Тема : Слова – действия.
Цель: закрепление знаний детей о глаголе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обучать постановке вопросов к глаголам
- дифференцировать глаголы от других слов
- устранять аграмматизм в устной речи
- работать над словоизменением
Коррекционно- развивающие:
- развивать слуховое внимание
- развивать логического мышления
- развивать навыки согласования и управления
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки организации учебной работы
- формировать положительную мотивацию обучающихся через использование игровых и занимательных упражнений.
Оборудование: картинки для оргмомента, карточки с графическим обозначением слов- предметов, слов- действий и слов – признаков, карточки со словами - предметами, карточки в виде желтых и зеленых листьев для составления словосочетаний.
Ход занятия
I .Организационное начало занятия. 1.Подбор действий к предметам.
- Назовите предметы на картинках и подберите к ним 5-6 действий. Например: лиса – охотится, заметает следы, спит, бежит, смотрит, тявкает, роет нору…
Картинки: лиса, самовар, листья, деревья, роза, заяц.
- Где предметы в форме единственного числа, а где – в форме множественного числа? Почему подбираем слова- действия , обращая внимание на число предмета?
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II .Основная часть.
1.Игра «Загадочные квадраты».
- Рассмотрите загадочные квадраты и найдите среди букв слова, обозначающие действия предметов.
(Дети работают на индивидуальных карточках).
2. Подбор предметов к действиям .
- Прочитайте слова – действия и подберите к ним слова – предметы.
Полз -…. улетела - … шагал - ..
Болело - … висело - …. играли - …
3. Развитие логического мышления.
- Отгадайте загадки и выпишите из текста слова – действия со словами – предметами, к которым они относятся.
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна открывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле.
(Дождь )
Заря – заряница
Красная девица,
По свету ходила,
Слезы уронило.
Месяц видел.
Солнце скрыло.
(Роса)
Физминутка «Покажи, что назову».
- Я буду называть направление, а вы шагать в данном направлении.
Итак: вправо, влево, вперед, назад, налево, вперед, направо, назад, налево.
4. Дифференциация глаголов женского, мужского и среднего рода между собой.
Игра «Доскажи словечко»
- Рассмотрите картинки , прочитайте слова - действия. Составьте из них словосочетания и запишите их. Образец: яблоко висело, тигрята спали…
Пособие:
- (лев, зебра, тигрята ) – спать
-( виноград, яблоко, груша) – висеть.
Слова в скобках заменены картинками.
5. Самостоятельная работа .
- Прочитайте предложения Вставьте подходящие по смыслу слова- действия.
Всю неделю дождь.
Ночью на небе яркие звезды.
Мальчик на плиту чайник.
Лист с березы.
Паша на трамвае.
Котенок за осой.
Пчела в улей мед.
Над городом тяжелые серые тучи.
III .Итог . - Прочитайте предложения и назовите предметы вместе с совершаемыми ими действиями. В каком числе стоят глаголы? Докажите.