СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сказка о Синдбаде-мореходе» (конспект урока с использованием приемов ТРКМ)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для организации совместной деятельности обучающихся с целью знакомства с новым произведением, анализа и понимания «Сказки о Синдбаде-мореходе».

Просмотр содержимого документа
««Сказка о Синдбаде-мореходе» (конспект урока с использованием приемов ТРКМ)»



Конспект

урока по литературе в 6 классе

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Покров Петушинского района

Зайчиковой Марины Валентиновны


Тема: «Арабская «Сказка о Синдбаде-мореходе» - это … »


(Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика.)

Цель урока: создание условий для организации совместной деятельности обучающихся с целью знакомства с новым произведением, анализа и понимания «Сказки о Синдбаде-мореходе».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • обзорно познакомить учащихся с историей создания, тематикой, особенностями сборника восточных сказок;

  • закрепить представление о жанре сказки;

  • отрабатывать основные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое);

  • формировать у учащихся деятельное отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом и жизнь – самая важная ценность;

  • воспитание читательского вкуса.

  1. Развивающие:

  • осуществлять системно-деятельностный подход;

  • развивать критическое мышление учащихся;

  • развивать внимание;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • формирование нравственной позиции обучающихся;

  • развитие интереса к изучению литературы;

  • осознание ценности литературы, как средства передачи знаний от поколения к поколению;

  • развитие умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие умения применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать тему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к мировой литературе;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • развивать основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменную речь)

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор, экран;

  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Мотивация к деятельности. Настрой на восприятие

  3. Актуализация знаний.

  4. Постановка учебной задачи.

  5. Осмысление содержания. Работа с текстом по вопросам.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. РефлЕксия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.

Метод обучения: проблемно-диалогический.

Технологии: технология развития критического мышления («Верю – не верю», «Бортовой журнал», «Шесть шляп», «Корзина идей», «Три М», «Эссе»), здоровьесберегающая, технология сотрудничества, ИКТ.

Формы работы учащихся:  фронтальная, групповая, коллективная.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, презентация, тексты «Сказки о Синдбаде - мореходе» с заранее намеченными остановками, книга «Тысяча и одна ночь».




Тема: «Арабская «Сказка о Синдбаде-мореходе» - это …»


Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Фрэнсис Бэкон, английский писатель, философ

Ход урока.


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

  1. Мотивация к деятельности.

Настрой на восприятие

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас! Сегодня урок литературы проведу у вас я. И мы будем говорить об одной из интереснейших книг мировой литературы.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова английского писателя, философа Френсиса Бэкона:

Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.(Слайд 2)

И сначала мы сыграем с вами в небольшую игру «Верите ли вы, что…». Я буду задавать вопросы, а вы, если отвечаете «да», то хлопайте в ладоши, если «нет» - леконько топайте ногами.

Подготовка класса к уроку


2.Актуализая

знаний

Цель: актуализация знаний учащихся, выявление предыдущих знания, необходимых для

«открытия нового»

1. «Верите ли вы, что…?» («Верю – не верю»)

- фольклорные, волшебные, плутовские, авантюрные, героические, бытовые, поучительные, городские, анекдотические – это всё о сказках? (Действительно, всё это о сказках. И все эти виды сказок входят в книгу «Тысяча и одна ночь»);

А что такое сказка, вы знаете? (ответы детей) (Слайд 3);

- что одна сказка может включать в себя тысячу сказок? (Да, именно так построен сюжет сказок «Тысячи и одной ночи». Тысячу ночей Шахерезада рассказывает правителю Шахрияру сказки с продолжением. И одной из них была «Сказка о Синдбаде-мореходе». (Слайд 4 ) Такое построение произведения называется рамочным, одна сказка обрамляет все остальные)

- «машина времени» уже существует? (да, т.к. есть слово, книги, с помощью которых современный человек может попасть и в древние времена, и в будущее; «машина времени» - это метафора, переносное значение).

Отвечают на вопросы

(если «да» - хлопают, если «нет» - топают)



Сказка — это эпический жанр литературы, характеризующийся вымыслом, волшебным, героическим или бытовым сюжетом, в котором раскрывается важный жизненный урок для читателя. Сказка бывает фольклорной и литературной.


Вам ничего не напоминает рамочный сюжет «Тысячи и одной ночи»?

(Большинство современных сериалов строится по рамочному принципу)

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.


