Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации со- взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | – Писатель И. Волгин отмечает: «Есть какая-то тайная связь между ослабевшей грамматикой и нашей распавшейся жизнью. Путаница в падежах и чудовищный разброд ударений сигнализируют о некоторой ущербности бытия. За изъянами синтаксиса вдруг обнаруживаются дефекты души. …Повреждение языка – это, помимо прочего, и повреждение жизни, не способной выразить себя в ясных грамматических формах и поэтому всегда готовой вступить в зону случайного и беззаконного. Язык – неписаная конституция государства, несоблюдение духа которой ведет к гибели всякую (в том числе и духовную) власть». Действительно, вся жизнь человека с момента рождения и до глубокой старости связана с языком. Любой язык, в том числе и русский, – это национальная ценность, важнейшая часть духовной культуры. И как любую ценность, его нужно беречь, сохранять и защищать. На земном шаре существует множество языков. Количество языков на Земле определяется по-разному и колеблется от 2800 до 3000. Не все языки имеют такое же значение, как русский язык. В 1934 году А. Н. Толстой писал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) – русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара» | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей | Листы обратной связи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира». | – Как вы думаете, почему писатель с таким уважением и надеждой относился к русскому языку? – Какие качества языка делают русский язык мировым языком? – Энциклопедический словарь юного филолога гласит: «Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные». Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются ученые разных стран, они изучаются в качестве иностранных языков (то есть как обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединенных Наций (ООН). По данным, опубликованным в 1997 году, примерно 300 млн человек по всему миру владеют русским языком (что ставит его на 5-е место по распространенности), из них 160 млн считают его родным (7-е место в мире). Знание русского языка открывает доступ к 75–80 % информации, существующей в мире. Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины XX века; в настоящее время его изучают в учебных заведениях более чем ста стран. Русский язык как иностранный изучает каждый восьмой житель планеты. Велико значение русского языка: это один из мировых языков. Русский язык наряду с английским, французским, испанским, китайским, арабским и хинди признан рабочим языком Организации Объединенных Наций. Мировое значение русского языка обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. | Отвечают на вопросы; строят понятные для партнера высказывания. | Фронтальная. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы. |
Просмотр мультимедийной презентации | Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами. Богатство и выразительность русского языка отмечали | Смотрят презентацию, осваивают | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован- | Листы обратной |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| «Богатство и выразительность русского языка» | многие писатели и общественные деятели. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» (В. Г. Белинский). «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи» (Н. В. Гоголь). «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего» (А. Н. Толстой). «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей» (М. Горький). «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К. Г. Паустовский) | лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | | ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | связи |
3. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, игра по группам. | – Небрежное отношение к сохранению основ языка может привести к тому, что мы «потеряем прошлое», перестанем воспринимать информацию, созданную нашими предками. То, что из нашего языка ушло слово лапти, не оказало отрицательного влияния на жизнь русского человека. А если уйдет слово милосердие? Именно этот процесс мы наблюдаем сегодня. О нем говорит поэт И. Михайлов в своем стихотворении «Исчезнувшие слова». А вам не горько, что в гримасах быта, В толпе, привыкшей огрызаться зло, Так много превосходных слов забыто, Исчезло, кануло во мрак, ушло? А вам не хочется, чтоб кто-то вдруг Вас проводил такими вот словами: «О, да хранит Вас небо, милый друг, И благоденствие да будет с Вами!»? – Каким образом мы можем сохранить наш язык? | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и од- ноклассниками делают выводы. | Индивидуальная. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. | Устные ответы. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Физкультминутка | Мы – веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, все руками хлопаем, Надуваем щечки, скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже язычки покажем! Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я слово «три», все с гримасами замри! Раз, два, три! | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Выполнение упражнений |
4. Целеполагание, построение проекта выхода из затруднения | Беседа по вопросам | – Любой язык, в том числе и русский, – это национальная ценность, важнейшая часть духовной культуры. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать. – Видите ли вы в окружающей вас жизни причины для тревоги о судьбе русского языка? – Обсудите в группе и предложите меры по защите русского языка. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода | Составляют в рабочей группе памятки по сохранению чистоты языка, знакомят с результатами работы | Групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах | Устные ответы |
5. твор- ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Организация рабочего места; беседа «Что и как мы будем делать?» | Объясняет правила организации работы в группе. – Особенно важно бережное отношение к языку в век существования средств массовой информации. Таких масштабов распространения информации, в том числе и языковой, человечество до сих пор не знало. Поэтому очень важно говорить о речевой культуре. Речевая культура – это культура сознательного и грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения. Свободное владение литературным русским языком, умение строить тексты разной функциональной принадлежности, умение об- | Озвучивают результаты работы группы, слушают и об- суждают ответы товарищей | Групповая, индивидуальная | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в реше- | Устные ответы, составление памятки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | щаться в наши дни становятся неотъемлемыми составляющими любой профессиональной деятельности. Культура речи и степень владения родным языком порой оказываются решающими факторами профессионального роста: от того, как говорит человек, могут напрямую зависеть результаты его труда! Записывает на доске или выводит на экран предложения учащихся для памятки «Береги родной язык!» | | | нии учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать уточняющие вопросы | |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы | Читает стихотворение «Ода русскому языку» Е. Весника. О, бедный мой язык родной, О, прелесть русской речи чистой! Кто не глумился над тобой – Шпана, чиновники, лингвисты… Кто бедолагу не ломал, Не выворачивал, не мучил: «ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл, ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил» От сердца я хочу воззвать Ко всем, кто сын России верный: Пора не нАчать, а начать Язык наш очищать от скверны. Друзья, следите за собой, Когда по-русски говорите: Ведь это наш язык родной – Его для внуков сохраните! – На какие ошибки в речи наших современников обращает внимание поэт? | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Индивидуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | Листы обратной связи, устные ответы |
7. Самостоятельная работа | Составление связных рассказов об изученных нормах | – Оформите свою памятку, выбрав из всех предложений те, которые подходят именно вам. Объясните свой выбор | Оформляют памятки, иллюстрируют | Индивидуальная, групповая | Личностные: нравствен- но-этическое оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции | Оформление памятки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8. Включение в систему знаний и повторение | Выставка работ учащихся, обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Выставка работ учащихся. – В сочинениях старшеклассников были допущены речевые ошибки. Найдите их, объясните, в чем, по-вашему, они заключаются. • По мнению великого писателя Ивана Алексеевича, любовь – великое чувство. • Но хватит теребить старые раны! • Глядя на это небо, мысли Андрея перевернулись. – Что такое культура и культура речи? – Как соотносятся понятия язык и речь? – Что такое норма в применении к языку? – Что такое литературный язык? – Что называется речевой ошибкой? | Рассматривают выполненные работы, оценивают их, исправляют и объясняют ошибки, отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: формулируют, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке |
9. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений | |