СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схема анализа произведения М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Схема анализа произведения М.М. Пришвин «Кладовая солнца»»

Схема анализа произведения

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

1. «Кладовая солнца» М.М Пришвин

2. Жанр произведения: сказка-быль;

Краткий пересказ: Митраша и Настя - сироты. Мама умерла по болезни, отец погиб на фронте. И дети сами справляются с хозяйством, к тому же им помогают соседи. Вспоминая рассказы отца о палестинке ( место, где много клюквы) ,дети собрались в лес за ягодой. Вместе они дошли до развилки, но потом рассорились. Настя пошла дальше по натоптанной тропе, а Митраша выбрал нехоженую тропу. Митраша ничего не боялся, так как у него с собой у него было ружьё. В лесу живёт собака Травка. Хозяин Антипыч( лесник) умер и собака осталась жить в лесу одна. Когда-то в лесу было много волков, но охотники всех перебили, остался только один , по кличке "Старый помещик". Путь Митраши становился всё труднее . Мальчик заплутал и вышел на Слепую Елань(болото) . Митраша увяз в болоте и чтобы не утонуть он держался за ружьё, которое бросил плашмя. Настя вышла к палестинке, набрала ягод, но потом вспомнила о брате и бросилась его искать. Митраша кричал, на его крик прибежала Травка. При помощи Травки, Митраша выбрался из болота . Но тут из-за куста выскочил Старый помещик( волк) Митраша не испугался и выстрелом из ружья убил его. По звуку выстрела Настя нашла брата. Дети вернулись домой.

Тема, главная мысль произведения: произведение учит любви к природе, доброте, дружбе, смелости, трудолюбию и преданности. Нужно творить добро, любить и беречь природу. Основная мысль произведения "Кладовая солнца"-Автор хочет донести до нас, что человек и природа должны оставаться единым целым, необходимо жить дружно, сплоченно, с доверием. Что надо беречь природу, и учиться у нее. Она и есть та самая кладовая и мы должны научиться использовать ее ресурсы разумно!

3.Образовательные: раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы, раскрыть особенности жанра произведения, обратить внимание на портретные характеристики героев, на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся ,речь, мышление, устную речь, пополнять словарный запас, обратить внимание на портретные характеристики героев, умение анализировать поступки детей, их поведение в природе.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе, воспитание вдумчивого чтеца.

4. Художественные особенности произведения

Олицетворения: болотная сырость...проникала; деревья стонали и выли; вода разбежалась; ветерок, пробегая...шевелит; солнце отдавало. Сравнения: облако...явилось как холодная синяя стрелка; стало свежо и бодро, как будто вся земля сразу умылась. Метафоры: солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона; серой мглой висело ночное одеяло и глушило все чудесные звуки. Эпитеты: еловой густой кроны, солнце горячее и чистое, живительными лучами, сильный порыв ветра, вечерней зари, белыми прекрасными водяными лилиями.

Характеристика героев:

Митраша- в рассказе «Кладовая солнца» герой, который чуть не погиб из – за своей торопливости. Это маленький мальчик, брат Насти. Рано оставшись без родителей, дети сами ведут хозяйство. Митраша помогает своей сестре, он многое знает и умеет, научившись у отца. Он делает деревянную утварь, пользующуюся большим спросом у соседей, справляет всю мужскую работу по дому. Очень любит свою сестру, они живут дружно, во всем помогая друг дружке. Пойдя не той тропой, Митраша провалился в болото, его спасла собака старика Антипыча.

Настя- на два года старше Митраши. Умная, хозяйственная девочка, на которой лежит вся женская работа. Она ухаживает за скотиной, доит и прогоняет в стадо корову, управляется по дому. Осиротевших детей сплотило общее горе, и дети стараются во всем быть опорой друг другу, сообща они делают и домашнюю работу, и участвуют в общественных делах. Когда дети пошли за клюквой, в пути повздорили, и пошли разными дорогами. Насте попалась большая поляна с клюквой, и она позабыла о Митраше. Нашла его, когда услышала выстрел.

Антипыч- старый лесник, проживший долгую жизнь. Он очень умный и мудрый, все свои жизненные знания, он стремится передать людям. Люди относились к старику с уважением, прислушиваясь к его мудрым советам. Лесник жил в сторожке со своей собакой Травкой, у него часто гостили охотники, с интересом слушая его загадочные истории о жизни. Старик прожил более восьмидесяти лет.

