СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕЛЕШКО И. Г. Лингвистический квест "Словарный марафон" РЯиЛ 2020-11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов построено в виде квеста по станциям "Орфографическая", "Орфоэпическая", "Лексическая", "Заморские гости", "Синонимическая", "Фразеологическая", "Словообразовательная", "Корректорская", "Помощники переводчика", "Литературоведческая". 

Просмотр содержимого документа
«МЕЛЕШКО И. Г. Лингвистический квест "Словарный марафон" РЯиЛ 2020-11»

И. Г. Мелешко, учитель русского языка и литературы ГУО «Фариновский детский сад-средняя школа Полоцкого района» Витебской области


Лингвистический квест «Словарный марафон» (для учащихся VII—VIII классов)

Цель мероприятия: активизация познава­тельной деятельности школьников, повыше­ние мотивации к изучению русского языка и литературы.

Задачи: обобщить и систематизировать знания по разным разделам русского языка; способствовать формированию навыков поль­зования словарями разных типов, использо­вания ИКТ; воспитывать умение работать в команде, ценностное отношение к словарям как источникам информации.

Оборудование: маршрутные листы (при­ложение 1), выставка словарей, медиапро­ектор, презентация PowerPoint, карточки с заданиями для каждой станции, карточки с портретами В. И. Даля и С. И. Ожегова для разделения на команды, словари, соот­ветствующие направлению каждой станции, распечатка кодовой фразы (приложение 2).

Эпиграф: Вселенная в алфавитном по­рядке.

А. Франс

Ход мероприятия

  1. Организационный этап.

  2. Ориентировочно-мотивационный этап.

  • Ребята, знаете ли вы, какой праздник отмечается сегодня? Найти ответ вам поможет эпиграф, который вы видите на слайде. О чём так сказал знаменитый французский писатель Анатоль Франс? (Ответы учащихся.)

  • Правильно, речь идёт о словарях. 22 нояб­ря отмечается День словарей и энциклопе­дий. Почему для праздника выбрана именно эта дата? Ответить на этот вопрос вам помо­жет презентация.

Демонстрируются слайды:

  • 22 ноября 1801 года родился В. И. Даль, русский учёный, писатель, врач, этнограф, собиратель фольклора, широко известный как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», в котором насчитывается 200 тысяч слов.

  • Виды словарей.

  • Сегодня вас ждёт командное состяза­ние, лингвистический квест, выполняя зада­ния которого вы сможете показать свои зна­ния по русскому языку и литературе, про­демонстрировать умение пользоваться сло­варями разных типов, а также доказать, что вы способны работать в команде, где «один за всех и все за одного». Чтобы разделить­ся на команды, каждый участник должен взять карточку. На обороте вы увидите пор­трет Владимира Ивановича Даля или Сергея Ивановича Ожегова (портреты с подписями демонстрируются на экране).

  • О заслугах Даля мы уже сегодня го­ворили. А чем прославился в лексикогра­фии Сергей Иванович Ожегов? (Он являет­ся автором самого первого из вышедших в СССР словарей. Работу над словарём, по­явившимся впервые в 1949 году, С. И. Оже­гов начал перед самой Великой Отече­ственной войной и не прекращал до конца своей жизни, совершенствуя его состав и структуру. В 1990 году Президиумом АН СССР С. И. Ожегов вместе с Н. Ю. Шве­довой был избран лауреатом премии имени

А. С. Пушкина за создание «Словаря русско­го языка».)

  • Разделитесь на команды и возьмите с выставки словари «своих» авторов, они могут помочь вам в выполнении заданий, а карточки с портретами лексикографов при­колите к одежде в качестве эмблем. Выбери­те в командах капитанов, которые получат маршрутные листы и карту расположения «станций», на которых вам предстоит выпол­нить задания. За выполнение каждого зада­ния вы будете получать баллы, а также части кодовой фразы. Кто наберёт большее количе­ство баллов, а при одинаковом их количест­ве — будет более быстрым, тот и станет по­бедителем нашей игры. Желаю всем успеха!

