СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скульптура древнего египта. развитие египетского скульптурного портрета.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для урока на тему: "Скульптура Древнего Египта. Развитие египетского скульптурного портрета". Предмет "История искусств"

Просмотр содержимого документа
«Скульптура древнего египта. развитие египетского скульптурного портрета.»

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. РАЗВИТИЕ ЕГИПЕТСКОГО СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА. 2 класс Презентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида Юрьевна

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. РАЗВИТИЕ ЕГИПЕТСКОГО СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА.

2 класс

Презентацию подготовила

Преподаватель ИЗО

МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

Джасте Саида Юрьевна

Живопись Древнего Египта Стена зачищалась, покрывалась слоем штукатурки, затем кистью наносили жидкий раствор гипса. При помощи веревки, окрашенной красной краской, на стене чертили сетку, по которой наносили контуры фигуры. Готовую роспись покрывали лаком. Изобразительное искусство Египта носило культовый характер. Еще древние греки отмечали, что египтяне придерживались своих канонов в изобразительном искусстве и скульптуре, отход от которых был запрещен. В Древнем царстве фигура стоящего человека делилась на 6 частей затем на 8, и на 26 . Художники должны были переносить все рисунки по сетке. Существовали образцы, выполненные на сетке.

Живопись Древнего Египта

Стена зачищалась, покрывалась слоем штукатурки, затем кистью наносили жидкий раствор гипса. При помощи веревки, окрашенной красной краской, на стене чертили сетку, по которой наносили контуры фигуры. Готовую роспись покрывали лаком.

  • Изобразительное искусство Египта носило культовый характер. Еще древние греки отмечали, что египтяне придерживались своих канонов в изобразительном искусстве и скульптуре, отход от которых был запрещен. В Древнем царстве фигура стоящего человека делилась на 6 частей затем на 8, и на 26 . Художники должны были переносить все рисунки по сетке. Существовали образцы, выполненные на сетке.
Гробница Тутанхамона Египтяне верили в загробную жизнь и клали в гробницы всевозможные предметы быта, драгоценности, оружие, игры, еду, семена.

Гробница Тутанхамона

  • Египтяне верили в загробную жизнь и клали в гробницы всевозможные предметы быта, драгоценности, оружие, игры, еду, семена.
Гробница и мумия Рамсеса I. Историю жизни умерших писали иероглифами на стенах гробниц.

Гробница и мумия Рамсеса I.

  • Историю жизни умерших писали иероглифами на стенах гробниц.
Среди видов изобразительного искусства важное место занимала скульптура. В круглой скульптуре прочно сложились типы композиции статуи: стоящая фигура, застывшая с прижатыми к торсу руками; Фараон Менкаура, богиня Хатор и богиня нома
  • Среди видов изобразительного искусства важное место занимала скульптура. В круглой скульптуре прочно сложились типы композиции статуи: стоящая фигура, застывшая с прижатыми к торсу руками;

Фараон Менкаура, богиня Хатор и богиня нома

напряженно-неподвижно сидящая фигура, смотрящая прямо вперед. Статуя зодчего Хемиуна Статуя Аменемхета III из Хавары.
  • напряженно-неподвижно сидящая фигура, смотрящая прямо вперед.

Статуя зодчего Хемиуна

Статуя Аменемхета III из Хавары.

Скульптура древнего Египта Форма тела трактуется обобщенно; поверхность камня делается ровной и гладкой, практически вся скульптура раскрашивается, тщательней всего раскрашивали одежду, прически и украшения, глаза статуи обычно инкрустируются драгоценными и полудрагоценными камнями зрачки делаются из серебряных штифтов,

Скульптура древнего Египта

  • Форма тела трактуется обобщенно; поверхность камня делается ровной и гладкой, практически вся скульптура раскрашивается, тщательней всего раскрашивали одежду, прически и украшения, глаза статуи обычно инкрустируются драгоценными и полудрагоценными камнями зрачки делаются из серебряных штифтов,
Скульптура древнего Египта а вся фигура раскрашивается: женские статуи в желтый цвет мужские – в красно-коричневый, волосы в черный. Изваяние супружеской четы Рахотепа и Нофрет

Скульптура древнего Египта

  • а вся фигура раскрашивается: женские статуи в желтый цвет мужские – в красно-коричневый, волосы в черный.

