СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скоростно-силовые качества волейболистов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Волейбол — одна из самых популярных спортивных игр в мире. Занятие волейболом — весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма.

Просмотр содержимого документа
«Скоростно-силовые качества волейболистов»

ВВЕДЕНИЕ

Родина волейбола — Соединенные Штаты Америки. Автором игры был преподаватель физической культуры колледжа в городе Гелиок штат Массачусетс Вильям Морган.

Волейбол — одна из самых популярных спортивных игр в мире. Занятие волейболом — весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма.

Достоинства волейбола заключаются в сравнительной простоте оборудования мест для игры и правил ее ведения, большой зрелищности. Обилие разнообразных тактических комбинаций, эмоциональности борьбы коллективизм — вот что привлекает в волейболе миллионы людей различных возрастов и профессий.

Разнообразие двигательных навыков и действий, различных по координационной структуре и интенсивности, способствует развитию всех физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости и т.д. Напряженность спортивного поединка, стремление к преодолению трудностей в борьбе за победу способствует развитию таких ценных психологических качеств, как смелость, настойчивость, решительность, самоотверженность, инициативность, дисциплинированность. В системе народного образования волейбол включен в программы физического воспитания общеобразовательного среднего, профессионально-технического, средне специального и высшего образования.

Актуальность проблемы: Как мы знаем волейбол скоростно-силовая игра, так как более 60% движений носят скоростно-силовой характер. Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющиеся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов. Современные требования выдвигают определенные изменения в подготовке высококвалифицированного игрока для достижения максимальных результатов.

Цель: Составление комплекса специальных упражнений на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов 13-14 лет.

Объект исследования: Процесс развития скоростно-силовых способностей у волейболистов 13-14 лет.

Предмет исследования: Физические качества у волейболистов 13-14 лет.

Гипотеза: Составление комплекса специальных упражнений на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов 13 — 14 лет возможно, если уточнить характер деятельности специальных упражнений на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов 13 — 14 лет.

Новизна: Если знать специальные упражнения на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов I-I4 лет с учетом характера их деятельности, то это позволит правильно спланировать ход У.Т.П. и повысят уровень их специальной, физической, технико-тактической подготовленности.

Сущность понятия «Процесс развития скоростно-силовых способностей у волейболистов 13-14 лет».

        Под скоростно-силовыми способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

Скоростно-силовые способности развиваются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая взрывная сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время (например, прыжок).

Скоростно-силовые способности обусловлены генетически, трудно поддаются воспитанию; наибольший темп их прироста наблюдается в возрасте от 13 до 14 лет, а в более в зрелом возрасте он снижается. Дальнейшее увеличение скоростно-силовых способностей происходит уже в тесной взаимосвязи с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники движений.

Процесс подготовки волейболистов 4 лет относится ко второму этапу подготовки «общая базовая подготовка».

Основная цель - повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированная работа над совершенствованием физических качеств. Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме технико-тактических действий более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, нежели специализированная.

Основные задачи: развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, для укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствование жизненно важных двигательных навыков, укрепление здоровья, создание двигательного потенциала, в том числе и скоростно-силовых.

Скоростно-силовая подготовка на этом этапе, направленная на развитие быстроты движений и силы мышц, включает следующие направления:

- скоростное, где решается задача повышения скорости перемещения, скорости выполнения отдельных двигательных действий;

- скоростно-силовое - сочетание упражнений без отягощений или с небольшими отягощениями;

- силовое - парные и групповые упражнения с сопротивлением,

упражнения на снарядах (прыжки через барьер, и т.д.), силовые упражнения со штангой небольшого веса - 20-30 кг.

Основные методы: метод динамических усилий, метод повторного выполнения статического и динамического силовых упражнений, широкое применение игрового метода.

Хорошим средством развития скоростно-силовых способностей учащихся VI-IX классов является метание в цель и на дальность из различных исходных положений. Для поддержания интереса у школьников к метаниям в цель целесообразно изменять формы и размеры целей, расстояние до них, исходные положения при метании в различные виды целей. Повышенный интерес у школьников, особенно в группе мальчиков вызывают метания по подвижным целям, девочки же — выполняют эти двигательные действия с меньшим интересом.