(Слайд 5) Итак, сегодня мы совершим небольшое путешествие во времени и пространстве. А поможет нам в этом «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги восточных сказок «Тысяча и одна ночь» Интересно?


Тему урока вы видите на слайде: «Арабская «Сказка о Синдбаде-мореходе» - это …» (Слайд 6)

Обратите внимание на формулировку нашей темы. Что в ней необычного? (многоточие)


  1. Итак, пора собираться в путь. Но что должно быть у любого путешествия?

(Куда? Зачем? Как? – Цель, место и средство передвижения) Вот с этого и начнем.


Куда мы отправляемся? (В восточные страны (Ирак, г.Багдад) 9 - 13 веков (см. учебник стр.246), хотя европейский читатель познакомился с этой книгой только в 17-18 веке . Именно в 1704 году в книжной лавке Барбена в Париже появилась небольшая книжка, успех которой превзошел самые смелые ожидания ее издателей. Это и была «Les mille et une nuits» («Тысяча и одна ночь») в переводе Антуана Галлана с арабского на французский. Правда, тогда переведена была только «Повесть о Синдбаде-мореходе», и как раз ее успех послужил дополнительным стимулом для Галлана начать перевод и издание сирийской рукописи XIV века, известной сейчас как «Книга тысячи и одной ночи».)

(Знакомство с особенностями восточных сказок на примере «Сказки о Синдбаде-мореходе») (Слайды 7)

Средство передвижения (на чем?). (Слайд 8)

( У нас «машиной времени» будет корабль – любимое средство передвижения Синдбада – морехода. И не один. А как передвигались на Востоке в средние века на далекие расстояния?

Конечно, караванами.

Что такое «караван»? (Слайды 9, 10)

Какова же наша цель путешествия во времени?

(Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок!)

Во время пути мы будем вести Бортовой журнал, где мы будем записывать все важные моменты путешествия. Всё это вы найдете у себя на партах. Подпишите ваши фамилии в Бортовых журналах.

Запишите вашу цель (что бы вы хотели узнать) путешествия.

Все закончили? Караван нас ждет. Рассаживаемся по кораблям! Корабли у нас разного цвета, и это не случайно. У каждого корабля будет своя задача.

Каждая группа получает свое задание. (см.Приложение)

Выберите капитанов, которые поведут корабль в нужном направлении мысли и работы.





Ответы детей

1.Она не закончена, в ней есть многоточие, которое предполагает, что каждый из вас в конце урока допишет свой вариант темы, который ему покажется наиболее подходящим.


  • КАРАВА́Н, -а, м.

1. Группа вьючных животных, перевозящих кладь и людей в пустыне или в степи. Караван верблюдов.  || перен. Движущаяся вереница кого-, чего-л. Гусей крикливых караван Тянулся к югу. Пушкин, Евгений Онегин

2. Группа судов, идущих друг за другом или выполняющих общую задачу.  Наш караван с военными грузами шел по Северному морскому пути. Каверин, Два капитана. || [Перс. kar(e)van]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека



Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока

Наша цель – понять, какая же мудрость, веками хранимая  восточными народами, заключена в сказке о путешествиях Синдбада-мореходы?


Записывают вопрос в своих раздаточных материалах.

Несколько человек читают свои вопросы

4.Работа с текстом. Осмысление содержания


Работа по группам (Слайды 11 )

«Белый корабль» (ученые, информация, факты)

1) О ком рассказывается в сказке? 

2) Какие события и приключения произошли с Синдбадом?

3) На сколько частей можно разделить рассказ. Составьте его план.

(Слайд 12)






«Черный корабль»  — скептики, реалисты, видящие жизнь без прикрас.

Какие трудности, испытания пришлось пережить Синдбаду?

1) Почему Синдбад так беспечно распорядился отцовским наследством?

2) Что произошло с Синдбадом, когда рыба-остров погрузилась в море?

3) Какие испытания ожидали Синдбада на необитаемом острове, куда он добрался на корыте?


«Красный корабль» — это люди эмоций, доверяющие своей интуиции, чувствам.

Какие чувства испытывает Синдбад, попадая в разные перипетии?

  1. Найдите строчки, в которых чувствуется испуг и раскаяние Синдбада оттого, что он растратил наследство отца. (Выразительное чтение фрагмента от слов «И, придя в себя, я испугался и растерялся…» до слов «…и собрал три тысячи дирхемов»).

  2. Что почувствовал Синдбад, когда увидел уплывающий корабль?

