СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно - деятельностный подход   на уроках истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания.»

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания.

«Надо учить не содержанию науки,

а деятельности по её освоению»

В.Г.Белинский.


Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения. На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Системно - деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.

В новых условиях основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие. В соответствии с требованиями Нового Федерального государственного образовательного Стандарта, обучающиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению. Чтобы реализовать эти требования, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно добывать знания и применять их в решении различных задач. Поэтому современный урок должен быть построен с учётом создания условий для самореализации ученика на уроке.

Вместо банальной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.

Очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и cаморазвитию. Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребёнка. Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации учебного процесса, новой системы взаимодействия учителя и ученика, метода работы, который реализует поставленные цели. Таковым, на мой взгляд, является деятельностный метод, технология которого обеспечивает «системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания».

В процессе взаимодействия между учителем и учеником появилось два типа деятельности:

  • деятельность учения, или учебная деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества;

  • деятельность обучения – это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика.

Итак, уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения. В результате освоения ключевых компетентностей ученик должен осознать: «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это делать». Другой отличительной особенностью деятельностного подхода является то, что в учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог. «Деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание» становится ведущей «в тандеме «учитель-ученик», чтобы традиционная парадигма образования «учитель-учебник-ученик» была со всей решительностью заменена на новую «ученик-учебник-учитель». Формирование способности к самостоятельному принятию решений и их реализации происходит на основе рефлексивной самоорганизации. Учебная деятельность не будет воспроизводима, если средства и способы деятельности специально не рефлектируются (рефлектирование - управление процессами рефлексивной самоорганизации). Как же обеспечить рефлексию учебной деятельности? Рассмотрим следующие варианты.

Модели рефлективных этапов уроков истории и обществознания

1.Самоопределение учащихся к деятельности

Основной целью этапа самоопределения к деятельности является включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Для реализации этой цели необходимо:

  1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

  2. исходя из решенных ранее задач, выделить содержательную область изучаемого материала, создать ориентировочную основу действий («могу»).

При выполнении первого условия я стремлюсь высказать доброе пожелание учащимся, выразить поддержку, напомнить о значимости предмета. Например:

«Помни, что история дана нам в наставление. Поняв смысл истории, ты приблизишься к пониманию своего смысла жизни»; «Не искажай историю в своих целях»; «Кто поймет время, тот поймет себя самого»; «Нельзя жить не зная!»; «Знать историю – это учиться у прошлого, чтобы улучшить свое настоящее»; «Смысл жизни надо привносить, а не искать рядом с собой» и т.п. В подобных словах зафиксированы цели исторического и обществоведческого образования и определенные моральные нормы, что в совокупности является великолепным материалом для мотивации учащихся. Учитель не говорит, в чем значимость и смысл конкретного урока, а подводит учащихся к самостоятельному осмыслению темы и самоопределению целей и задач собственной деятельности.






Типология уроков А.К. Дусавицкого.


Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

- Урок постановки учебной задачи.

- Урок решения учебной задачи.

- Урок моделирования и преобразования модели.

- Урок решения частных задач с применением открытого способа.

- Урок контроля и оценки


Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

- уроки «открытия» нового знания;

- уроки рефлексии;

- уроки общеметодологической направленности;

-уроки развивающего контроля.


Для построения урока в технологии деятельностного подхода важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!