Для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определенные группы. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц.

Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локального направленного воздействия на определенные мышечные группы ограничена. Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых способностей, условно разделяют на два типа: упражнения преимущественно скоростного характера и упражнения преимущественно силового характера.

В. Ф. Ломейко (1965), И. Г. Баранов рассматривают прыгучесть как одну из наиболее важных характеристик общей, а часто и специальной физической подготовленности школьников.

Исследование взрослых и юных спортсменов показало, что, хотя прыгучесть и является в какой-то степени врожденной способностью человека, специальное воздействие физическими упражнениями может значительно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности занимающихся (В. М. Дьячков). Но это возможно лишь при правильном подборе средств и методов тренировки, в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся. Определение возрастных периодов, во время которых развитие прыгучести протекает более интенсивно или более замедленно, - актуальный вопрос, от решения которого во многом зависит эффективность спортивной подготовки детей в различных видах спорта.

Взаимосвязь в развитии физических качеств является весьма сложной, формирующейся в результате суммации самых различных биологических изменений в организме спортсмена под влиянием мышечной работы, В процессе многолетней тренировки соотношение в развитии физических, качеств претерпевает значительные изменения. Например, на этапе предварительной подготовки развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, мышечной силы приводит к повышению уровня развития и других физических качеств у юных спортсменов (С. В. Каледин с сотр., 1957; С. В. Каледин, Г. С. Ласин, Н. А. Щербакова, 1952, и др.).

Важное значение имеет также решение проблемы взаимосвязи в развитии физических качеств и формировании основного двигательного навыка. Большой интерес представляет проблема взаимосвязи скоростно-силовых качеств и двигательных навыков у юных спортсменов.

Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.

Многие ациклические и циклические упражнения на быстроту эффективны только при высоком уровне развития силы. Сочетание быстроты и силы особенно ярко проявляется в скоростно-силовых качествах, которые, однако, не следует рассматривать как механическое соединение быстроты и силы.

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Некоторые специалисты относят к этим качествам также способность к

Возрастная динамика скоростно-силовых качеств имеет периоды бурного и замедленного роста показателей. Специалисты утверждают, что наиболее интенсивный прирост их наблюдается у мальчиков с 10 до 13 лет, с некоторым замедлением показателей к 14 годам. У девочек, например, такой типичный скоростно-силовой показатель, как прыгучесть, улучшается до 14 лет.

Физические качества у волейболистов 13-14 лет

Для развития необходимых физических качеств в основном подбираются ацикличные упражнения, выполняемые в сочетании с различными приемами игровой техники. Например: разучивание кувырков заканчивать игровым приемом; тренируя прыжковую выносливость, совершенствовать технику нападающих ударов и скоростные действия. При таком способе выполнения упражнений у спортсменов, с одной стороны развивается сила, выносливость, прыгучесть и другие, а с другой — координация, чувство пространства, совершенствуются игровые приемы.

Одно из основных требований в волейболе — это развитие основных физических качеств. Физическими качествами принято называть качественные стороны двигательных возможностей человека: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Мышечная сила проявляется главным образом в динамической работе в статических усилиях. динамическая работа сопровождается движением в суставах, которое происходит в результате несоответствия мышечных сил человека и внешних механических сил. Она может совершаться в уступающем и в преодолевающем режимах. В уступающем режиме мышечные силы меньше момента противодействующих сил. Это приводит к растягиванию сокращенной мышцы. В преодолевающем режиме мышечная сила больше противодействующих внешних сил, В этом случае она преодолевает их сопротивление и производит перемещение части тела или груза. При этом предварительно растянутая мышца сокращается.