  3. Что испытывает Синдбад, выбравшись на берег другого острова?

  4. Какие изменения произошли в самочувствии Синдбада на острове через несколько дней?

  5. Что почувствовала Синдбад, увидев огромного коня?

(Слайд 13)


«Желтый корабль» — оптимисты; солнечный, радостный, позитивный. Участники этой группы обрисовывают только положительные моменты, преимущества.

Каковы положительные моменты сказки?

  1. Что же помогло Синдбаду одуматься и не тратить наследство отца до конца?

  2. Каков итог скитания по морю на корыте Синдбада? Сказано ли что-то о спасении других людей, не попавших на корабль?

  3. Как ведет себя Синдбад на необитаемом острове?

  4. Какие качества характера Синдбада раскрываются в сказке?

(Слайд 14)

(Для гостей урока, комиссии - «Синий корабль»  — нейтральный, оценочный. Эксперты, аналитики, которые выслушивают предложения всех групп и находят оптимальное решение, делают выводы.)


Итак, цель поставлена, задачи ясны? Похлопаем, если «Да». И под наши аплодисменты Машина Времени начинает движение! (Физкультминутка).

Работая над заданиями, делайте пометки в ваших текстах. Я потом просмотрю ваши пометки, сошью ваши листочки и сделаю свой «Бортовой журнал» нашего с вами путешествия и моего путешествия к вам. Он останется мне на память!

(Группы работают над заданиями. Затем по очереди рассказывают по своим заданиям четыре группы, кроме синего корабля.) Звучит музыка.

Путешествие у нас единое, поэтому всем необходимо внимательно слушать ответы всех кораблей, чтобы сделать выводы из сказки!

(На ответ каждой команде – 2-3 минуты)

(Слайд 12 - 14)

Работают в группах по заданиям. Делают выводы. Озвучивают результат.

1.О путешествии багдадского купца Синдбада-морехода.

2. Синдбад промотал наследство, доставшееся ему от отца. На оставшиеся деньги купил товара и отправился по морю в Бурсу торговать.

3. 1. Рассказ Синдбада о собственной беспечности.

2. Путешественники на чудесном «острове» - огромной рыбе.

3. Синдбад на загадочном острове в гостях у незнакомца.

(Слайд 12)

1. Синдбад не задумывался над тем, что богатство его отца нажито годами труда.

2.Синдбад погрузился в море. Затем он несколько дней плавал по морю, держась за корыто.

3. Синдбад очень устал, думал, что умрет, несколько дней набирался сил. Остров оказался необитаем.







1 Выразительное чтение фрагмента от слов «И, придя в себя, я испугался и растерялся…» до слов «…и собрал три тысячи дирхемов»

2. Отчаяние. «И тогда я убедился, что погибну»

3. «И я увидел, что ноги мои затекли и укусы рыб оставили на голенях следы, но я не чувствовал этого, так сильны были моя горесть и утомление. И я лежал на острове, как мертвый, и лишился чувств, и впал в оцепенение, и пробыл в таком состоянии до следующего дня».

4. «И я провел в таком положении несколько дней и ночей, и душа моя ожила, и вернулся ко мне дух мой, и мои движения окрепли.»

5. «…Конь закричал великим криком, и я испугался и хотел повернуть назад…»



1. Синдбад задумался о цели своей жизни и решил отказаться от прежней беспечности.

2. Он спасся, потому что не упал духом, быстро схватился за корыто и сел верхом на него.


4. Синдбад умеет быть разумным, быстро ориентируется в сложившейся ситуации, до последнего борется за жизнь, не боится трудностей. Смелость, смекалка, любознательность, любовь к жизни.


5.Закрепление:

выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции


Какие же уроки дает нам Синдбад-мореход? («Корзина идей»).

(Каждая группа предлагает свои варианты. По одному человеку от группы записывают на доске свои выводы)

Молодцы ребята. Давайте посмотрим, какие же еще выводы из этой сказки были сделали другие читатели. (Слайд 15)

  • «Величье достигается трудом –

Бессонница в ночи, работа днем.

А без труда величье не добыть,

Бесплодно жизнь погубишь, может быть.

(перевод Давида Самойлова)

  • Жизнь – вечный труд. Труд – основа жизни. Благодаря труду и терпению выживает Синдбад в своем путешествии.

  • Вера в помощь высшей силы помогает Синдбаду в самых безвыходных ситуациях.

