Актуализация знаний и умений. Проверка домашнего задания | Выполнить речевую разминку с детьми перед началом урока. Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации | Начнем наш урок с речевой разминки «Три сороки – Тараторки Тараторили на горке» По моей команде «3-4» начинаем читать: -прочитайте про себя; -прочитай хором шёпотом; -прочитайте хором в полный голос. -Сначала прочитает 1 ряд, затем 2, а потом и 3. -А кто один хочет попробовать? (2-3 человека) -Давайте вспомним какой раздел мы изучаем? -Какие произведения в нем помещены? -Что такое сказка? -Какую сказку вы прочитали дома? -Предлагаю Вам проверить как вы внимательно прочитали дома эту сказку. 1. О чём думает роза в период цветения? А. Быстрей бы распуститься. Б. Умереть бы другой смертью. В. Цвести вечно. 2. Что в жабе самое омерзительное? А. Грязно - серые бородавчатые бока. Б. Скверные липкие лапы. В. Бесчувственность и равнодушие. 3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что… А. она не досталась жабе. Б. её гибель была неизбежна. В. она украсила последние минуты жизни мальчика. 4. Символом света, добра, красоты в сказке является: А. роза Б. жаба -Прошу вас обменяться листочком с соседом по парте и проверить выполненный тест. Ответы представлены на слайде. Оцените работу друг – друга так: «+» - если верно, « - « - если неверно. | Читают про себя Читают хором шепотом Читают хором в полный голос Литературные сказки Сказки Сказка — это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях. «Сказка о жабе и розе» Б В В А | Форма: фронтальная Средства: речь учителя Методы: наглядные |
Постановка учебной задачи | Мотивировать к перечитыванию произведения; Вызвать потребность в аналитической работе | -Ребята, кто написал «Сказка о жабе и розе»? -Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к нашему уроку: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…» В.М. Гаршин. - Как вы понимаете смысл прочитанного? -Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока. -Эти слова были сказаны самим автором сказки Всеволодом Михайловичем Гаршиным. -Предлагаю вам поближе познакомиться с писателем этой замечательной сказки. -Ребята, что нового вы узнали, посмотрев видео? -Во сколько лет Всеволод Михайлович начал читать? -С кем жил писатель после того как его мама уехала со старшими братьями в Петербург? -Чем любил заниматься Всеволод Михайлович кроме чтения книг? -Какой первый рассказ написал Гаршин? -Какие еще сказки написал Всеволод Михайлович? -Молодцы, ребята, вы внимательно слушали информацию. -А я вам предлагаю к сегодняшнему уроку поставить следующие вопросы: 1. Узнать, почему такой финал. 2. Разгадать загадку заголовка. 3. О чём заставляет задуматься это произведение? -В конце урока мы с вами вернемся к нашему эпиграфу и ответим на эти вопросы. | Всеволод Михайлович Гаршин Если в жизни оставить какие-то прекрасные моменты, то все люди будут помнить о них и гордиться Смотрят видеоролик Отвечают В 5 лет С отцом Бродить по лесу и замечать все прекрасное Четыре дня Лягушка – путешественница | Форма: фронтальная Средства: речь учителя Методы: наглядные |
Анализ произведения | Обеспечить более внимательное перечитывание текста Формировать умение анализировать текст | -Давайте откроем в учебнике страницу 175. Что вы видите на картинке? - Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки мудрости и нравственности. - А вы любите розы? - Вам нравится их запах? - Давайте выполним дыхательное упражнение. Представьте, что вы нюхаете розу. Носиком вдыхаем, а ртом выдыхаем Ах, какой ароматный цветок! (2-3 раза) -Вспомните героев сказки. Назовите их. -Где происходили события? -Найдите описание цветника -Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили? -Чей это был цветник? -Почему он был так запущен? -Найдите в тексте описание мальчика - Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. - Для чего автор нам дает