  1. Операционно-познавательный этап.

  1. Станция «Орфографическая».

  • Вставьте пропущенные буквы в словах, раскройте скобки.

В..г..тарианец, п..н..рама, об..яние, к..л..(с/сс)альный, арт..(л/лл)ерия, гр..(м/жж)атика, к..н..нада, гу(м/мм)анизм, к..т..строфа, к..в..(л/лл)ерия, к..(л/лл)ичество, ж..(к/кк)ей, м..(ж/жж)евельник, пр..(ф/ фф)е(с/сс)ия, п..л..садник, к..л..ритный, эш..лон, п..(с/сс)ажир, пр..(ф/фф)е(с/сс)ор, инт..(л/лл)..генция.

(За каждое слово даётся 0,25 балла; всего за задание 5 баллов.)

  1. Станция «Орфоэпическая».

  • Поставите ударение в словах.

Кашлянуть, жалюзи, красивее, форзац,

апостроф, обеспечение, каталог, танцовщи­ца, бармен, баловать, шасси, пломбирован­ный, водопровод, квартал, пуловер, досуг, ре­мень, сироты (И. п. мн. ч.), звонит, ломота.

(За каждое слово даётся 0,25 балла; всего за задание 5 баллов.)

  1. Станция «Лексическая».

  1. Учитывая многозначность слова све­жий, составьте и запишите как можно боль­ше словосочетаний, которые иллюстрируют его значения (пояснения запишите в скоб­ках). Например, свежий след (недавний).

Пример выполнения задания:

Свежая газета (сегодняшняя), свежий вид (отдохнувший), свежие овощи (только что полученные), свежие краски (яркие), свежий воздух (чистый, прохладный), свежий ве­тер (прохладный), свежая рубашка (чистая), свежие новости (актуальные).

(За каждое словосочетание даётся 0,25 балла.)

  1. Запишите слово, которое подходит к обоим выражениям. Какое лингвистическое явление положено в основу этого задания?

  1. Карточная игра — стержень с резьбой. (Винт.)

  2. Залив — часть лица. (Губа.)

  3. Часть дерева — валюта в Швеции. (Крона.)

  4. Должность — воздержание от пищи. (Пост.)

  5. Мелкие свинцовые шарики для стрель­бы — форма представления числа в матема­тике, состоящая из одной или нескольких равных частей (долей) единицы. (Дробь.)

(За каждое слово даётся 0,5 балла + 1 балл за термин; всего 3,5 балла за задание.)

  1. Станция «Заморские гости».

  • Замените одним словом заимствования:

  1. Спортсмен-подводник. (Аквалангист.)

  2. Лыжная акробатика. (Фристайл.)

  3. Скалолаз. (Альпинист.)

  4. Собиратель монет. (Нумизмат.)

  5. Декоративное праздничное освещение. ( Иллюминация.)

  6. Искусство составления букетов. (Ике­бана.)

  7. Стадион для состязания велосипеди­стов. (Велотрек.)

  8. Врач, лечащий детей. (Педиатр.)

  9. Наука о земле. (Агрономия.)

  10. Животный мир. (Фауна.)

(За каждое слово даётся 0,5 балла; всего 5 баллов за задание, за каждую орфографи­ческую ошибку снимается по 0,25 балла.)

  1. Станция «Синонимическая».

  • Расположите синонимы в порядке уси­ления признака.

  1. Неприятный (3), некрасивый (4), урод­ливый (6), безобразный (5), невзрачный (1), несимпатичный (2).

2. Приторный (4), сладкий (1), елейный (3), слащавый (2).

3. Скупой (4), ненасытный (5), скаредный (2), прижимистый (1), алчный (6), жадный (3).

4. Стремительный (5), шустрый (2), ско­рый (3), проворный (1), быстрый (4).

