 4, №111, №113(1,2,3). А сейчас вы откроете тетради, запишите число.
Записали. Разделимся на группы: 1) «Онлайн» - работают по инструкции 2) «Ученик»- работают с учителем.
(После выполнения задания)
У вас на парте находится набор карточек. Возьмите карточку номер один, впишите свои фамилии и ответьте «согласны вы с данным утверждением или нет» используя «+» в место слова «Да» и «-» в место слова «Нет». (5-7 мин)
Карточка № 1. Фамилия Имя__________________________
вопросы | +/ - |
1.Верно ли, что наименьший общий знаменатель дробей будет равен 6ху. | |
2.При сложении алгебраических дробей с разными знаменателями мы складываем(вычитаем) их числители, а затем знаменатели. | |
3. Я думаю, что при вычитании дробей получится . | |
4.Разложив на множители многочлен у меня получилось . Вы согласны? | |
5. Я думаю, что при сложении дробей в результате получится | |
6. Мне кажется, что наименьший общий знаменатель для дробей будет | |
7. В сумме алгебраических дробей одно из слагаемых равно y. Верно ли я его представила в виде дроби ? | |
8. У дробей , после приведения их наименьшему общему кратному дополнительными множителями будут 5 и 2 соответственно. | |
9. Разложив выражение на множители мы получим . | |
10.Решая пример , в результате я получила: . Вы согласны? | |
А теперь посмотрим, как вы справились с данным заданием (на доске)
вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
… | | | | | | | | | | |
… | | | | | | | | | | |
Как выдумаете, почему на одни и те же вопросы мы получили разные ответы?
Дети предполагают и представляют свои ответы.
Хорошо! А как вы думаете, когда люди нашли способ складывать и вычитать дроби с разными знаменателями?
Дети пытаются ответить на вопрос, высказывают варианты ответов.
(слайд 3. О Фибоначчи)
Оказывается, в конце 12, в начале 13 века, итальянский учёный Леонардо Пизанский вывел способ сложения и вычитания алгебраических добей. Этот учёный в мире математики больше известен под именем Фибоначчи.
Так как отец Леонардо был торговцем, то ему часто приходилось бывать в странах Востока, таких как Алжир, Египет, Сирия. Сына отец брал с собой и Леонардо приходилось изучать науки у арабских учителей. В более взрослые годы он встречался с известным учёным Аль- Хорезми(?), и изучал его труды. Значительную часть своих знаний Фибоначчи изложил в выдающейся «Книге абака».
Имя Аль – Хорезми Вам о чём ни будь говорит?
Вы изучаете информатику и наверняка слышали это имя. Он первый вывел правила вычисления числовых выражений. В честь него правила назвали … Алгоритмом! А какими свойствами должен обладать алгоритм? Он должен быть понятным, точным, последовательным!
На ваших столах на карточке №2 предложены варианты правила сложения (вычитания) алгебраических дробей. Внимательно прочитайте их и выберите одно, которое на ваш взгляд, можно назвать алгоритмом решения примеров на сложение и вычитание алгебраических дробей.
(2-3 мин)
1 вариант. 1.) разложим знаменатели дробей на множители; 2.) из первого знаменателя выписываем произведение всех его множителей. Полученное произведение будет наименьшим общим знаменателем; 3.) найдем дополнительные множители для каждой дроби. Это будет произведение тех множителей, которые имеются в общем знаменателе, но которых нет в старом знаменателе; 4.) запишем каждую дробь с новым числителем и общим знаменателем 5.) найдем для каждой дроби новый числитель: он находится путём умножения старого числителя на дополнительный множитель; 6.) сложим (вычтем) числители, а знаменатель оставим общий. | 2 вариант. 1.) разложим знаменатель дроби на множители; 2.) из первого знаменателя выписываем произведение всех его множителей, из разложений остальных знаменателей выписываем произведение всех его множителей и находим их произведение. Полученное произведение будет наименьшим общим знаменателем; 3.) найдем дополнительные множители для каждой дроби. Это будет произведение тех множителей, которые имеются в общем знаменателе; 4.) найдем для каждой дроби новый числитель: он находится путём умножения старого числителя на дополнительный множитель; 5.) запишем каждую дробь с новым числителем и общим знаменателем 6.) сложим (вычтем) числители, а знаменатель оставим общий |
3 вариант. 1.) разложим знаменатели дробей на множители; 2.) из первого знаменателя выписываем произведение всех его множителей, из разложений остальных знаменателей выбрать те, которых нет в первом разложении и приписать их к произведению. Полученное произведение будет наименьшим общим знаменателем; 3.) найдем дополнительные множители для каждой дроби. Это будет произведение тех множителей, которые имеются в общем знаменателе, но которых нет в старом знаменателе; 4.) найдем для каждой дроби новый числитель: он находится путём умножения старого числителя на дополнительный множитель; 5.) запишем каждую дробь с новым числителем и общим знаменателем 6.) сложим (вычтем) числители, а знаменатель оставим общий | 4 вариант. 1.) разложим знаменатели дробей на множители; 2.) найдем дополнительные множители для каждой дроби. Это будет произведение тех множителей, которые имеются в общем знаменателе, но которых нет в старом знаменателе; 3.) из первого знаменателя выписываем произведение всех его множителей, из разложений остальных знаменателей выбрать те, которых нет в первом разложении и приписать их к произведению. Полученное произведение будет наименьшим общим знаменателем 4.) найдем для каждой дроби новый числитель: он находится путём умножения старого числителя на дополнительный множитель; 5.) запишем каждую дробь с новым числителем и общим знаменателем 6.) сложим (вычтем) числители, а знаменатель оставим общий |
Дети должны выбрать 3 вариант и сказать, что он является самым точным, понятным и последовательным и назвать не точности, которые присутствуют в 1,2 и 4 вариантах.
После обсуждения вывешиваю (слайд) на доску алгоритм, который выбрало большинство учащихся.
А теперь, чтобы подтвердить правильность вашего выбора, выполните примеры на сложение и вычитание алгебраических дробей используя выбранный алгоритм. Работу выполняйте на карточках. (10-12 мин)
Карточка №3. Вариант 1. Ф.И. Выполните действия: | Карточка №3. Вариант 2. Ф.И. Выполните действия: |
А сейчас возьмите в руки карандаши, и мы проверим правильность ваших ответов (4 слайд с ответами). Дети проверяют ставят «+» либо «-».
Я надеюсь, что все справились с данным заданием
На обратной стороне карточки ответьте на вопросы какие трудности вы испытывали при выполнении данной работы (поставьте + или -)
Карточка 4
№ | вопросы | +/- |
1. | При выполнении данного задания трудностей не испытывал(а) | |
2. | Испытываю трудности при нахождении наименьшего общего знаменателя | |
3. | Допускаю ошибки при умножении на дополнительный множитель | |
4. | Испытываю трудности при разложении многочлена на множители | |
5. | Допускаю ошибки при сложении подобных слагаемых | |
6. | Другое: | |
По завершении урока сдайте.
Опросить нескольких учащихся какие трудности они испытывали. И обсудить как от них избавиться.
Мы хорошо потрудились. Выяснили какие сложности нас преследовали при выполнении примеров на сложение и вычитание алгебраических дробей и стараемся их больше не допускать.
Оценки, которые вы заработали за самостоятельную работу, я выставлю в журнал.
А сейчас, в оставшееся время, мы решим пример и ещё раз проверим правильность выбора нашего алгоритма:
Данный пример решает у доски пожелавший ученик
На этом урок окончен. Всем спасибо за хорошую плодотворную работу!