Статические усилия — это усилие, при котором мышцы напрягаются, на в отличие от динамической работы их длина остается прежней. Напрягаясь, мышцы уравновешивают внешнюю силу, оказывают сопротивление разрыву и фиксируют суставы. Пример — висы, упоры, удержания. В последние десятилетия вместо термина «сила» в указанном смысле все чаще пользуются выражением «силовые способности». Одна из причин этого в том, что термин «сила» чрезвычайно многозначен, поскольку распространился в большинстве областей знания и практики (например, в механике, технике, физиологии, психологии, где в каждом случае приобрел свое специфическое содержание).

Целостные показатели внешних проявлений силовых способностей определяются на основе комплекса специальных контрольных упражнений и соответствующих тестов. Такого рода упражнения представлены в программах физического воспитания не только в виде чисто силовых движений (типа жима штанги), но в виде двигательных действий, требующих силовых свойств мышечного аппарата в их реальном единстве со скоростными и другими двигательными способностями (например: скоростно-силовые упражнения типа прыжков с места в высоту и длину, метаний снарядов значительного веса, подтягиваний в висе и отжиманий в упоре лежа с предельным числом повторений). Косвенным показателем силовых способностей при этом служит внешний результат упражнений (высота или длина прыжка. время, детальность броска, число подтягиваний или отжиманий в заданное время), который оценивается в различных мерах. зависящих от особенностей действий. Понятно, что такие показатели свидетельствуют не только о силовых возможностях и потому не позволяют строго и избирательно судить о них. Тем не менее, эти показатели удобны для обобщения оценки эффекта комплексного воспитания силовых способностей и поэтому широко применяются в практике (при условии, что техника используемых двигательных действий достаточно хорошо освоена).

Учитывая зависимость внешних проявлений механической силы от массы собственного тела выполняющего действие, различают так называемые абсолютную силу и относительную силу. Абсолютную силу оценивают чаще всего по максимальному весу преодолеваемого предметного отягощения (штанги, гири и т.п.) или по инструментально динамометрическим показателям, определяемым безотносительно к весу собственного тела; относительную силу по тем же параметрам, но в расчете на 1 кг веса собственного тела. Фактически при этом имеют в виду некоторые из показателей силовых возможностей человека, исчисляемые в абсолютных и относительных величинах, а не разновидности силы как человеческого качества. При прочих равных прочих условиях (у людей одного и того же возраста, пола, примерно одинакового уровня физической подготовленности и т.д.) внешне проявляемая сила по абсолютному показателю тем больше, чем больше вес собственного тела. Различают также локальные (относящиеся к отдельным мышечным группам) и тотальные (относящиеся ко всему мышечному аппарату) показатели силовых возможностей.

Ловкость — комплексное понятие, в ее структуру включаются способность быстро осваивать новые упражнения, координировано выполнять сложные движения и эффективно действовать в необычных условиях, создавая новые двигательные акты. Ловкость менее других качеств контролируется генетически и относится к наиболее тренируемым качествам. Наибольшие сдвиги координационных способностей обнаруживаются после 7 лет — в младшем и среднем школьном возрасте. Совершенствование функций лобных долей в младшем школьном возрасте обеспечивает рост обучаемости детей, ускоряет формирование двигательных навыков, улучшает процессы программирования и предпрограммирования, внесения коррекций в моторные программы, повышает способность выделять из внешних сигналов наиболее информативные признаки, усиливает речевую регуляцию движений. Все это улучшает проявление ловкости у детей. Однако показатели координации и точности движений у 7-8 — летних детей в 1,5-2 раза хуже, чем у 14-15 летних. Они резко ухудшаются при малейшей недостаточности зрительной. информации. На 30-50% они менее стабильны, чему 11-12 — летних детей.

Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях. Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:

 а) пространственную ориентировку;

 б), точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

 в) статическое и динамическое равновесие. Пространственная ориентировка подразумевает:

1)сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций).

 2) умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.

В целостном двигательном действии все три ведущие координационные способности - точность пространственных, силовых и  временных параметров - развиваются одновременно. Различают статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах).

Гибкость — одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с 4- летнего возраста, она быстро совершенствуется на всем протяжении дошкольного и младшего школьного возраста благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей. Во всех возрастных периодах гибкость лучше выражена в женском организме по сравнению с мужским.

Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений. После учебных занятий в школе дети не менее 1.5-2.О  часов должны провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности).

Быстрота - проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих:

 а) быстроту двигательных реакций;

 б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением;

 в) частоту (темп) движений.

         Многие физические способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно в качество ловкости. Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Выбор двигательных задач по воспитанию быстроты диктует соблюдение ряда методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения, техникой двигательного действия (обученность  движениям), а с другой - наличия функционального оптимального состояния организма, обеспечивающего высокую физическую работоспособность. Первая группа требований предусматривает повышение трудностей решения задач за счет уменьшения времени выполнения двигательных действий, но при условии, что техника владения двигательным действием не лимитирует его скоростные параметры. Вторая группа требований предполагает осуществление решения двигательных задач до наступления первых признаков утомления, которое сопряжено с увеличением времени движений, а, следовательно, закреплением иных временных параметров его выполнения.

Быстрота двигательной реакции характеризуется минимальным временем от подачи какого-либо сигнала до начала выполнения движения и представляет собой сенсорную реакцию. Различают простые и сложные двигательные реакции. Время простых реакций значительно короче времени сложных. Простая реакция - это ответ заранее определенным движением на ожидаемый сигнал.

Сложные реакции разделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект. Реакция выбора - это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов. Необходимыми условиями для воспитания быстроты являются повышенная работоспособность и высокая эмоциональность человека, желание выполнять упражнение на заданный результат.

Особенностью физического качества быстроты является отсутствие связи между выражающими его физическими способностями. Установлено, что время двигательной реакции не связано со скоростью одиночного сокращения, а последнее не всегда определяет максимальную частоту движений. Можно обладать хорошей реакцией на внешний сигнал (раздражитель), но иметь малую частоту движений и наоборот.

Выносливость - выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма.

Продолжительность механической работы до полного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления, компенсированного и декомпенсированного утомления.

 Первая фаза характеризуется появлением начальных признаков усталости.

 Вторая - прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящей к снижению интенсивности работы вплоть до ее прекращения. В теории и практике физического воспитания выделяют общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимают длительное выполнение работы с функциональной оптимальной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма. Данный режим работы обеспечивается преимущественно способностями выполнять двигательные действия в зоне умеренных нагрузок. Специальная выносливость характеризуется продолжительностью работы, которая определяется зависимостью степени утомления от содержания решения двигательной задачи.

 Специальная выносливость классифицируется:

 а) по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);

 б) по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задач (например, игровая выносливость);

 в) по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость).

Воспитание выносливости осуществляется посредством решения двигательных задач, требующих мобилизации психических и биологических процессов в фазе компенсаторного утомления или в конце предшествующей фазы, но с обязательным выходом на фазу компенсаторного утомления. Условия решения задач должны обеспечивать вариативный характер работы с обязательно меняющимися нагрузками и структурой двигательного действия (например, преодоление препятствий во время бега по пересеченной местности).

К ведущим физическим способностям, выражающим качество выносливости, относят выносливость к нагрузкам в максимальной субмаксимальной, большой и умеренной зонах нагрузок. Все эти способности имеют единый измеритель - предельное время работы до начала снижения ее мощности.

Ведущим в развитии выносливости является метод строго регламентированного упражнения, позволяющий точно задавать величину и объем нагрузки. Повторное выполнение упражнения или серий можно начинать при ЧСС 110-120 уд/мин. В паузах для отдыха выполняют упражнения на дыхание, расслабление мышц и развитие подвижности в суставах. Развивать выносливость при субмаксимальных нагрузках целесообразно после упражнений на развитие координации движений или обучения двигательным действиям при начинающемся утомлении. Продолжительность упражнений, их количество и интервалы для отдыха между ними должны быть соотнесены с характером предшествующей работы. Развитие выносливости в условиях больших нагрузок осуществляется методами строго регламентированного и игрового упражнений. Последний позволяет за счет повышенной эмоциональности достигать большего объема работы.