Собака Травка- собака старого лесника, с одного слова понимавшая своего хозяина. После смерти старика, не захотела покидать обжитое место, и живет у развалившейся сторожки. Собака привыкла охотиться с лесником, и до сих пор продолжает носить добычу к сторожке. В погоне за зайцем, Травка набрела на болото, в котором увидела мальчика. Мальчик хитростью подозвал собаку, и Травка помогла ему выбраться из болота. Она нашла нового хозяина, и с детьми пришла в деревню.

5. Виды работ по развитию речи:

  • Пересказ

  • Отзывы по прочитанному

6. Вопросы и задания по прочитанному

Тест



А1. Укажите жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца».

1) поэма

2) сказка

3) сказка-быль

4) баллада

А2. Где происходит действие в «Кладовой солнца»?

1) на Смоленщине

2) в Кистеневке

3) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского

4) На Кубани

А3. От чьего лица ведётся повествование?

1) Митраши

2) разведчиков болотных богатств

3) жителей села

4) Насти

А4. На сколько лет Митраша моложе Насти?

1) на 7 лет

2)на 3 года

3)на 5 лет

4) на 2 года

А5. М. Пришвин в «Кладовой солнца» называет Настю:

1) Золушка

2) Золотая Курочка

3) Золотая веснушка

г) Носик-курносик

А6. Какому ремеслу выучился Митраша у отца?

1) делать деревянную посуду

2) ремонтировать инструменты

3) делать глиняную посуду

4) плести лапти

А7. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес?

1)волшебный клубок

2) яблочко

3) компас

4) сапоги- скороходы

А8.За какой ягодой отправились в лес дети?

1) земляникой

2) клюквой

3) черникой

4) брусникой

А9 . О судьбе каких деревьев рассказывает автор?

1) рябины и дуба

2) березы и осины

3) ели и сосны

4) липы и клена

А10. Какую пословицу не договаривал детям Антипыч ?

1) Пуганая ворона куста боится.

2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3) Волков бояться, так и в лес не ходить.

4) Не знавши броду, не лезьте в воду.

А11. В эпизоде «Настя на палестинке» используется:

1) метафора

2) олицетворение

3) эпитет

4) антитеза

А12. Какая черта характера девочки проявляется при сборе клюквы?

1) упрямство

2) смелость

3) жадность

4) доброта

А13. Кто спас Митрашу?

1) собака Травка

2) Настя

3) ему самому удалось спастись

4) охотники

А14. Человеческая правда Антипыча – это правда борьбы людей:

1) за охрану природы

2) за здоровье;

3) за любовь;

4) за справедливость.

А15. Что сделала Настя с собранной ягодой?

1) отдала больным детям из Ленинграда

2) угостила односельчан

3) накормила Митрашу

4) съела сама

А16. Какова основная тема произведения «Кладовая солнца»?

1) взаимоотношения между детьми

2) трудности военного времени

3) природа и ее богатства

4) единство человека и природы, мудрое отношение человека к природе

А17. Как первоначально назвал свое произведение М.М.Пришвин?

1) «Дети»

2) «Природа и человек»

3) «Друг человека»

4) «Интересная история»



А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

3

3

2

4

2

1

3

2

3

4

4

3

1

3

1

4

3





Кроссворд


2

















1




3






















5






4








7


8






6







9





10


11


14














12
















13













15



16
























По горизонтали:

1 Куда провалился мальчик?(болото)

4 Из какого материала дети делали посуду?(дерево)

6 За чем пошли дети на болото?(за клюквой)

9 Как звали свинью?(Хрен)

10 Кот ещё был у них в хозяйстве?(корова)

12 Имя главного героя.(Митраша)

15 Что взяла с собой девочка?(корзинка)

По вертикали:

2 Название болота.(Блудово)

3 Как звали собаку Антипыча?(Травка)

5 Где жили главные герои?(село)

7 Имя героини.(Настя)

8 Автор произведения.(Пришвин)

11 Что с собой взял мальчик?(ружьё)

13 Гиблое место-глухая …(елань)

14 Кого застрелил мальчик?(волк)

16 Кого увидела девочка на пне?(змея)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!