Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж.
Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
Задачи: развивать умение распознавать падеж имени прилагательного; закрепить умение определять падеж имени существительного; расширять словарный запас детей; воспитывать внимательное отношение к людям, прививать культуру общения.
Формируемые УУД:
познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, опорные схемы, ИКТ
Организационный момент.
(Слайд) Здравствуй, новый прекрасный день !
Здравствуй, солнышко!
Здравствуй, небо!
Давайте пожелаем себе:
Здоровья, мудрости и успеха!
Проверка д/з упр.32 (5 мин.)
Как определить правильно падеж имени прилагательного? (по падежу имени существительного определить падеж прилагательного или задать падежный вопрос для имени прилагательного)
Работа над 1 предложением
Оцените свою работу на полях.
II. Актуализация знаний. (4 мин.)
Минутка чистописания.
Запишите сегодняшнюю дату. Классная работа.
ий ый ой ое ее
ого его
- Что напоминает первая строка? (окончания имен прилагательных в именительном падеже мужского и среднего рода единственного числа)
- Найдите в д/з словосочетания с этими окончаниями. (хороший день, ясный месяц, голубой зверек, глубокое дупло, соседнее дерево)
- Какой вывод сделаем? (прилагательные согласуются с именами сущ. в роде, числе, падеже)
- Как проверить написание безударного окончания имени прилагательного? (Правило)
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин.)
- Обратите внимание на буквосочетания на второй строке. О чём вам напомнили эти сочетания букв? (такое окончание у имён прилагательных родительного падежа мужского и среднего рода)
«Не жалейте пятачка, – говорит корова, –
Вы купите молочка, вкусн___, парн___».
– Почему пропущены окончания? Что общего имеют эти прилагательные? (Стоят в форме родительного падежа.)
– Почему вы так решили? (Они отвечают на вопрос какого?)
— Что нужно знать, чтобы правильно записать окончания в родительном падеже? (Какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.)
- Сформулируйте тему урока. (Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в Родительном падеже).
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже, научиться правильно их писать.)
IV. Первичное закрепление полученных знаний. (15 мин.)
Работа по учебнику (стр. 19-20).
Упражнение 33.
- Рассмотрите схему.
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные в родительном падеже?
- Назовите имена прилагательные. Какие падежные окончания имеют имена прилагательные в родительном падеже?
- Какой согласный звук произносится в окончании прилагательного в форме родительного падежа? А какой буквой он обозначается на письме?
Вывесить схему.
- Если основа слова в начальной форме прилагательного заканчивается на твердый согласный мы пишем окончание ого, если на мягкий – окончание его.
Вернемся к предложению. Запишите его в тетради, вставьте окончания прилагательных, укажите падеж, род. (слабый ученик у доски)
- Оцените свою работу на полях.
2. Работа в парах по рядам. Упражнение 36. (устно)
- Прочитайте. Когда так говорят?
- Определите тему диалога, где можно употребить любое из данных словосочетаний. Составьте небольшой диалог.
3.Словарная работа.
- Сегодня в наш орфографический словарь мы добавляем слово аппетит. Это слово к нам пришло из латинского языка, и означает «желание есть, ощущение голода». Его написание мы должны запомнить.
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, которые необходимо запомнить.
- Подберите к слову однокоренные слова. Определите части речи. (Аппетитный, аппетитно) - с помощью чего образованы новые слова, выделите суффиксы.
- Из упражнения 36 выпишите предложение я этим словом, добавив к нему имя существительное.
- Какая орфограмма появилась в этом предложении? (Обращение.)
- Как на письме выделяется обращение? (Запятыми)
- Докажите, что имя прилагательное употреблено в форме родительного падежа.
- Посмотрите на модель, как правильно написать окончание у прилагательных мужского и среднего рода в Родительном падеже. (сравнить вопросы сущ. и прил.)
- Оцените свою работу на полях.
4. Физминутка.
- Ребята, я буду называть словосочетания с именами прилагательными, а вы внимательно слушайте: если прилагательное употреблено в родительном падеже, то вы делаете прыжок на месте и хлопок руками над головой, если же прилагательное в любом другом падеже, то приседаете.
- Любимое занятие, хорошего настроения, весёлого смеха, школьную тетрадь, животного мира, маленькому мальчику, доброго человека, о тёплом лете, любимую маму.
Работа в группах на карточках. (3 мин.)
1 группа
Дорогой друг!
Я желаю тебе плодотворн… труда,
хорош… настроения, крепк… здоровья,
больш…счастья, удачи!
• Прочитай пожелание.
• Назови имена прилагательные, поставь к ним вопрос от существительного.
• Выдели окончания.
• Укажи падеж, род.
• У каких имен прилагательных пишем окончания ого , его ?
2 группа
Найдите словосочетания «прил. + сущ.».Выделите окончания имён прилагательных. Определите падеж прилагательных.
1) На башнях древнего Кремля всё ярче звёзды светят. 2) Природа сонно нежится в лучах утренного солнышка.3) У маленьких детей щёки раскраснелись от сильного мороза.4) Вокруг нового ученика собрались шумные дети.
3 группа
Допишите падежные окончания имен прилагательных. Укажите падеж прилагательных.
Для оздоровления воздушн.. и водн.. бассейнов страны проводится большая работа. Успешно работает служба чист.. воздуха. Специальные устройства очищают воздух от городск.. и фабричн.. дыма. Наши реки и озёра надо защищать от вредн.. стока использованной воды. Учёные работают над созданием надёжн.. фильтра для защиты водн.. бассейна страны
Работа с карточками «Каждому своё». (СЛАЙД) (10 мин.)
1 уровень. Вставь пропущенные окончания.
Снежн___ покрова, смешно___ клоуна, из бел____ снега, из парн___ молока, из соснов____ бора.
2 уровень. Напиши существительные и прилагательные в родительном падеже.
На опушке (зимний лес), на улицах (маленький город), приготовил для (любимой мамы), вышел из (тёплый дом).
3 уровень
Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки.
Около старая дерева, из спелое яблока, белой снега, около большими дома, без тёплые варежки.
Проверить ( можно выборочно взять тетради)
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(1 мин.)
VII. Рефлексия. (3 мин.)
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что мы повторили?
— За что вы можете себя похвалить?