И. Г. Мелешко, учитель русского языка и литературы ГУО «Фариновский детский сад-средняя школа Полоцкого района» Витебской области
Лингвистический квест «Словарный марафон» (для учащихся VII—VIII классов)
Цель мероприятия: активизация познавательной деятельности школьников, повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.
Задачи: обобщить и систематизировать знания по разным разделам русского языка; способствовать формированию навыков пользования словарями разных типов, использования ИКТ; воспитывать умение работать в команде, ценностное отношение к словарям как источникам информации.
Оборудование: маршрутные листы (приложение 1), выставка словарей, медиапроектор, презентация PowerPoint, карточки с заданиями для каждой станции, карточки с портретами В. И. Даля и С. И. Ожегова для разделения на команды, словари, соответствующие направлению каждой станции, распечатка кодовой фразы (приложение 2).
Эпиграф: Вселенная в алфавитном порядке.
А. Франс
Ход мероприятия
Организационный этап.
Ориентировочно-мотивационный этап.
Ребята, знаете ли вы, какой праздник отмечается сегодня? Найти ответ вам поможет эпиграф, который вы видите на слайде. О чём так сказал знаменитый французский писатель Анатоль Франс? (Ответы учащихся.)
Правильно, речь идёт о словарях. 22 ноября отмечается День словарей и энциклопедий. Почему для праздника выбрана именно эта дата? Ответить на этот вопрос вам поможет презентация.
Демонстрируются слайды:
22 ноября 1801 года родился В. И. Даль, русский учёный, писатель, врач, этнограф, собиратель фольклора, широко известный как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», в котором насчитывается 200 тысяч слов.
Виды словарей.
Сегодня вас ждёт командное состязание, лингвистический квест, выполняя задания которого вы сможете показать свои знания по русскому языку и литературе, продемонстрировать умение пользоваться словарями разных типов, а также доказать, что вы способны работать в команде, где «один за всех и все за одного». Чтобы разделиться на команды, каждый участник должен взять карточку. На обороте вы увидите портрет Владимира Ивановича Даля или Сергея Ивановича Ожегова (портреты с подписями демонстрируются на экране).
О заслугах Даля мы уже сегодня говорили. А чем прославился в лексикографии Сергей Иванович Ожегов? (Он является автором самого первого из вышедших в СССР словарей. Работу над словарём, появившимся впервые в 1949 году, С. И. Ожегов начал перед самой Великой Отечественной войной и не прекращал до конца своей жизни, совершенствуя его состав и структуру. В 1990 году Президиумом АН СССР С. И. Ожегов вместе с Н. Ю. Шведовой был избран лауреатом премии имени
А. С. Пушкина за создание «Словаря русского языка».)
Разделитесь на команды и возьмите с выставки словари «своих» авторов, они могут помочь вам в выполнении заданий, а карточки с портретами лексикографов приколите к одежде в качестве эмблем. Выберите в командах капитанов, которые получат маршрутные листы и карту расположения «станций», на которых вам предстоит выполнить задания. За выполнение каждого задания вы будете получать баллы, а также части кодовой фразы. Кто наберёт большее количество баллов, а при одинаковом их количестве — будет более быстрым, тот и станет победителем нашей игры. Желаю всем успеха!
Операционно-познавательный этап.
Станция «Орфографическая».
Вставьте пропущенные буквы в словах, раскройте скобки.
В..г..тарианец, п..н..рама, об..яние, к..л..(с/сс)альный, арт..(л/лл)ерия, гр..(м/жж)атика, к..н..нада, гу(м/мм)анизм, к..т..строфа, к..в..(л/лл)ерия, к..(л/лл)ичество, ж..(к/кк)ей, м..(ж/жж)евельник, пр..(ф/ фф)е(с/сс)ия, п..л..садник, к..л..ритный, эш..лон, п..(с/сс)ажир, пр..(ф/фф)е(с/сс)ор, инт..(л/лл)..генция.
(За каждое слово даётся 0,25 балла; всего за задание 5 баллов.)
Станция «Орфоэпическая».
Кашлянуть, жалюзи, красивее, форзац,
апостроф, обеспечение, каталог, танцовщица, бармен, баловать, шасси, пломбированный, водопровод, квартал, пуловер, досуг, ремень, сироты (И. п. мн. ч.), звонит, ломота.
(За каждое слово даётся 0,25 балла; всего за задание 5 баллов.)
Станция «Лексическая».
Учитывая многозначность слова свежий, составьте и запишите как можно больше словосочетаний, которые иллюстрируют его значения (пояснения запишите в скобках). Например, свежий след (недавний).
Пример выполнения задания:
Свежая газета (сегодняшняя), свежий вид (отдохнувший), свежие овощи (только что полученные), свежие краски (яркие), свежий воздух (чистый, прохладный), свежий ветер (прохладный), свежая рубашка (чистая), свежие новости (актуальные).
(За каждое словосочетание даётся 0,25 балла.)
Запишите слово, которое подходит к обоим выражениям. Какое лингвистическое явление положено в основу этого задания?
Карточная игра — стержень с резьбой. (Винт.)
Залив — часть лица. (Губа.)
Часть дерева — валюта в Швеции. (Крона.)
Должность — воздержание от пищи. (Пост.)
Мелкие свинцовые шарики для стрельбы — форма представления числа в математике, состоящая из одной или нескольких равных частей (долей) единицы. (Дробь.)
(За каждое слово даётся 0,5 балла + 1 балл за термин; всего 3,5 балла за задание.)
Станция «Заморские гости».
Спортсмен-подводник. (Аквалангист.)
Лыжная акробатика. (Фристайл.)
Скалолаз. (Альпинист.)
Собиратель монет. (Нумизмат.)
Декоративное праздничное освещение. ( Иллюминация.)
Искусство составления букетов. (Икебана.)
Стадион для состязания велосипедистов. (Велотрек.)
Врач, лечащий детей. (Педиатр.)
Наука о земле. (Агрономия.)
Животный мир. (Фауна.)
(За каждое слово даётся 0,5 балла; всего 5 баллов за задание, за каждую орфографическую ошибку снимается по 0,25 балла.)
Станция «Синонимическая».
Неприятный (3), некрасивый (4), уродливый (6), безобразный (5), невзрачный (1), несимпатичный (2).
2. Приторный (4), сладкий (1), елейный (3), слащавый (2).
3. Скупой (4), ненасытный (5), скаредный (2), прижимистый (1), алчный (6), жадный (3).
4. Стремительный (5), шустрый (2), скорый (3), проворный (1), быстрый (4).
5. Вежливый (5), тактичный (4), обходительный (3), учтивый (6), деликатный (2), корректный (1), благовоспитанный (7).
(За каждый ряд даётся 1 балл; всего 5 баллов за задание.)
Станция «Фразеологическая».
Составьте фразеологизмы из данных компонентов, выразите смысл полученных выражений одним словом.
1. В сорочке 2. Рукой 3. Душа 4. Семи пядей 5. Ждать 6. Не в бровь 7. Как снег 8. Стреляный 9. Обводить 10. Рассеиваться | А. вокруг пальца |
Б. а в глаз |
В. у моря погоды |
Г. как дым |
Д. нараспашку |
Е. на голову |
Ж. во лбу |
3. подать |
И. родился |
К. воробей |
(За каждый правильно составленный фразеологизм с пояснением даётся 1 балл; всего 10 баллов за задание.)
Станция «Словообразовательная».
Распределите слова по группам таким образом, чтобы в каждой из них были только однокоренные слова.
Печник (1), пекарь (2), выпечь (2), запеканка (2), печёный (2), печка (1), печной (1), электропечь (1), солнцепёк (2), загореться (3), горелка (3), горючий (3), горячиться (4), горение (3), разгорячиться (4), горячность (3), обгорать (3), голубка (5), голубиный (5), голубенький (6), голубёнок (5), голубизна (6), голубятня (5), голубевод (5), голубоватый (6).
(За каждое слово даётся 0,1 балла; всего 2,5 балла за задание.)
Найдите четвёртое «лишнее» в каждом ряду, объясните свой выбор.
Горошинка, картофелинка, соломинка, снежинка. (Суффикс -инк-, в остальных словах по два суффикса: -ив- и -к-.)
Утюжить, чистить, рыхлить, крепить. (Образовано от существительного, остальные слова — от имён прилагательных.)
Зайчик, телефончик, кончик, огурчик. (Суффикс -чик-, в остальных словах суффикс -ик-, а [ч] в корне.)
(За каждое слово с объяснением даётся 1 балл; всего 3 балла за задание.)
Станция «Корректорская».
— Исправьте речевые ошибки в употреблении паронимов.
Кабаниха была зловещей домохозяйкой. (Злой.)
Ты мой самый желательный гость! (Желанный.)
В каждом его поступке был виден скрытный смысл. (Скрытый.)
Друг пригласил меня на сытый обед. ( Сытный.)
Мне приобрели абонент в бассейн. (Абонемент.)
(За каждое предложение 1 балл; всего 5 баллов за задание.)
Станция «Помощники переводчика».
— Дайте толкование данным словам в русском и белорусском языках.
Неделя (семь дней) — нядзеля (воскресенье).
Лютый (очень злой, жестокий) — люты (месяц февраль).
Свет (отсутствие тьмы) — свет (мир).
Час (60 минут) — час (время).
Шпалеры (опора для декоративных растений) — шпалеры (обои).
(За каждое слово даётся 0,5 балла; всего 5 баллов за задние.)
Станция «Литературоведческая».
— Разгадайте кроссворд «Литературоведческие термины» в сервисе LearningApps: https:// learningapps.org/view8407863.
Рефлексия.
Подведение итогов квеста, награждение победителей.
Приложение 1
Маршрутный лист
Название команды:
Станция | Количество баллов | Подпись куратора |
« Орфографическая » | | |
« Орфоэпическая » | | |
« Лексическая » | | |
«Заморские гости» | | |
«Синонимическая » | | |
« Фразеологическая » | | |
« Словообразовательная » | | |
« Корректорская » | | |
«Помощники переводчика» | | |
« Литературоведческая » | | |
ВСЕГО | | |
Кодовая фраза:
Приложение 2
Кодовая фраза
Составитель словаря не указчик языку, а служитель, раб его.