эту сцену? -Каким значит был мальчик Вася? -К кому из персонажей сказки Вася ближе всех? -А почему? Что их сближает? Физкультминутка: Видим, скачут по опушке Две веселые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок, Прыгать с пятки на носок. -Наша задача на уроке понять, что существует 2 мира: добро и зло. И кто к какому миру относился. -А чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю сначала подумать и сказать мне – кто к какому миру относится. -Предлагаю вам сравнить 2 персонажей этой сказки: розу и жабу. Открываем тетрадки. Записываем число. Одиннадцатое декабря. На партах у вас лежат листочки. На этих листочках нарисована таблица. В первой колонке мы будет характеризовать розу, а во второй – жабу. Для этого нам понадобятся 2 главных вопроса: какая? и что делала? Работаем в парах. | Роза | Жаба | Какая она? | | | Что делала? | | | -Какой была роза? Как вы думаете? Давайте поищем в тексте. -А какой была жаба? -Что делала роза? -Что делала жаба? -Ребята, вы молодцы. Как точно мы с вами описали двух персонажей сказки. Эти листочки вам нужно будет вклеить в тетрадь. -Итак, мы видим два мира, два противоречия. В чём счастье для жабы и розы? -Скажите, кто из персонажей похож на розу? -Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу? - Когда в сказке наступает тревожный момент? -Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? -Зачем мальчику нужна была роза? -А что чувствовала роза, когда её срезали? Зачитайте, пожалуйста. -Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? | Девочку, розу и лягушку Да, нет Да, нет Выполняют дыхательное упражнение Роза, жаба, сестра Маша и брат Вася В цветнике Цветник был очень запущен… Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась… Мальчика Васи Вася заболел Он был маленький мальчик лет семи…. Один раз, под вечер, он увидел живого ежа!... Чтобы показать, что мальчика не боялись даже маленькие звери Очень добрым, внимательным К розе Они оба любили жизнь Жаба к миру зла, роза, Вася и сестра Маша к миру добра. Красивая, свободная Мерзка, гадкая и настойчивая Благоухала, радовалась жизни, цвела, распускала лепестки Охотилась за цветком Счастье для розы – это жить и радовать других своим прекрасным цветением. А счастье для жабы – это жить и ничего не делать. Мальчик Вася Оба любили прекрасное, они оба погибают Когда мальчик умирает Чтобы последний раз ее увидеть и насладиться красотой Роза, хотя и была срезана прежде, чем начать осыпаться, чувствовала, что ее срезали недаром. Роза подарила мальчику улыбку в последние секунды его жизни | Форма: фронтальная Средства: речь учителя Методы: наглядные |
Обобщение | Обобщить результат анализа произведения; Обеспечить более глубокое, целостное восприятие произведения. | -Ребята, вернемся к нашему эпиграфу, который мы прочитали в начале урока. «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…» В.М. Гаршин. -Как вы думаете, к кому из героев этот эпиграф относится? Докажите. -А также у нас остались нерешенными вопросы: 1. Узнать, почему такой финал. 3. В чем смысл жизни? 3. О чём заставляет задуматься это произведение? | Этот эпиграф относится к розе, потому что она оставила большой и яркий след в жизни мальчика Отвечают на вопросы | Форма: фронтальная Средства: речь учителя Методы: наглядные |
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание | Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели | -Ребята, ваше домашнее задание: Перечитать сказку на страницах 169 – 178; подумать сколько в ней сюжетов. Ответить на вопрос №8 на странице 179 -Заканчивая урок, мне бы хотелось, чтобы вы оценили сами себя. Кто хорошо поработал на уроке и все понравилось – нарисуйте на смайлике улыбку, а если кому-то было трудно и что-то не понял, то нарисуйте грустную улыбку. -Спасибо за урок. | Получают домашнее задание Оценивают себя | Форма: фронтальная Средства: речь учителя Методы: наглядные |