Конспект урока
русского языка в 6 классе
по теме
«Слово и его лексическое значение»
Конспект урока русского языка в 6 классе.
Тема урока: «Слово и его лексическое значение»
Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятия «лексическое значение слова», по закреплению умения работать со словарной статьёй, по совершенствованию навыков грамотного письма.
Задачи:
- (направленные на достижение личностных результатов обучения)
воспитание интереса к предмету, чуткого отношения к родному языку, коммуникативных качеств личности;
(направленные на достижение метапредметных результатов обучения)
развитие речи, мышления, воображения, умения рассуждать, делать выводы, активизация познавательной деятельности;
(направленные на достижение предметных результатов обучения)
закрепление умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств, выяснение способов определения лексического значения слова, закрепление навыка работы со словарём.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Место в учебном плане: первый урок раздела «Лексика. Культура речи».
Формы работы: фронтальная работа, самостоятельная работа.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, слайд-презентация урока.
Ресурсы: учебник «Русский язык 6 класс», авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, 2012 год, издательство «Просвещение».
Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориетированное обучение, системно-деятельный подход.
Список ЭОР: http://eor. edu. ru
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы урока.
Слово учителя:
- Много слов на земле…
Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.
Есть слова – словно раны,
Слова – словно суд,
С ними в бою не сдаются
И в плен не берут.
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!
- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
(Слайд №1)
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.С. Пушкина:
«Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений».
- Как вы понимаете это выражение?
- Ребята, мы должны сегодня закрепить умение понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; выяснить способы определения лексического значения слова; закрепить навыки работы со словарём; продолжить воспитывать чуткое отношение к родному языку.
- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?
II. Переход к новой теме.
Слово учителя:
- Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звёзд на небе? Нет. Звёзд, видимых на небе, только около 3-х тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200-х тысяч, плюс иностранные слова, плюс термины, ещё устаревшие слова, имена. Сосчитать же все слова общенародного современного языка никто не может – ни учёные, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу, что язык в количественном отношении не исчислим.
III. Изложение нового материала.
Слово учителя:
- Все слова языка образуют его словарный состав или лексику, то, что обозначает слово есть его лексическое значение.
Откройте учебники на стр.51, прочитайте правило.
(Слайд №2)
- Приведите примеры омонимов, синонимов, антонимов.
IV. Тренировочные упражнения:
- Подобрать синонимы к прилагательным:
Красивый пейзаж –
Весёлое настроение –
Интересная игра –
Смелый человек –
Верный друг –
Верный ответ –
(ученик у доски)
- Лексическое значение слова необходимо знать, чтобы правильно писать. Иногда выбор гласной в корне слова зависит от его значения.
Откройте упр.92.
(Самостоятельная работа)
(Проверка)
Физкультминутка.
Работа со словарём.
Слово учителя:
- Что нужно делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека? Расширять свой словарный запас. Это очень важно для каждого человека, пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово.
В современном мире красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с правильной речью как умную и творческую личность. Человек с богатым словарным запасом быстрее получает работу, успешнее продвигается по служебной лестнице. К нему чаще и внимательнее прислушиваются.
Где мы можем узнать значение слов?
- Послушайте сообщение о человеке, который составил толковый словарь, о В.И. Дале.
(Слайд №3)
- Найдите в словаре значение слов «лауреат», «бумажник»
(Слайд №4)
- В упр.94 найдите многозначное слово.
- Мы сегодня вспомнили, что некоторые слова кроме прямого значения имеют переносное значение, выполните упр.97. (Самостоятельная работа)
(Проверка)
V. Рефлексия.
- Любовь к родному языку тесно связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Это умение надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить и писать.
Ребята, сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями?
Вы получили удовольствие от работы?
Домашнее задание.
(Слайд №5)
Спасибо за работу. Урок окончен.