СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ситуация успеха как важнейший стимул повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация отображает главную цель обучения иностранному языку и освещает раскрытие вопроса о мотивации: внешние и внутренние мотивы, виды успеха  и принципы, работающие на успех каждого ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Ситуация успеха как важнейший стимул повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка»

Ситуация успеха как важнейший стимул повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка Учитель английского языка: Гурбатова Ирина Викторовна 18 февраля 2021

Ситуация успеха как важнейший стимул повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Учитель английского языка: Гурбатова Ирина Викторовна

18 февраля 2021

 Главная цель обучения иностранному языку Развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Французский писатель  Анатоль Франс Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей личности учащегося, его мотивации.  Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели.

Главная цель обучения иностранному языку

  • Развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию.
  • Развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию.

«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Французский писатель

Анатоль Франс

Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей личности учащегося, его мотивации.  Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели.

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 5 классе интерес постепенно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина кроется в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам. Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности.   Мотивация внешняя внутренняя

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 5 классе интерес постепенно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина кроется в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. 

Мотивация

внешняя

внутренняя

внешняя внутренняя Социальная мотивация: - каждый образованный человек должен знать иностранный язык; - изучаю как обязательный предмет; - не хочется огорчать родителей и т.п. 1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности: изучаю, так как пригодится мне в жизни. 2)мотивация, порождаемая учебной деятельностью: интересуюсь иностранным языком как предметом. 3)Коммуникативная мотивация: на уроке интересно; нравится общение в классе; иностранный язык служит мне средством удовлетворения моих интересов

внешняя

внутренняя

Социальная мотивация:

- каждый образованный человек должен знать иностранный язык;

- изучаю как обязательный предмет;

- не хочется огорчать родителей и т.п.

1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности: изучаю, так как пригодится мне в жизни.

2)мотивация, порождаемая учебной деятельностью: интересуюсь иностранным языком как предметом.

3)Коммуникативная мотивация: на уроке интересно; нравится общение в классе; иностранный язык служит мне средством удовлетворения моих интересов

Мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии Внутренние Внешние     мотивы мотивы в обучении  отметки; вынужденный долг; учёба ради вознаграждения, престижа, лидерства; избегание наказания. удовлетворение от самой деятельности; прямой результат деятельности; понимание необходимости знаний для жизни; учение как возможность общения; стремление к успеху. Главная задача учителя Формирование внутренней мотивации

Мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии

Внутренние

Внешние

мотивы

мотивы

в обучении

  • отметки;
  • вынужденный долг;
  • учёба ради вознаграждения, престижа, лидерства;
  • избегание наказания.
  • удовлетворение от самой деятельности;
  • прямой результат деятельности;
  • понимание необходимости знаний для жизни;
  • учение как возможность общения;
  • стремление к успеху.

Главная задача учителя

Формирование внутренней мотивации

Формирование внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы ценным мотивам придать побуждающую силу , а неценные мотивы - отодвинуть на задний план. С этой целью используются  стимулы,  т.е. внешние побудители определенной деятельности, задача которых - вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности.

Формирование мотивов - это, прежде всего создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является создание учителем ситуации успеха на уроке. Здесь важно разделить понятия: «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха – нечто более субъективное. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью ребенка. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, как продолжается, что лежит в ее основе.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. 

Успех в ученииединственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Успех – понятие неоднозначное и имеет разную трактовку.

С социально-психологической точки зрения успех – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Каждый член сообщества всегда окружен системой ожиданий от его поступков, действий, линии поведения. Человек ждет определенных поступков, в которых удовлетворяются его надежды (или опасения), и этого же ждут от него.

        С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.     

С педагогической точки зрения ситуация успех – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя, семьи.

      Успех – категория не абстрактная. Младший школьник не столько осознает, сколько переживает. Подросток и осознает и переживает, но не всегда может докопаться до ее источников, не всегда адекватно оценивает ее. Старший школьник подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.

по ожиданиям личности учащегося выделяют 3 вида успеха:

Предвосхищаемый успех: когда учащийся ждёт успех, надеется на него; уверен, что учитель ему поможет в достижении этого успеха.

Констатируемый успех : учащийся фиксирует успех сам и радуется ему; При этом успех может быть как ожидаемым, так и неожиданным. Важно, что он создал у ученика отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущения своих возможностей, веру в завтрашний день.

Обобщающий успех: ожидание успеха постепенно становится устойчивой потребностью.

Знание этих видов ситуаций успеха дает возможность реально представить их педагогический потенциал и соответственно ориентироваться в выборе путей, средств их организации.

Необходимо уяснить, что успех учебного процесса определяются в конечном итоге характером деятельности учащихся.

      Мотивация успеха должна быть позитивна. При такой мотивации действия учащихся направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления.

    Создание ситуации успеха не принесёт должного эффекта, если её практическое применение в учебном процессе не вызовет у каждого ученика эмоционального удовлетворения, радости от проделанной работы, творческого подъема в процессе учения, если вся практика проведения учебного процесса в соответствии с ними не будет формировать у них потребностей в познании, в накоплении социального опыта, в самопознании, в саморазвитии и самосовершенствовании.

