СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка о жабе и розе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сказка о жабе и розе»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»





Кропотова Дарья Сергеевна

ПНК-4Б







Технологическая карта урока по литературному чтению



Место проведения: МБОУ «Средняя школа № 12»

Дата проведения: 11.12.2023



Учитель: Тугай Н.А

Методист: Политова М.В





Дзержинск – 2023

Класс: 4

Тип урока: урок закрепления

Тема урока: поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Цель: проведение литературного анализа «Сказки о жабе и розе»

Задачи:

Образовательные:

  • учить вдумчивому и осознанному чтению

  • помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей, навык выразительного чтения

  • развивать мышление учащихся посредством анализа работы над «Сказка о жабе и розе»

  • развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы посредством беседы с учителем

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся осознание того, что прочитали;

  • воспитывать в себе лучшие нравственные качества: доброта, отзывчивость, трудолюбие, терпимость


Планируемые результаты:

Предметные:

  • вдумчиво и осознанно читают «Сказка о жабе и розе»

  • осмысляют мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания

Метапредметные:

КУУД: корректно и аргументированно высказывают свою точку зрения

ПУУД: умеют обобщать и делать выводы

РУУД: умеют осуществлять самоконтроль в собственной деятельности во время урока

Личностные:

  • проявляют интерес к чтению

  • умеют эмоционально «проживать» сказку, выражать свои эмоции, понимать других людей, сочувствовать, сопереживать

Оборудование: ТСО, учебник, презентация к уроку

План урока:

  • Орг. Момент – 1 минута

  • Актуализация знаний и умений. Проверка домашнего задания – 5 минут

  • Постановка учебной задачи – 13 минут

  • Анализ произведения – 13 минут

  • Обобщение - 10 минут

  • Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание – 3 минуты





Ход урока:

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы, средства

Орг. момент

Проверить готовность учащихся к уроку, создать положительный настрой


-Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Дарья Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Начинается урок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели, ноги вместе.

Книги, ручки – все на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех.

Приветствуют учителя

Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, презентация, стихотворение

Методы: наглядные

Актуализация знаний и умений. Проверка домашнего задания

Выполнить речевую разминку с детьми перед началом урока.

Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации


Начнем наш урок с речевой разминки

«Три сороки – Тараторки

Тараторили на горке»

По моей команде «3-4» начинаем читать:

-прочитайте про себя;

-прочитай хором шёпотом;

-прочитайте хором в полный голос.

-Сначала прочитает 1 ряд, затем 2, а потом и 3.

-А кто один хочет попробовать? (2-3 человека)

-Давайте вспомним какой раздел мы изучаем?

-Какие произведения в нем помещены?


-Что такое сказка?




-Какую сказку вы прочитали дома?

-Предлагаю Вам проверить как вы внимательно прочитали дома эту сказку.

1. О чём думает роза в период цветения?
А. Быстрей бы распуститься.
Б. Умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.
2. Что в жабе самое омерзительное?
А. Грязно - серые бородавчатые бока.
Б. Скверные липкие лапы.
ВБесчувственность и равнодушие.
3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что…
А. она не досталась жабе.
Б. её гибель была неизбежна.
В. она украсила последние минуты жизни мальчика.

4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Б. жаба

-Прошу вас обменяться листочком с соседом по парте и проверить выполненный тест. Ответы представлены на слайде. Оцените работу друг – друга так: «+» - если верно, « - « - если неверно.





Читают про себя

Читают хором шепотом

Читают хором в полный голос



Литературные сказки

Сказки

Сказка — это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях.

«Сказка о жабе и розе»



  1. Б

  2. В

  3. В

  4. А



Форма: фронтальная

Средства: речь учителя

Методы: наглядные

Постановка учебной задачи

Мотивировать к перечитыванию произведения;

Вызвать потребность в аналитической работе

-Ребята, кто написал «Сказка о жабе и розе»?


-Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к нашему уроку:

«Если ты оставил после себя след

красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…» В.М. Гаршин.

- Как вы понимаете смысл прочитанного?




-Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.

-Эти слова были сказаны самим автором сказки Всеволодом Михайловичем Гаршиным.
-Предлагаю вам поближе познакомиться с писателем этой замечательной сказки.

-Ребята, что нового вы узнали, посмотрев видео?

-Во сколько лет Всеволод Михайлович начал читать?

-С кем жил писатель после того как его мама уехала со старшими братьями в Петербург?

-Чем любил заниматься Всеволод Михайлович кроме чтения книг?

-Какой первый рассказ написал Гаршин?

-Какие еще сказки написал Всеволод Михайлович?

-Молодцы, ребята, вы внимательно слушали информацию.

-А я вам предлагаю к сегодняшнему уроку поставить следующие вопросы:

1. Узнать, почему такой финал.

2. Разгадать загадку заголовка.

3. О чём заставляет задуматься это произведение?

-В конце урока мы с вами вернемся к нашему эпиграфу и ответим на эти вопросы.



Всеволод Михайлович Гаршин





Если в жизни оставить какие-то прекрасные моменты, то все люди будут помнить о них и гордиться





Смотрят видеоролик


Отвечают

В 5 лет

С отцом


Бродить по лесу и замечать все прекрасное

Четыре дня

Лягушка – путешественница

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя

Методы: наглядные

Анализ произведения

Обеспечить более внимательное перечитывание текста

Формировать умение анализировать текст

-Давайте откроем в учебнике страницу 175. Что вы видите на картинке?

- Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки мудрости и нравственности.

А вы любите розы?

- Вам нравится их запах?

- Давайте выполним дыхательное упражнение. Представьте, что вы нюхаете розу. Носиком вдыхаем, а ртом выдыхаем

Ах, какой ароматный цветок! (2-3 раза)

-Вспомните героев сказки. Назовите их.


-Где происходили события? 

-Найдите описание цветника



-Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили?




-Чей это был цветник?

-Почему он был так запущен? 

-Найдите в тексте описание мальчика


- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом.

- Для чего автор нам дает эту сцену?



-Каким значит был мальчик Вася?


-К кому из персонажей сказки Вася ближе всех?

-А почему? Что их сближает?



Физкультминутка:

Видим, скачут по опушке

Две веселые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

-Наша задача на уроке понять, что существует 2 мира: добро и зло. И кто к какому миру относился.

-А чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю сначала подумать и сказать мне – кто к какому миру относится.

-Предлагаю вам сравнить 2 персонажей этой сказки: розу и жабу. Открываем тетрадки. Записываем число. Одиннадцатое декабря. На партах у вас лежат листочки. На этих листочках нарисована таблица. В первой колонке мы будет характеризовать розу, а во второй – жабу. Для этого нам понадобятся 2 главных вопроса: какая? и что делала? Работаем в парах.


Роза

Жаба

Какая она?



Что делала?



-Какой была роза? Как вы думаете? Давайте поищем в тексте.

-А какой была жаба?

-Что делала роза?


-Что делала жаба?


-Ребята, вы молодцы. Как точно мы с вами описали двух персонажей сказки. Эти листочки вам нужно будет вклеить в тетрадь.

-Итак, мы видим два мира, два противоречия. В чём счастье для жабы и розы?






-Скажите, кто из персонажей похож на розу? 

-Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу?


- Когда в сказке наступает тревожный момент?

-Зачитайте, как к мальчику приходит смерть?

-Зачем мальчику нужна была роза?



-А что чувствовала роза, когда её срезали? Зачитайте, пожалуйста.



-Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? 


Девочку, розу и лягушку







Да, нет

Да, нет

Выполняют дыхательное упражнение


Роза, жаба, сестра Маша и брат Вася

В цветнике

Цветник был очень запущен…


Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…

Мальчика Васи

Вася заболел

Он был маленький мальчик лет семи….

Один раз, под вечер, он увидел живого ежа!...

Чтобы показать, что мальчика не боялись даже маленькие звери

Очень добрым, внимательным

К розе

Они оба любили жизнь

Жаба к миру зла, роза, Вася и сестра Маша к миру добра.



















Красивая, свободная


Мерзка, гадкая и настойчивая

Благоухала, радовалась жизни, цвела, распускала лепестки


Охотилась за цветком




Счастье для розы – это жить и радовать других своим прекрасным цветением. А счастье для жабы – это жить и ничего не делать.

Мальчик Вася

Оба любили прекрасное, они оба погибают

Когда мальчик умирает


Чтобы последний раз ее увидеть и насладиться красотой

Роза, хотя и была срезана прежде, чем начать осыпаться, чувствовала, что ее срезали недаром.

Роза подарила мальчику улыбку в последние секунды его жизни

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя

Методы: наглядные

Обобщение

Обобщить результат анализа произведения;

Обеспечить более глубокое, целостное восприятие произведения.

-Ребята, вернемся к нашему эпиграфу, который мы прочитали в начале урока.

«Если ты оставил после себя след

красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…» В.М. Гаршин.

-Как вы думаете, к кому из героев этот эпиграф относится? Докажите.



-А также у нас остались нерешенными вопросы:

1. Узнать, почему такой финал.

3. В чем смысл жизни?

3. О чём заставляет задуматься это произведение?






Этот эпиграф относится к розе, потому что она оставила большой и яркий след в жизни мальчика


Отвечают на вопросы

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя

Методы: наглядные

Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание

Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели

-Ребята, ваше домашнее задание:

Перечитать сказку на страницах 169 – 178; подумать сколько в ней сюжетов.

Ответить на вопрос №8 на странице 179

-Заканчивая урок, мне бы хотелось, чтобы вы оценили сами себя. Кто хорошо поработал на уроке и все понравилось – нарисуйте на смайлике улыбку, а если кому-то было трудно и что-то не понял, то нарисуйте грустную улыбку.

-Спасибо за урок.

Получают домашнее задание




Оценивают себя

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя

Методы: наглядные



Резерв:

-Составим синквейн (работа в парах)

-Что такое синквейн?

Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:

  1. одно существительное

  2. два прилагательных

  3. три глагола, описывающих героя

  4. фраза про этого героя

  5. вывод в форме одного существительного

1.Роза.

2.Добрая, счастливая.

3. Любит, наслаждается, жертвует.

4. Роза плачет от счастья жить.

5. Добро.

1. Мальчик.

2. Тихий, кроткий.

3. Болеет, переживает, умирает.

4. Беззащитный маленький хозяин цветника.

5. Ребенок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!