Таким образом, важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма — всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональных возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.

1. Комплекс специальных упражнений на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов I3- 14 лет.

Процесс подготовки волейболистов 13-I4 лет относится ко второму этапу  подготовки  общая базовая подготовка».

Задачи: Обучения основам техники и тактики, развития силы, быстроты выносливости, ловкости, гибкости, обучение к игровой и соревновательной деятельности.

Эффект скоростно-силовой тренировки зависит от оптимального возбуждения ЦНС, количества мышечных волокон, принимающих импульсы; расхода энергии при растягивании — сокращении мышц. Поэтому интервалы отдыха между сериями упражнений должны быть такими, чтобы восстанавливалась работоспособность спортсмена.

При взрывной силы можно применять незначительные по весу отягощения, поскольку чрезмерное увлечение отягощениями сдерживает прирост специальной силовой подготовленности, т. к. в этом случае нагрузка переносится на неспецифические мышечные группы.

Скоростно-силовые способности развиваются на общей физической подготовленности.

Наиболее приемлемыми для силовой подготовки являются:

- упражнения в преодолении собственного веса (приседания, подтягивания,

-прыжковые упражнения).

- упражнения с партнером (перетягивания, в паре приседания).

- упражнения с отягощением (с гирями, штангой, гантелями.).

- основные и имитационные упражнения с небольшими отягощениями (с эспандером, с манжетами на руках, бедрах, с набивными мячами.)

Специальные упражнения на развитие скоростно-силовых качеств, а также

быстроты движений для волейболистов 13-14 лет:

1. Бег с высоким подниманием бедра в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе —3-4 раза по 20-50метров.

2. Бег в гору (крутизна — до 20 град.) в среднем и быстром темпе -2-3 раза по 20-30 м. Обращать внимание на полное выпрямление опорной ноги.

3. Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, песок, торфяной грунт) в различном темпе -3-4 раза по 20-50 м. Обращать внимание на законченность движений при отталкивании. Бег прыжками можно выполнять в гору и по ступенькам лестницы вверх.

4. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед —2-З раза по 15-ЗО м на каждой ноге. (Следить за полным отталкиванием опорной ногой и высоким выносом бедра вперед.)

5. Прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед - 2- 3 серии по 10—30 прыжков.

6. Выпрыгивание из глубокого приседа-2-4 серии по 10- 20 прыжков.

7. Прыжки с места: тройной, пятикратный и многократный из различных исходных положений. Сильно отталкиваясь опорной ногой высоко поднимать бедро маховой ноги сохранять наклон туловища, как при беге с низкого старта -3- 6 раз.

8. Бег в гору (крутизна-10-20°) с низкого старта-3-5 раз по 15 - 20м.

9. Многократные прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки, барьеры) на одной и двух ногах, с акцентом на быстроту отталкивания -3-4 серии по 20-40 прыжков.

Специальные упражнения на развитие скоростно-силовых качеств с помощью тренажеров скоростно-силовой направленности для учеников IV-VIII классов.

Использовать отягощения в 20 — 30% от максимального. При этом длительность упражнений 16 - 20сек., количество подходов — 4, интервалы отдыха между подходами 3 мин. При 30% отягощении положительный эффект в развитии скоростно-силовых качеств наблюдается при 13 — 1 6-секундной работе, трех повторениях и 1,5-минутных интервалах отдыха.

При работе на тренажере регионального воздействия величина отягощения должна составлять не менее 30% от максимума. При сопротивлении в 20% от максимума длительность упражнения возрастает до 10 — 12с, используются четыре подхода с интервалом отдыха между ними по 2 мин.

Методика выполнения упражнения на тренажере общего воздействия характеризуется следующими показателями: величина отягощения 30%, длительность упражнений 5с, три повторения и 2,5-минутные интервалы отдыха. При 20% внешнего сопротивления — длительность выполнений упражнений — 8с, три повторения с интервалом в 2,5мин.

