СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказкотерапия в помощь педагогу-психологу

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психотерапевтические возможности сказкотерапии

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия в помощь педагогу-психологу»

Сказкотерапия в помощь педагогу-психологу.

         В школе педагогом -  психологом часто используется сказкотерапия как метод психокоррекции. Поскольку терапия с использованием сказок старинный в человеческой цивилизации способ практической психологии. Первоначальный научный интерес, посвященный вопросу сказок, принадлежат к XVIII веку. Речь идет не только лишь о собирательстве фольклорных сказок, инициированном братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И. Винкельман, К.Ф. Моритц и др.). Сказку, так же как отображение глубокой психики человека, изучали Э.Фромм, К.Г.Юнг. Российские психологи Л.С.Выгодский, Д.Б.Эльконин  внесли огромный вклад в направление сказкотерапии. Сказка помогает психологу  и ребенку разговаривать на одном языке. Многое можно понять, спросив человека, какая у него любимая сказка. В разных информационных источниках формулировка "сказкотерапия" применяется в различных контекстах, т.к. сказкотерапию применяют и в воспитании, и в образовании, и в тренинговом воздействии, и как механизм психотерапии.

        Сказкотерапия – это метод передачи ребенку нравственных норм и правил. Эта информация изначально заложена в сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший метод социализации и передачи навыка и опыта. Сказкотерапия служит инструментом для формирования познавательной сферы личности. В ходе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка формируются нужные для жизненного самопознания воображение, творческий процесс. С поддержкой этого он усваивает главные механизмы поиска и принятия решений.

 Диагностические возможности сказок.

Сказкотворчество предоставляет исключительную возможность подступиться к  душе ребенка. Что требует не только большого опыта и такта, но и знания. Какие же способы психодиагностики с помощью сказки, применимы в работе школьного  психолога:

1. Изложение сказки и отслеживание реакций человека. Для этого ребенка погружают в сказку, что достигается множественными повторами, распевами, использованием ярких речевых оборотов, затейливых присказок и концовок. Педагог-психолог отслеживает, как ребенок откликается  на поступки героев, для того, чтобы раскрыть ценностные понятия, опасения; изучить позы ребенка, мимику. Невербальные сигналы, не менее  информативны, для  обнаружения значимых мест. Психологу необходимо концентрировать внимание на шутки и смех, на тревогу, на факторы, провоцирующие особенный интерес или, наоборот, никак не заинтересовавшие ребенка, на комментарии по ходу рассказа.

2. Изложение ребенком любимой сказки. Сказки, основательно запавшие  в душу человека, представлены плодами родительских предписаний и лежат в базе жизненных сценариев. Любимая сказка, чаще всего, предполагает собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев – Героем или Неудачником – идентифицирует себя ребенок, можно определить его «программу» на будущую жизнь.

Работа с ребенком продуктивна еще и потому, что его психологические защиты не стали «закостенелыми», а выражение своих чувств и эмоций не столь сильно сдерживает «родительский контроль», поэтому проекция является более пропорциональной и, следовательно, менее искаженной.

3. Предоставляем право ребенку стать автором, т.е, придумать и рассказать сказку. Именно этот способ работы со сказкой дает огромный материал для диагностики. Здесь психологу необходимо совершить полный анализ продукта творчества - сказки, которую допускается относительно причислить к образному творению, автор которого сочетает образы не беспричинно, равно как в период сна, либо лишенного смысла мечтания. Наоборот, сказка следует внутренней логике создаваемых образов, а внутренняя логичность определена той взаимосвязью, которую определяет творение между собственным миром и миром внимания. Этот способ диагностики, как и другие, основан на принципе проекции.

Необходимые условия эффективной проекции:

− установление доверия, открытости; постоянная связь с внутренним пространством ребенка;

− средства «переноса» фигуры на бумагу (волшебство сказки, фантазии, отсутствие ограничений, неопределенность инструкций и т.д.);

− сведение к минимуму действия психологических защит;

Проекция может быть искажена согласно нескольким обстоятельствам. Во-первых, это рамки и шаблоны мышления и чувствования, из которых необходимо «вырвать» человека, то есть избавиться от ограничений, и в этом должен помочь ребенку психолог в ходе работы. Во-вторых, внутри приобретенной проекции из-за индивидуальных особенностей опыта имеют все шансы осуществляться процессы замещения, переноса, слияния и т.д.

 Сказка как механизм психокоррекции.

Отчего собственно сказка обладает подобным мощным психотерапевтическим влиянием? В сказочном сюжете зашифрованы большая часть главных трудностей и жизненных ситуаций, которые испытывает любой человек. Зачастую мы закрываемся в какой-то собственной проблеме и никак не готовы выйти за ее границы, понять ситуацию под другим, наиболее общим углом. Сказка в силу собственной вековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и инициирует возможные части нашей личности, которые могут помочь отыскать собственный выход с проблемного состояния. Сказочная обстановка (неясность зоны воздействия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от определенной, затруднительной на данном этапе проблемы, с другой – предоставляет вероятность идентифицировать себя с персонажами сказок, тем самым усиливая возможные способности человека ,может помочь преодолеть то, что на данном этапе сдерживает его формирование. Для ребенка, помимо того что сказано выше, сказка является проводником во «взрослую» жизнь с ее, порой жесткими, нравственными законами; события происходящие в сказках становятся первой «школой жизни», а поступки сказочных героев – мерой добра и зла. Таким образом, сказкотерапия основана на трех принципах – осмысленность, множественность и взаимодействие с реальностью.

В рамках психолого-педагогического сопровождения в МАОУ «СОШ 40» Старооскольского городского округа педагогом - психологом школы осуществляется деятельность направленная на сохранение психологического, соматического и социального благополучия детей. Незаменимым помощником в этом процессе является всеми любимый школьный Потапыч (частый персонаж используемый в сказкотерапии).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!