  • Богатый купец Синдбад очень любознателен и поэтому много раз отправляется в путешествие по свету, хотя иногда оказывается на волосок от гибели.

  • В какие бы трудные обстоятельства он ни попадал, смекалка, упорство, воля к жизни помогают ему победить.

  • «Что толку сидеть и горевать! Никто меня не спасет, если я не спасу себя сам» (Синдбад-мореход). 

  • Когда угрожает рок, расправь перед ним ты грудь
    И помни: к счастью ведет пустынный тернистый 
    путь.

  • В этой книге нет места отчаянию и унынию, ибо она воспевает жизнь и славит ее.

Обсуждают проблемные вопросы, связанный с темой урока.

Учащиеся высказывают свои предположения

5. Рефлексия деятельности


Вам пора сделать записи в ваших Бортовых журналах.

Вернемся к теме нашего урока:

«Арабская «Сказка о Синдбаде - мореходе» - это …»

- источник вековой мудрости;

- торжество и прославление жизни;

- уроки достижения величия трудом;

- мир тайн и загадок;

- мир приключений и волшебства;

- мир, где добро и смелость торжествуют над злом и трусостью;

- средство познания современного мира;

- (свой вариант).

Как бы вы закончили формулировку нашей темы после тире? Запишите свои варианты. (Слайд 16). Прочитайте ваши темы.

(Можно дать слово и экспертам. Как они закончили бы формулировку темы)

Верите ли вы теперь, что «машина времени» уже существует, и она связывает века и поколения людей?

И чтобы наша жизнь была успешной, интересной, полноценной, мы должны помнить дела и советы предыдущих поколений, оставленные нам в культуре.

А нам нужно возвращаться в наше время, в 21 век, с тем бесценным грузом, который мы сегодня смогли извлечь из сказки о Синдбаде-мореходе.


Запишите в Бортовой журнал ваши впечатления о нашем путешествии. (Задание «Сказочное М»)

Если вам понравился наш урок – похлопайте, если не понравился – потопайте.

И возвращаемся мы с музыкой, с чувством хорошо выполненного дела

(Звучит песня «Ты-человек») (Слайд 17, 18)



Заканчивают формулировку темы.

Ученики читают свои варианты.

Оценивают урок, свою работу, работу одноклассников.

6. Домашнее задание

Задание на выбор: (Слайд 18)

  1. Напишите эссе на тему: «Каким я увидел Синдбада-морехода?».

  2. Развернутый письменный ответ на вопрос:

Зачем нам, современным людям, живущим в век цифровых технологий, обращаться за советами и опытом людей, живших в прошлом, а тем более – к сказкам?

В своем ответе используйте примеры из «Сказки о Синдбаде-мореходе».

  1. Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду первого путешествия Синдбада-морехода. Подпишите рисунок. Прочитайте о других путешествиях Синдбада.

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

От вечера до утра каких чудес не бывает!

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

путешествия в Багдад средних веков

(по «Сказке о Синдбаде-мореходе» из сборника восточных сказок «Тысяча и одна ночь»)

ученика (-цы) 6 класса ______________________________________________


Тема: «Арабская «Сказка о Синдбаде - мореходе» - это ………………………..

…………………………………………………………………………………………»

Цель моего путешествия ______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Заметки в пути _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Главный «урок» Синдбада - морехода для меня? _______________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель достигнута? (Да/нет). Пояснения __________________________________

_____________________________________________________________________

«Сказочный М» (самый удачный момент в моей работе на этом уроке)____ _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________


Варианты продолжения темы:

- источник вековой мудрости;

- торжество и прославление жизни;

- уроки достижения величия трудом;

- мир тайн и загадок;

- мир приключений и волшебства;

- мир, где добро и смелость торжествуют над злом и трусостью;

- средство познания современного мира;

- (свой вариант).

Домашнее задание (выбрать один из вариантов)

    1. Напишите эссе на тему: «Каким я увидел Синдбада-морехода».

    2. Развернутый письменный ответ на вопрос:

    Зачем нам, современным людям, живущим в век цифровых технологий, обращаться за советами и опытом людей, живших в прошлом, а тем более – к сказкам?

    В своем ответе используйте примеры из «Сказки о Синдбаде-мореходе».

    Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду первого путешествия Синдбада-морехода. Прочитайте другие путешествиях Синдбада.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сказка о Синдбаде-мореходе Рассказ о первом путешествии

"Знайте, о господа, о благородные люди, что мой отец был купцом, и был он из людей и купцов знатных, и имел большие деньги и обильные богатства, и умер, когда я был маленьким мальчиком, оставив мне деньги, и земли, и деревни.

А выросши, я наложил на все это руку и стал есть прекрасную пищу и пить прекрасные напитки. Я водил дружбу с юношами и наряжался, надевая прекрасные одежды, и расхаживал с друзьями и товарищами, и думал я, что все это продлится постоянно и всегда будет мне полезно. И я провел в таком положении некоторое время, а затем я очнулся от своей беспечности, и вернулся к разуму, и увидел, что деньги мои ушли, и положение изменилось, и исчезло все, что у меня было. И, придя в себя, я испугался, и растерялся, и стал думать об одном рассказе, который я раньше слышал от отца, - и был это рассказ о господине нашем Сулеймане, сыне Дауда (мир с ними обоими!), который говорил: "Есть три вещи лучше трех других: день смерти лучше дня рождения, живой пес лучше мертвого льва, и могила лучше бедности".

И я поднялся и собрал все бывшие у меня вещи и одежды и продал их, а потом я продал мои земли и все, чем владели мои руки, и собрал три тысячи дирхемов. И пришло мне на мысль отправиться в чужие страны, и вспомнил я слова кого-то из поэтов, который сказал:

Величье достигается трудом -

Бессонница в ночи, работа днем.

За жемчугом ныряй на дно морское,

И ты довольство обретешь мирское.

А без труда величье не добыть,

Бесплодно жизнь погубишь, может быть.

И тогда я решился и накупил себе товаров, и вещей, и всяких принадлежностей, и кое-что из того, что было нужно для путешествия, и душа моя согласилась на путешествие по морю. И я сел на корабль и спустился в город Басру вместе с толпой купцов, и мы ехали морем дни и ночи и проходили мимо островов, переходя из моря в море и от суши к суше; и везде, где мы ни проходили, мы продавали, и покупали, и выменивали товары. И мы пустились ехать по морю и достигли одного острова, подобного саду из райских садов, и хозяин корабля пристал к этому острову, и бросил якоря, и спустил сходни, и все, кто был на корабле, сошли на этот остров. И они сделали себе жаровни, и разожгли на них огонь, и занялись разными делами, и некоторые из них стряпали, другие стирали, а третьи гуляли; и я был среди тех, кто гулял по острову.

И путники собрались и стали есть, пить, веселиться и играть; и мы проводили так время, как вдруг хозяин корабля стал на край палубы и закричал во весь голос: "О мирные путники, поспешите подняться на корабль и поторопитесь взойти на него! Оставьте ваши вещи и бегите, спасая душу. Убегайте, пока вы целы и не погибли. Остров, на котором вы находитесь, не остров, - это большая рыба, которая погрузилась в море, и нанесло на нее песку, и стала она как остров, и деревья растут на ней с древних времен. А когда вы зажгли на ней огонь, она почувствовала жар и зашевелилась, и она опустится сейчас с вами в море, и вы все потонете. Спасайтесь же, не то погибнете..."

И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.

Когда же настала пятьсот тридцать девятая ночь, она сказала: "Дошло до меня, о счастливый царь, что капитан корабля закричал путникам и сказал им: "Спасайтесь же, не то погибнете, бросайте все!"

И путники услышали слова капитана, и заторопились, и поспешили подняться на корабль, и оставили свои вещи, и пожитки, и котлы, и жаровни. И некоторые из них достигли корабля, а некоторые не достигли, и остров зашевелился и опустился на дно моря со всем, что на нем было, и сомкнулось над ним ревущее море, где бились волны. А я был среди тех, которые задержались на острове, и погрузился в море вместе с теми, кто погрузился, но Аллах великий спас меня, и сохранил от потопления, и послал мне большое деревянное корыто, из тех, в которых люди стирали. И я схватился за корыто и сел на него верхом, ради сохранения жизни, которая дорога всем, и отталкивался ногами, как веслами, и волны играли со мной, бросая меня направо и налево. А капитан распустил паруса и поплыл с теми, кто поднялся на корабль, не обращая внимания на утопающих; и я смотрел на этот корабль, пока он не скрылся из глаз, и тогда я убедился, что погибну.