Рекомендуется если использовать тренажер на уроке физкультуры не чаще трех раз в месяц.

Специальные упражнения на развитие скоростно-силовых качеств:

1. И.п. Основная стойка, руки внизу

Задание: Прыжки вверх со взмахом рук прогнувшись и с приземлением, спину держать прямо, стараться устоять на месте.

1. То же, но в руках набивной мяч массой 1 -3 кг.

2. То же, но в руках гантели массой З — 5 кг.

1. И.п. Стойка под тренажером для отработки нападающего удара по мячу.

Задание: Прыжки толчком обеих ног с доставанием подвешенного мяча.

2. То же, но стоя ноги врозь, одна впереди, толчком одной и махом другой.

З. То же, но с разбега как в нападающем ударе.

1. И.п. Партнеры находятся в низком приседе друг перед другом на расстоянии З — 4м, один из них приготовился передать мяч одной рукой от плеча.

Задание: Передача мяча между партнерами поочередно правой и левой рукой

от плеча.

2. То же, но партнеры сидят ноги врозь.

З. То же, но партнеры лежат на спине.

1. И.п. Основная стойка, руки на поясе.

Задание: Темповые подскоки на месте с поочередным приземлением на правую (левую) ногу и последующим возвращением в исходное

положение. Плечи и голову держать прямо, не напрягаться.

2. То же, но руки за головой.

3. То же, но в руках набивной мяч массой Э кг.

Специальные упражнения для развития быстроты преимущественно кистей руки и мышц плечевого пояса

1. И.п. Стоя на коленях лицом к стенке на расстоянии 2м, волейбольный мяч за головой.

Выполнение: В быстром темпе броски двумя руками из-за головы с

последующей ловлей мяча.

2. То же, но на расстоянии 2,5м.

3. То же, но на расстоянии 3 м.

 1. И.п. Партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 м, ноги на ширинеплеч.

Выполнение: Быстрая передача и ловля мяча в прыжке

2. То же, но на расстоянии 4 м.

3. То же, но на расстоянии 5м.

Специальные упражнения для развития быстроты преимущественно мышц разгибателей туловища:

1. И.п. Ноги на ширине плеч, руки внизу.

Выполнение: В быстром темпе наклониться вперед до горизонтального положения, руки прямые вверх. Во время наклонов спина прямая, смотреть вперед.

2. То же, но с набивным мячом весом 2 — 3 кг. внизу.

3. То же, но с гантелями весом 4 -5 кг. внизу.

1. И.п. Основная стойка спиной к гимнастической стенке, прямые руки подняты вверх, пальцы захватывают концы эластичного резинового бинта, закрепленного за рейку вверху над головой.

Выполнение: В быстром темпе наклоны туловища вперед, прямыми руками касаясь, пола. Вдох - делать при наклоне, выдох — при выпрямлении.

2. То же, но пальцы захватывают концы двух эластичных бинт.

З. То же, но пальцы захватывают концы трех эластичных бинт.

Специальные упражнения волейболистов в скоростно-силовой подготовке

Рис-1. Упражнение в передаче мяча в двух шеренгах со сменой мест.

Рис-2. Передача мяча в движении.

Рис-3. Упражнение в передаче мяча от стенки после поворота на 360 град.

Рис-4 упражнение в передаче у сетки.

Рис-5. Упражнение в передаче сразу на удар в зону 3.

Рис-6. Прием мяча от стенки с перемещением.

Рис-7. Прием далеких мячей.

Подвижные игры развивающие скоростно-силовые способности

1. «Поймай мяч».

2. «Сумей догнать».

З. «Пень и бык» - традиционная игра.

4. «Лапта».

5. «Кто быстрее».

6. «Челнок».

7. «Перетяни соперника».

8. «Утки и охотники».

9. «Выталкивание из круга».

10. «Ловкие и меткие».

11. «Упражнения в равновесии» - традиционная игра. (Халбас харата).

Характер деятельности специальных упражнений на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов 13 — 14 лет.