     

Для того чтобы организация учебного процесса была эффективной, я использую разнообразные принципы в своей работе:

  • принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся;
  • принцип доброжелательности.  Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Если мы хотим научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Формализм губит общение. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.
  • принцип новизны.  Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.
  • принцип неожиданности.  Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками я применяю разнообразные формы и приёмы на уроке. Каждый раз на занятиях стараюсь чередовать индивидуальную, групповую и коллективную формы работы. Иногда применяю дифференцированный подход в обучении, который помогает каждому учащемуся выполнить посильное ему задание. Естественно, что каждый урок строится с применением системно-деятельностного подхода, где ведущей деятельностью является деятельность учащихся, а деятельность учителя носит сопровождающий характер. Сначала и до окончания урока применяю методы стимулирования (создание атмосферы эмоционального комфорта, поощрение, похвала, признание, благодарность, жетоны, символы, формальная оценка).

Особую роль в создании ситуации успеха играют творческие упражнения: чтение четверостиший и небольших стихотворений; исполнение песен на иностранном языке, поздравлений; проговаривание скороговорок; разгадывание кроссвордов; составление интеллект-карт; оформление творческих проектов; изучение и тренировка произношения звуков через небольшие фонетические стишки, сказки; творческие игры; обыгрывание ситуаций, применение договорок ( По английски каждый день ручку называем pen. Тише, дети, не кричите, в класс заходит English Teacher.) В процессе изучения цветов использую раскраски.

Для сохранения здоровья учащихся на уроке провожу физкультминутки, в том числе и музыкальные, динамические паузы.

 Хочется отметить, что важным фактором повышения эффективности урока иностранного языка является использование наглядности. Чем красочнее представлен материал, тем интереснее учащемуся работать на уроке. На сегодняшний день актуальность приобрели информационные коммуникативные технологии и Интернет ресурсы, которые часто используются мной на уроках: готовые и созданные мной презентации, видео – и аудио-словари, видеоролики, видеоуроки, с помощью которых учащиеся слышат речь другого учителя, тесты, обучающие мультфильмы. В конце урока широко применяю разные виды рефлексий: Рефлексия эмоционального состояния; Рефлексия деятельности на уроке; Рефлексия содержания учебного материала.

Хочется отметить, что важным фактором повышения эффективности урока иностранного языка является использование наглядности. Чем красочнее представлен материал, тем интереснее учащемуся работать на уроке.

На сегодняшний день актуальность приобрели информационные коммуникативные технологии и Интернет ресурсы, которые часто используются мной на уроках: готовые и созданные мной презентации, видео – и аудио-словари, видеоролики, видеоуроки, с помощью которых учащиеся слышат речь другого учителя, тесты, обучающие мультфильмы.

В конце урока широко применяю разные виды рефлексий:

  • Рефлексия эмоционального состояния;
  • Рефлексия деятельности на уроке;
  • Рефлексия содержания учебного материала.

Только стимулируя деятельность учащихся, мы можем добиться создания ситуации успеха на уроке. Можно указать следующие стимулы :

  Опирайтесь на желания . Чего хочет учащийся – главный вопрос для учителя. важно не только то, чего желаем мы сами, но и то, чего хочет учащийся.

Используйте идентификацию . Заставляйте ваших учащихся страстно чего-то пожелать, пусть это будут даже желания, которые не совсем согласуются с вашими педагогическими намерениями.

Учитывайте интересы и склонности.  Говорите о том, что интересует ваших учащихся. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть большую часть времени говорят ваши ученики. Ваша цель – переориентировать интересы учеников на воспитание и дидактические цели.

Используйте намерения.  Намерение возникает на основе потребности. Находите возможность помочь ученикам в осуществлении их намерений.

Признавайте достоинства.  Вызывайте у учащегося энтузиазм и развивайте все, что есть лучшего в человеке с помощью признания его достоинств

Одобряйте успехи.  «Образно выражаясь, похлопывание по спине за хорошо выполненную работу неизменно стимулирует учащегося продолжать усердно трудиться», - пишет американский педагог А. Дреер. Слова и жесты одобрения следует адресовать всем тем, кто проявляет старание в учебной работе.

Исследования показывают, что основным мотивом творчества является стремление человека к улучшению результатов деятельности. В нем находит проявление одна из фундаментальных социальных потребностей человека – потребность в успехе, в достижениях. Она характеризуется как постоянное соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сделать что-то лучше, оригинально решить возникшую проблему.

Сделайте работу привлекательной.  Из трудной, малопривлекательной учебной деятельности следует сделать интересную и желанную для учащихся.

Используйте ситуацию.  А лучше сказать – ловите момент. Дело в том, что стимулы часто подбрасывает сама жизнь, развитие событий. Эти неожиданные, спонтанные, случайные стимулы ничуть не хуже тех, что долго разрабатываются и тщательно планируются. Нужно лишь суметь заметить их, оценить возможности, быстро сориентироваться и обратить на пользу дела.

Вывод: создание ситуации успеха – целенаправленный организованный, хорошо продуманный процесс, направленный на развитие устойчивого интереса учащихся к учебной деятельности и выработке потребности в учении. Чем активнее и разнообразнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Обучение должно приносить радость познания. Любой ребёнок – это личность, которой нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!