Изваяние супружеской четы Рахотепа и Нофрет

Окрашивались и рельефы – египтяне использовали два их типа: плоский барельеф
  • Окрашивались и рельефы – египтяне использовали два их типа: плоский барельеф
и углубленный рельеф, где в плоскость врезаются контуры изображения.
  • и углубленный рельеф, где в плоскость врезаются контуры изображения.
Статуя писца Каи Назначение статуй – служить земной заменой тела – вызвало появление портрета. Лучшие памятники портретной скульптуры Древнего царства поражают яркостью характеристики представителей высшей знати, зодчих, писцов и т.д. Статуя писца Каи (сер. 3 тыс. до н.э.) выполнена из раскрашенного известняка. Писец сидит по-восточному скрестив ноги.

Статуя писца Каи

  • Назначение статуй – служить земной заменой тела – вызвало появление портрета. Лучшие памятники портретной скульптуры Древнего царства поражают яркостью характеристики представителей высшей знати, зодчих, писцов и т.д. Статуя писца Каи (сер. 3 тыс. до н.э.) выполнена из раскрашенного известняка. Писец сидит по-восточному скрестив ноги.
Статуя писца Каи Глаза широко раскрыты – они инкрустированы – сделаны из алебастра (белки глаз) и горного хрусталя, в который вставлен серебряный штифт (зрачки). Лицо живое выразительное.

Статуя писца Каи

  • Глаза широко раскрыты – они инкрустированы – сделаны из алебастра (белки глаз) и горного хрусталя, в который вставлен серебряный штифт (зрачки). Лицо живое выразительное.
Еще более каноническими были идеализированные изображения фараонов. Такова диоритовая статуя фараона Хефрена, полная суровой силы. Диоритовая статуя фараона Хефрена
  • Еще более каноническими были идеализированные изображения фараонов. Такова диоритовая статуя фараона Хефрена, полная суровой силы.

Диоритовая статуя фараона Хефрена

Особым видом воплощения в искусстве идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинкса – фантастического существа с туловищем льва и портретной головой фараона. Самым знаменитым памятником этого вида скульптуры является грандиозный сфинкс с портретной головой фараона Хефрена, высеченный из скалы около пирамиды Хефрена в Гизе.
  • Особым видом воплощения в искусстве идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинкса – фантастического существа с туловищем льва и портретной головой фараона. Самым знаменитым памятником этого вида скульптуры является грандиозный сфинкс с портретной головой фараона Хефрена, высеченный из скалы около пирамиды Хефрена в Гизе.
В противоположность каноническим изображениям богов, царей и вельмож большой непосредственностью и разнообразием отличались статуэтки слуг и рабов, а также животных, создававшихся в рельефах и росписях. Здесь художник мог свободнее проявить свою наблюдательность. Танцующие и музицирующие рабыни
  • В противоположность каноническим изображениям богов, царей и вельмож большой непосредственностью и разнообразием отличались статуэтки слуг и рабов, а также животных, создававшихся в рельефах и росписях. Здесь художник мог свободнее проявить свою наблюдательность.

Танцующие и музицирующие рабыни

В искусстве Среднего царства нарастают реалистические тенденции , зародившиеся в ряде местных центров. Мастера ищут новые способы передачи окружающего мира. В росписях и рельефах гробниц художники отступают от ряда обязательных ранее правил. Выработанный в местных центрах стиль был, затем воспринят и официальным искусством, лучшими памятниками которого явились реалистические царские портреты с характерной для них проработкой лица, с передачей костяка и мускулатуры, резкой игры светотени . Суровой властностью проникнуты созданные в этом стиле портреты фараонов Сенусерта III, Портретная голова фараона Сенусерта III. Сенусерт III
  • В искусстве Среднего царства нарастают реалистические тенденции , зародившиеся в ряде местных центров. Мастера ищут новые способы передачи окружающего мира. В росписях и рельефах гробниц художники отступают от ряда обязательных ранее правил. Выработанный в местных центрах стиль был, затем воспринят и официальным искусством, лучшими памятниками которого явились реалистические царские портреты с характерной для них проработкой лица, с передачей костяка и мускулатуры, резкой игры светотени . Суровой властностью проникнуты созданные в этом стиле портреты фараонов Сенусерта III,

Портретная голова фараона Сенусерта III.