Специальные упражнения — это те упражнения, которые направлены на развитие определенных физических качеств. Для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры, К группе упражнений

В спортивной практике уже давно известны специальные упражнения с утяжеленными и облегченными (по отношению к соревновательным) сопротивлениями. Однако их применение носит бессистемный характер, величина используемых сопротивлений в большинстве случаев нарушает необходимую взаимосвязь в работе специфических мышцей мышечных групп. Было выявлено, что величина утяжеления или облегчения преодолеваемого сопротивления (по отношению к соревновательной величине) в каждом конкретном случае должна быть предельно позволяющей сохранить специфическую структуру движения.

Применение утяжеленных и облегченных сопротивлений дает возможность избирательно воздействовать на повышение уровня использования отдельных компонентов специальных скоростно-силовых качеств (силового или скоростного) и позволяет резко увеличить объем специальных упражнений. Объясняется это тем, что, преодолевая утяжеленные или облегченные сопротивления, спортсмен даже при выполнении упражнения с предельной (80%) интенсивностью превышает соревновательные показатели проявления рассматриваемых компонентов специальных скоростно-силовых качеств.

Однако резкое увеличение объема специальных упражнений таит определенную опасность. Излишний акцент на выполнение упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями как в одном тренировочном занятии, так и на отдельном этапе годичной тренировки будет вести к одностороннему совершенствованию использования отдельных параметров специальных скоростно-силовых качеств при выполнении основного, упражнения (уровень использования одного из них будет повышаться, другого - понижаться). Будет тормозиться и совершенствование технического мастерства.

Как показали экспериментальные исследования (В.В. Кузнецова), избежать перечисленные выше недостатки помогает применение метода вариативного воздействия. Суть его состоит в оптимальном количественном чередовании облегченных, соревновательных и утяжеленных сопротивлений как в ходе одного тренировочного занятия, так и на отдельных этапах годичной тренировки.

Было установлено, что в процессе совершенствования скоростно-силовых качеств с помощью метода вариативного воздействия необходимо часто изменять величину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы не образовался стойкий стереотип на каждое сопротивление в отдельности.

Условно все упражнения, используемые для развития скоростно-силовых качеств в волейболе можно разбить на три группы:

1.Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.

2. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением (пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд). К этим упражнениям можно отнести различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и специальные упражнения, близкие по форме к соревновательным движениям.

3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору и т. д.).

Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц.

Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям:

-скоростному,

-скоростно-силовому

- силовому.

Скоростное направление предусматривает использование упражнений первой группы, с преодолением собственного веса, упражнений, выполняемых в облегченных условиях. К этому же направлению можно отнести методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и сложной): метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой сигнал; расчлененный метод выполнения различных технических приемов по частям и в облегченных условиях.

Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц и предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды.

Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений.

В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников. По мере роста подготовленности занимающихся возрастает значение рационального подбора упражнений и их оптимального сочетания в тренировке.

Например, И. Сукоп (1964) экспериментально «показал, что результативность процесса физического воспитания необходимо оценивать не только по уровню развития отдельных физических качеств и функций, но и по способности индивида эффективно использовать их в конкретной двигательной деятельности». Это значит, что необходимо анализировать взаимосвязь функций между собой и по отношению к уровню показанных спортивных результатов. На основе учета механизмов взаимосвязи развития быстроты и силы, а также других физических качеств можно сделать заключение о том, что соотношение физических упражнений в процессе подготовки юных спортсменов должно определенным образом изменяться на различных ее этапах. Так, например, существенное значение для эффективного осуществления физического воспитания имеет вопрос о взаимосвязи в развитии быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости у занимающихся на различных этапах их подготовки. В ряде биохимических исследований (Н. Н. Яковлев, и др.) показано, что в процессе тренировки сначала возрастают биохимические показатели, имеющие отношение к аэробным процессам (т. е. к развитию выносливости), а затем уже, как бы на этой основе, увеличиваются показатели, характеризующие анаэробные возможности организма спортсмена (что имеет прямое отношение к развитию быстроты). Следовательно, развитие быстроты связано с увеличением общей выносливости, так как, не обладая ею, нельзя прибегать к большой тренировочной нагрузке, направленной на развитие быстроты. При недостаточном уровне потенциальных возможностей осуществления анаэробных биохимических процессов величина и длительность выполнения скоростно-силовых нагрузок должны возрастать весьма постепенно.