И пришла ночь, и я был в таком положении и провел таким образом один день и одну ночь, и ветер и волны помогли мне, и корыто пристало к высокому острову, на котором были деревья, свешивающиеся над морем. И я схватился за ветку высокого дерева и уцепился за нее, едва не погибнув, и, держась за эту ветку, вылез на остров. И я увидел, что ноги у меня затекли и укусы рыб оставили на голенях следы, но я не чувствовал этого, так сильны были моя горесть и утомление. И я лежал на острове, как мертвый, и лишился чувств, и погрузился в оцепенение, и пробыл в таком состоянии до следующего дня. И поднялось надо мной солнце, и я проснулся на острове и увидел, что ноги у меня распухли, но пошел, несмотря на то что со мной было, то ползая, то волочась на коленях; а на острове было много плодов и ручьев с пресной водой, и я ел эти плоды.

И я провел в таком положении несколько дней и ночей, и душа моя ожила, и вернулся ко мне дух мой, и мои движения окрепли. И я принялся думать и расхаживать по берегу острова, смотря среди деревьев на то, что создал Аллах великий, и сделал себе посох из сучьев этих деревьев, на который я опирался, и я долго жил таким образом.

И однажды я шел по берегу острова, и показалось мне издали какое-то существо. Я подумал, что это дикий зверь или животное из морских животных, и я пошел по направлению к нему, не переставая на него смотреть; и вдруг оказалось, что это конь, огромный на вид и привязанный на краю острова у берега моря.

И я приблизился к нему, и конь закричал великим криком, и я испугался и хотел повернуть назад; но вдруг вышел из-под земли человек и закричал на меня, и пошел за мной следом, и спросил: "Кто ты, откуда ты пришел и почему ты попал в это место?" - "О господин, - отвечал я ему, - знай, что я чужестранец, и я ехал на корабле и стал тонуть вместе с некоторыми из тех, кто был на нем, но Аллах послал мне деревянное корыто, и я сел в него, и оно плыло со мной, пока волны не выбросили меня на этот остров".

И, услышав мои слова, этот человек схватил меня за руку и сказал: "Пойдем со мной"; и я пошел с ним, и он опустился со мной в погреб под землю и ввел меня в большую подземную комнату, и потом он посадил меня посреди этой комнаты и принес мне кушаний. А я был голоден и стал есть, и ел, пока не насытился и не поел вдоволь, и душа моя отдохнула.

И затем этот человек начал расспрашивать меня о моих обстоятельствах и о том, что со мной случилось; и я рассказал ему обо всех бывших со мной делах от начала до конца, и он удивился моей повести.

Белый корабль (ученые, информация, факты)

1) О ком рассказывается в сказке? 

2) Какие события и приключения произошли с Синдбадом?

3) На сколько частей можно разделить рассказ? Составьте его план.



Красный корабль — это люди эмоций, доверяющие своей интуиции, чувствам.

Какие чувства испытывает Синдбад, попадая в разные перипетии?

  1. Найдите строчки, в которых чувствуется испуг и раскаяние Синдбада оттого, что он растратил наследство отца. (Выразительное чтение фрагмента от слов «И, придя в себя, я испугался и растерялся…» до слов «…и собрал три тысячи дирхемов»).

  2. Что почувствовал Синдбад, когда увидел уплывающий корабль?

  3. Что испытывает Синдбад, выбравшись на берег другого острова?

  4. Какие изменения произошли в самочувствии Синдбада на острове через несколько дней?

  5. Что почувствовала Синдбад, увидев огромного коня?




«Черный корабль»  — скептики, реалисты, видящие жизнь без прикрас.

Какие трудности, испытания пришлось пережить Синдбаду?

1) Почему Синдбад так беспечно распорядился отцовским наследством?

2) Что произошло с Синдбадом, когда рыба-остров погрузилась в море?

3) Какие испытания ожидали Синдбада на необитаемом острове, куда он добрался на корыте?


«Желтый корабль» — оптимисты; солнечный, радостный, позитивный. Участники этой группы обрисовывают только положительные моменты, преимущества.

  1. Что же помогло Синдбаду одуматься и не тратить наследство отца до конца?

  2. Каков итог скитания по морю на корыте Синдбада? Сказано ли что-то о спасении других людей, не попавших на корабль?

  3. Как ведет себя Синдбад на необитаемом острове?

  4. Какие качества характера Синдбада раскрываются в сказке?


«Синий корабль»  — нейтральный, оценочный. (Эксперты, аналитики, которые выслушивают предложения всех групп и находят оптимальное решение, делают выводы.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!