Сенусерт III

Аменемхета III. Однако такая трактовка лица по-прежнему соединялась с величественной монументальностью и неподвижностью фигуры фараона-деспота. Статуя фараона  Аменемхета  III (черный гранит) Аменемхет  III Сфинкс фараона Аменемхета III
  • Аменемхета III. Однако такая трактовка лица по-прежнему соединялась с величественной монументальностью и неподвижностью фигуры фараона-деспота.

Статуя фараона Аменемхета III

(черный гранит)

Аменемхет III

Сфинкс фараона Аменемхета III

Для изобразительного искусства Нового царства , в частности для скульптур фараона и знати, было характерно стремление передать подлинные черты изображаемого и в то же время возвеличить и приподнять его. Одновременно продолжались новые поиски. В рельефах и статуях фигуры приобретают большую пластичность и мягкость очертаний; художники более свободно передают движение. Новые свойства скульптуры раскрывают статуэтки Аменхотепа, жреца Амона и его жены – жрицы «певицы Амона» Раннаи (16 в. до н.э.), в которой удивительная грациозность очертаний фигуры сочетается с тонкой и точной манерой выполнения деталей, изысканной красотой материалов: черного дерева, серебра одежд, золота украшений. Фигурка очень тонка, пропорции вытянуты, силуэт тела напоминает опрокинутый бутон лотоса. Ее взгляд, традиционно устремленный в пространство, тревожен. Статуя Раннаи, «певицы» Амона. искусство 1 пол. Нового царства (16-15 вв до н.э.) Статуэтка Аменхотепа, жреца Амона
  • Для изобразительного искусства Нового царства , в частности для скульптур фараона и знати, было характерно стремление передать подлинные черты изображаемого и в то же время возвеличить и приподнять его. Одновременно продолжались новые поиски. В рельефах и статуях фигуры приобретают большую пластичность и мягкость очертаний; художники более свободно передают движение.
  • Новые свойства скульптуры раскрывают статуэтки Аменхотепа, жреца Амона и его жены – жрицы «певицы Амона» Раннаи (16 в. до н.э.), в которой удивительная грациозность очертаний фигуры сочетается с тонкой и точной манерой выполнения деталей, изысканной красотой материалов: черного дерева, серебра одежд, золота украшений. Фигурка очень тонка, пропорции вытянуты, силуэт тела напоминает опрокинутый бутон лотоса. Ее взгляд, традиционно устремленный в пространство, тревожен.

Статуя Раннаи, «певицы» Амона.

искусство 1 пол. Нового царства (16-15 вв до н.э.)

Статуэтка Аменхотепа, жреца Амона

Аменемхет IV Эхнатон с женой и детьми Аменемхет IV Эхнатон Все эти поиски находят свое завершение в 14 в. до н.э. в искусстве времени Эхнатона . Искусство сознательно порывает с традициями прошлого, отказываясь от ряда обязательных ранее канонов. До того времени цари и боги изображались схожими, что должно было подтверждать божественное происхождение фараона. Эхнатон не мог позволить изображать себя по старым правилам, иначе его образ совпал бы с образами ненавистных ему божеств. В его изображениях главным стал живой, индивидуальный характер фигуры и лица фараона.