Важное значение имеет также решение проблемы взаимосвязи в развитии физических качеств и формировании основного двигательного навыка. Большой интерес представляет проблема взаимосвязи скоростно-силовых качеств и двигательных навыков у юных спортсменов.

Учет особенностей взаимосвязи скоростно-силовых качеств и формирования основного двигательного навыка во всех возрастных группах позволит более эффективно управлять этими сторонами двигательной деятельности, достигать оптимального их соотношения.

Можно выделить четыре специфических вида проявления силы:

- абсолютная как максимальное мышечное усилие, которое можно развивать в статическом и динамическом режиме;

- взрывная как способность мышц достигать максимума проявления силы по ходу движения в возможно меньшее время;

- быстрая, которая во многом обусловливает скоростные возможности;

- силовая выносливость как способность совершать длительные мышечные напряжения без снижения их рабочей эффективности.

Одно из основных требований в волейболе — это развитие основных физических качеств. Физическими качествами принято называть качественные стороны двигательных возможностей человека: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или, противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Ловкость — комплексное понятие, в ее структуру включаются способность быстро осваивать новые упражнения, координировано выполнять сложные движения и эффективно действовать в необычных условиях, создавая новые двигательные акты. Показатели координации и точности движений у 13-14 летних лучше на 1,5-2 раза, чем у 8-9 — летних детей.

Гибкость — одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с 4- летнего возраста, она быстро совершенствуется на всем протяжении дошкольного и младшего школьного возраста благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей. Во всех возрастных периодах гибкость лучше выражена в женском организме по сравнению с мужским.

Быстрота - проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих:

 а) быстроту двигательных реакций;

б) скорость одиночного движения.

Многие физические способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно в качество ловкости. Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия.

Выносливость - выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма.

Составлены комплексы специальных упражнений, которые способствуют развитию скоростно-силовых способностей юных волейболистов 1 — 14 лет.

Основными составляющими для развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов — 14 лет являются следующие упражнения:

- Специальные упражнения на развитие скоростно-силовых качеств, а также быстроты движений для волейболистов 13-14 лет:

- Специальные упражнения на развитие скоростно-силовых качеств с помощью тренажеров скоростно-силовой направленности для учеников IV- VIII классов.

- Специальные упражнения для развития быстроты преимущественно кистей руки и мышц плечевого пояса.

- Специальные упражнения для развития быстроты преимущественно мышц разгибателей туловища.

- Подвижные игры, развивающие скоростно-силовые способности.

4. Уточнены характер деятельности специальных упражнений на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов 13 — 14 лет.

- для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры.

- упражнений «взрывного» характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и др.).

- специальные упражнения с утяжеленными и облегченными (по отношению к соревновательным) сопротивлениями для специфических мышцей мышечных групп, чтобы сохранить специфическую структуру движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняет его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и не сложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средство физического воспитания является его специфическое качество – возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.

Учитывая, что выполнение всех технических и тактических элементов волейбола требует точности и целенаправленности движений, большинство технических приемов в волейболе (подача, атака, блок) требует проявления взрывной силы. Поэтому физическая подготовка волейболиста должна быть направлена на развитие скоростно-силовых способностей спортсмена.  Подход, основывающийся на первоочередном развитии скоростно-силовых способностей волейболистов, представляет возможность рационализировать состав и распределение средств тренировки и повысить эффективность начальной подготовки в целом.

Эффективность учебно-тренировочного процесса с оптимизацией состава средств и методов обучения в сторону увеличения времени на упражнения скоростно-силовой направленности (80%) от общего времени физической подготовки, положительно сказались на развитие технико-тактических действий волейболистов на этапе начальной подготовки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!