Просмотр содержимого документа
«Сюжеты и образы первобытных изображений»
Тема урока: Сюжеты и образы первобытных изображений
Цель: формирование у учащихся общего представления об основных сюжетах и образах первобытных изображений.
Задачи: — актуализировать знания о сюжетно-тематическом многообразии искусства первобытных времен;
— показать основные сюжеты первобытных изображений в разных видах изобразительного искусства;
— раскрыть особенности воплощения художественного образа в произведениях изобразительного искусства первобытных времен;
— формировать умение выделять основные темы искусства в произведениях первобытной культуры;
— совершенствовать умение дифференцировать произведения разных видов искусства (по темам и видам искусства);
— развивать культуру восприятия художественных произведений первобытных времен
Ход урока
Организационный момент
Объяснение нового материала § 2, с. 9-13
Скульптурные изображения животных как часть ритуала. Натуралистичность и правдивость изображений в пещерных росписях и рисунках.
Воплощение образа человека в скульптуре. Палеолитические Венеры как символ плодородия. Идолы как часть ритуального пространства. Феномен и загадка кикладских идолов. Образ человека в росписях пещер. Сюжеты охоты, выгона скота, танца в пещерных росписях.
Актуальность главных тем искусства от первобытности до наших дней.
Восприятие и обсуждение художественных артефактов первобытных времен.
Сравнение особенностей воплощения образа животного и человека (по выбору) в произведениях прошлого и настоящего.
Физкультминутка
Выполнение живописной композиции с изображением одного или нескольких животных в стилистике наскальной живописи
Рефлексия
Художественно-иллюстративный материал
Изображение животных на стенах пещер Шове и Ласко (Франция), палеолит; «Олени, переходящие через реку», гравировка на роге (грот Лорте, Франция), неолит; Скульптура «Медведь» (пещера Монтеспан, Франция), палеолит; Примеры палеолитических Венер, палеолит; Венера из Костёнок (Россия), палеолит; Большой Шигирский идол (Свердловская обл., Россия), мезолит; Идолы с Кикладских островов, фрагменты росписей (ущелье Тассилин-Адджер, Алжир), 6—2 тыс. до н. э.
Отражение первобытного искусства в культуре последующих эпох: Г. Мур. «Мать и дитя», 1930-е гг.; Р. Киплинг. Сказка «Как было написано первое письмо».