Аменемхет IV Эхнатон с женой и детьми

Аменемхет IV Эхнатон

  • Все эти поиски находят свое завершение в 14 в. до н.э. в искусстве времени Эхнатона . Искусство сознательно порывает с традициями прошлого, отказываясь от ряда обязательных ранее канонов. До того времени цари и боги изображались схожими, что должно было подтверждать божественное происхождение фараона. Эхнатон не мог позволить изображать себя по старым правилам, иначе его образ совпал бы с образами ненавистных ему божеств. В его изображениях главным стал живой, индивидуальный характер фигуры и лица фараона.
В искусстве Ахетатона ярко проявился интерес к передаче природы, воспроизведению бытовых сцен, стремление к созданию реалистического образа человека. Здесь были созданы подлинные шедевры – знаменитые скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити . При всей строгости манеры их автора – скульптора Тутмеса  – портреты Нефертити полны настоящим дыханием жизни. С легкостью и точностью переданы чуть улыбающиеся губы, тончайшая моделировка щек дает впечатление естественной мягкости тела.
  • В искусстве Ахетатона ярко проявился интерес к передаче природы, воспроизведению бытовых сцен, стремление к созданию реалистического образа человека. Здесь были созданы подлинные шедевры – знаменитые скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити . При всей строгости манеры их автора – скульптора Тутмеса – портреты Нефертити полны настоящим дыханием жизни. С легкостью и точностью переданы чуть улыбающиеся губы, тончайшая моделировка щек дает впечатление естественной мягкости тела.
Колоссы Рамсеса II. Заупокойный храм Рамсеса II, так называемый Рамессеум в Абу-Симбел Статуя Рамсеса II. Мемфис С новым подъемом храмового строительства, наступившим с 14 в. до н.э., вновь расцветает монументальная скульптура . Создаются монолитные статуи фараонов, весящие до тысячи тонн

Колоссы Рамсеса II. Заупокойный храм Рамсеса II, так называемый Рамессеум в Абу-Симбел

Статуя Рамсеса II. Мемфис

  • С новым подъемом храмового строительства, наступившим с 14 в. до н.э., вновь расцветает монументальная скульптура . Создаются монолитные статуи фараонов, весящие до тысячи тонн
вопросы для повторения: На сколько частей делилась в Древнем царстве фигура стоящего человека? Зачем в гробницах ставились портретные статуи? Раскрашивались ли скульптуры в Древнем Египте? Если да то как? Чье лицо у знаменитого Сфинкса в Гизе? Какие тенденции нарастают в искусстве Среднего царства? Что характерно для реалистических царских портретов? Кто автор скульптурных портретов Эхнатона и его жены Нефертити? Какая скульптура получает расцвет с новым подъемом храмового строительства, наступившим с 14 в. до н.э.? на 6 частей затем на 8, и на 26 Назначение статуй – служить земной заменой тела женские статуи в желтый цвет мужские – в красно-коричневый, волосы в черный Фараона Хефрена реалистические тенденции проработка лица, с передачей костяка и мускулатуры, резкой игры светотени Тутмес Монументальная скульптура

вопросы для повторения:

  • На сколько частей делилась в Древнем царстве фигура стоящего человека?
  • Зачем в гробницах ставились портретные статуи?
  • Раскрашивались ли скульптуры в Древнем Египте? Если да то как?
  • Чье лицо у знаменитого Сфинкса в Гизе?
  • Какие тенденции нарастают в искусстве Среднего царства?
  • Что характерно для реалистических царских портретов?
  • Кто автор скульптурных портретов Эхнатона и его жены Нефертити?
  • Какая скульптура получает расцвет с новым подъемом храмового строительства, наступившим с 14 в. до н.э.?

на 6 частей затем на 8, и на 26

Назначение статуй – служить земной заменой тела

женские статуи в желтый цвет мужские – в красно-коричневый, волосы в черный

Фараона Хефрена

реалистические тенденции

проработка лица, с передачей костяка и мускулатуры, резкой игры светотени

Тутмес

Монументальная скульптура

Источники Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962, С.671–677; Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.14; Краснов Н.В. Беседы по искусству в средней школе. – М.: Искусство, 1970, С.5; Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 7.

Источники

  • Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962, С.671–677;
  • Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.14;
  • Краснов Н.В. Беседы по искусству в средней школе. – М.: Искусство, 1970, С.5;
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 7.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!