СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скринкаст "Организация индивидуальной работы с обучающимися на основе использования интеллект - карт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Скринкаст "Организация индивидуальной работы с обучающимися на основе использования интеллект - карт"»

Описание практики

Наименование практики «Организация индивидуальной работы с обучающимися на основе использования интеллект - карт».

Актуальность практики.

Для освоения практически каждого компонента основной образовательной программы ФГОС необходимо овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, а также формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Актуальность выбора заключается в том, что во всех сферах нашей жизни мы имеем дело с информацией. От того:

  • как мы ее воспринимаем,

  • как мы ее "обрабатываем",

  • как мы ее организуем,

  • как запоминаем,

  • насколько быстро, точно и наглядно - зависит очень многое. Наше понимание, наши решения. Наш успех.


Краткая характеристика практики.

С введением ФГОС пришел системно-деятельностный подход, необходимо думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.

Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией.

Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения?

На помощь учителю могут прийти интеллект – карты.

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.

Идея предлагаемой практики - показать организацию индивидуальной работы с обучающимися на основе использования интеллект - карт как средства повышения мотивации к обучению, умения работать индивидуально и в коллективе, воспитания лидерских качеств и вместе с тем уважения к другим.



Результаты и показатели, на которые повлияло внедрение практики.

Работа с использованием интеллект - карт даёт положительные результаты: легче запоминается материал обучающимися (в том числе и слабоуспевающими); быстрее и качественнее проходит подготовка к проверочным работам; дети учатся работать с информацией; неоднократное составление интеллект – карт способствует систематизации знаний учащихся, проявлению познавательной активности и интереса к изучению предметов.



Полное описание практики.

Анализируя результаты мониторинговых исследований, обратила внимание на несформированность следующих учебных действий из 1 блока «Поиск информации и понимание прочитанного»: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; определять тему и главную мысль текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 1-2 существенных признака; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы, рисунка; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

из 2 блока «Преобразование и интерпретация информации»: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; преобразовывать текст в таблицу, в рисунок, круговую диаграмму.

из 3 блока «Оценка информации. Использование информации для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач»: обнаруживать явную недостоверность фактов в тексте задания в сравнении с исходным текстом; решать практические задачи, на основе имеющихся математических, лингвистических (в том числе знаний иностранного языка), гуманитарных, естественно-научных дисциплин и жизненного опыта.


Возникла необходимость организовать индивидуальную работу обучающихся таким образом, чтобы повысить мотивацию обучения, умение анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.

Изучая материалы ЕМД, заинтересовалась приемом "использование интеллект - карт", который развивает у учащихся личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность. Способствует:

- повышению мотивации и качества знаний обучающихся;

- развитию универсальных учебных действий;

- активизации деятельности.


Индивидуальная работы обучающихся по использованию интеллект - карт была организована во время реализации краткосрочного курса внеурочной деятельности "Ментальные карты". Учащиеся узнали, что интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Она характеризуется тремя основными свойствами:

• наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями

оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом;

• привлекательность. Интеллект-карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно;

• запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Карта памяти реализуется в виде древовидной схемы. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет карте памяти постоянно дополняться.

-При работе используются только цветные карандаши и фломастеры.

-Лист А4 располагаем горизонтально
-Главная проблема (тема) располагается в центре листа. 
-От центра рисуем основные ветви, они должны быть жирными. Каждая главная ветвь должна иметь свой цвет. 
-Ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями, они рисуются более тонкими. 
-Ветви лучше рисовать изогнутыми, а не прямыми.

-Над каждой линией - ветвью пишутся ключевые слова печатными буквами.
-Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры для того, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Обучение составлению интеллект - карт проводится постепенно: сначала анализируем готовые образцы; затем коллективно составляем общую карту; после этого проводим работу в парах; затем идёт индивидуальная работа. При составлении карт необходимо оказывать помощь ученикам, консультировать их, совместно корректировать готовые схемы, учить выделять основные мысли, отбирать главное и второстепенное. На каждом этапе необходимо работать над формированием навыков поиска и систематизации информации по теме: извлечение информации из текста, составление списка понятий, определение связей между понятиями, относящимися к разным ветвям карты.

После того, как учащиеся освоили принципы построения карт, этот прием был перенесен в урочную систему.

Можно применять разнообразные приёмы работы с использованием интеллектуальных карт: рисование карты, дополнение недостающих сведений, анализ и исправление допущенных ошибок (индивидуально или коллективно), воспроизведение пройденного материала, составление карты по готовой схеме, индивидуальный опрос, составление карты памяти по тексту (окружающий мир), по индивидуальным опорам и правилу в учебнике (русский язык), воспроизведение ранее составленных карт.

Например, на уроке литературного чтения, при изучении произведения К. Паустовского «Растрепанный воробей», на этапе проверки домашнего задания, дети составив карту памяти, могут воспроизвести план рассказа.

С помощью карт памяти дети легче запоминают и классифицируют информацию. На уроках окружающего мира систематизировать материал помогают карты по темам: «Насекомые», «Дорожные знаки», «Разнообразие растений», «Органы чувств».

На уроках русского языка в процессе изучения новых тем и с целью обобщения и систематизации знаний составляются и используются карты памяти по темам:«Имя существительное», «Части речи», «Имя прилагательное», «Глагол», «Части слова».

После того, как учащиеся научились работать индивидуально, им предлагается выступить публично.

Технология обучения с помощью интеллектуальных карт помогает сделать процесс обучения младших школьников более занимательным, т.к. составление карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой. В то же время это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект – карты можно по самым разным темам и на разных уроках. При этом процесс изучения темы становится интересным, так как дети могут самостоятельно экспериментировать, придумывать разные формы карт, свои условные обозначения, рисунки.

Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

- формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией; - развивать память обучающихся;

- ускорять процесс обучения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!