5. Вежливый (5), тактичный (4), обходи­тельный (3), учтивый (6), деликатный (2), корректный (1), благовоспитанный (7).

(За каждый ряд даётся 1 балл; всего 5 бал­лов за задание.)

  1. Станция «Фразеологическая».

  • Составьте фразеологизмы из данных компонентов, выразите смысл полученных выражений одним словом.

1. В сорочке

2. Рукой

3. Душа

4. Семи пядей

5. Ждать

6. Не в бровь

7. Как снег

8. Стреляный

9. Обводить

10. Рассеиваться

А. вокруг пальца

Б. а в глаз

В. у моря погоды

Г. как дым

Д. нараспашку

Е. на голову

Ж. во лбу

3. подать

И. родился

К. воробей


(За каждый правильно составленный фра­зеологизм с пояснением даётся 1 балл; всего 10 баллов за задание.)

  1. Станция «Словообразовательная».

  1. Распределите слова по группам таким образом, чтобы в каждой из них были только однокоренные слова.

Печник (1), пекарь (2), выпечь (2), запе­канка (2), печёный (2), печка (1), печной (1), электропечь (1), солнцепёк (2), загореться (3), горелка (3), горючий (3), горячиться (4), горение (3), разгорячиться (4), горячность (3), обгорать (3), голубка (5), голубиный (5), голубенький (6), голубёнок (5), голубизна (6), голубятня (5), голубевод (5), голубова­тый (6).

(За каждое слово даётся 0,1 балла; всего 2,5 балла за задание.)

  1. Найдите четвёртое «лишнее» в каждом ряду, объясните свой выбор.

  1. Горошинка, картофелинка, соломинка, снежинка. (Суффикс -инк-, в остальных сло­вах по два суффикса: -ив- и -к-.)

  2. Утюжить, чистить, рыхлить, крепить. (Образовано от существительного, остальные слова — от имён прилагательных.)

  3. Зайчик, телефончик, кончик, огурчик. (Суффикс -чик-, в остальных словах суффикс -ик-, а [ч] в корне.)

(За каждое слово с объяснением даётся 1 балл; всего 3 балла за задание.)

  1. Станция «Корректорская».

— Исправьте речевые ошибки в употре­блении паронимов.

  1. Кабаниха была зловещей домохозяй­кой. (Злой.)

  2. Ты мой самый желательный гость! (Желанный.)

  3. В каждом его поступке был виден скрытный смысл. (Скрытый.)

  4. Друг пригласил меня на сытый обед. ( Сытный.)

  5. Мне приобрели абонент в бассейн. (Або­немент.)

(За каждое предложение 1 балл; всего 5 баллов за задание.)

  1. Станция «Помощники переводчика».

— Дайте толкование данным словам в русском и белорусском языках.

  1. Неделя (семь дней) — нядзеля (воскре­сенье).

  2. Лютый (очень злой, жестокий) — люты (месяц февраль).

  3. Свет (отсутствие тьмы) — свет (мир).

  4. Час (60 минут) — час (время).

  5. Шпалеры (опора для декоративных растений) — шпалеры (обои).

(За каждое слово даётся 0,5 балла; всего 5 баллов за задние.)

  1. Станция «Литературо­ведческая».

— Разгадайте кроссворд «Ли­тературоведческие термины» в сервисе LearningApps: https:// learningapps.org/view8407863.


  1. Рефлексия.

Подведение итогов квеста, награждение победителей.

Приложение 1

Маршрутный лист

Название команды:

Станция

Количество баллов

Подпись куратора

« Орфографическая »



« Орфоэпическая »



« Лексическая »



«Заморские гости»



«Синонимическая »



« Фразеологическая »



« Словообразовательная »



« Корректорская »



«Помощники переводчика»



« Литературоведческая »



ВСЕГО



Кодовая фраза:


Приложение 2

Кодовая фраза

Составитель словаря не указчик языку, а служитель, раб его.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!