СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

•  повторить, обобщить и закрепить полученные знания о деепричастии как части речи;

•  проверить умение учащихся выделять деепричастный оборот;

•закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

•воспитывать ответственность за выполняемую работу, как в коллективной, так и индивидуальной форме работы;

•воспитывать интерес к деепричастиям  как необходимым элементам книжной речи, используемых в творческих работах учащихся – изложениях, сочинениях.

 

Оборудование: схема-кластер «Деепричастие», карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом, сигнальные карточки, компьютерная презентация.

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент.

        Ребята, мы с вами завершаем изучение темы «Деепричастие». Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим ваши знания, умения и навыки по данной теме. Кроме того, на сегодняшнем уроке у нас произойдёт необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи: «Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина».

        Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажите умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами, но и умение использовать деепричастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.

 

2.   Актуализация знаний.

      А сейчас мы с вами составим коллективный портрет деепричастия, для этого используем схему кластер.

 

- Дайте определение деепричастия.

- Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

- Назовите признаки глагола у деепричастия.

- Назовите признаки наречия у деепричастия.

- От какого слова зависит деепричастие?

- Какого вида бывают деепричастия?

- Назовите суффиксы деепричастий.

- Какова синтаксическая роль деепричастий?

- Деепричастие может иметь при себе…

- Как называется деепричастие с зависимыми словами?

- Как выделяется на письме деепричастный оборот?

- Каким членом предложения является?

 

  1. Разминка «Веришь ли ты?»  (в это же время 7 учеников работаю по карточкам).

 

Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения. Верное суждение сигнализируйте зелёной карточкой, неверное – красной карточкой.

-    Верите ли вы, что деепричастия своим «внеш­ним видом» похожи на прилагательные? (Нет, пото­му что они совмещают признаки глагола и наречия.)

-    Верите ли вы, что деепричастия не связаны с глаголом? (Нет, они образованы от глагола и обозначают дополнительное значение к основно­му глаголу.)

-    Верите ли вы, что деепричастия могут быть настоящего и прошедшего времени? (Нет, у дее­причастий нет времени.)

-    Верите ли вы, что деепричастие имеет при­знаки глагола? (Да, вид, возвратность.)

-    Верите ли вы, что деепричастия изменяются по родам, числам и падежам? (Нет, деепричас­тие - неизменяемая часть речи.)

- Верите ли вы, что деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми? (Нет, деепричас­тный оборот на письме выделяется запятыми.)

 

 4. Самостоятельная работа.

Учитель. Поработаем с текстом, записанным на доске и на ваших карточках

Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая, тяжело подни­маясь, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.

 

                                                                                                                                      (А.С.Пушкин)

•     Определите тему текста. (Метель.) Оза­главьте его. (Метель.) Определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ. (Текст художественный, так как автор воздействует на мысли и чувства читателя путем создания художественного об­раза (метель) и использует изобразительно-выразительные средства: эпитет - снежное море; метафора — туча росла, облегала землю; олице­творение: ветер завыл, пошел снег.)

•     Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, обоснуйте свой ответ.

•  Объясните постановку знаков препирания.

•  Выпишите деепричастие с основным глаго­лом, к которому оно относится (росла, тяжело поднимаясь) и словосочетание вида «деепричас­тие + зависимое слово» (тяжело поднимаясь).

 

Учитель. Осуществите проверку (текст на доске). По окон­чании проверки сигнальной карточкой покажите довольны ли вы своим результатом

 5.   Исследование текста

Учитель. Понаблюдайте за тем, какую роль иг­рают деепричастия в каждом стихотворном отрыв­ке. Заполните 3-ю графу таблицы (см. таблицу 2).

«Соберите» эмоциональные слова, выражаю­щие восхищение красотой природы, чувство ра­дости. Обоснуйте свой ответ (торжествуя, обнов­ляет; бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая; великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня)

6.     Отчет об исследовательской работе

У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки из стихо­творений, в которых есть деепричастные оборо­ты, определяют их роль в предложении. Называют слова и словосочетания, выражающие радость.

7.     Игровая пауза

Учитель. Предлагаю вам поиграть: нужно хлоп­нуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие.

Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая, воздух, веселые крики, великолепный день, мороз­ное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковер, спящий лес, глубокие сугробы.

8.    Творческое задание

Задача: вообразите и словесно опишите зим­ний пейзаж.

Писатель А.И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен...».

Пусть наши руки еще не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагаю закрыть глаза, расслабиться, представить зимний лес. Присмотритесь к сверкающим краскам, прислушайтесь к тишине. Ощутите крепкий морозец, лёгкое прикосновение ветерка к щекам. Напишите пейзажную зарисовку, использую деепричастия. Кому трудно выполнить эту работу, напишите слова и словосочетания, выражающие ваши ассоциации.

 

9. Представление работ.

 

Желающие читают свои миниатюры. Остальные сдадут свои работы учителю.

 

10. Домашнее задание. Предлагаю нарисовать красками зимний пейзаж и сочинить к нему четверостишие.

 

 

11. Итог урока.

 

- Довольны ли вы своей работой сегодня?

 Ответьте сигнальной карточкой. Зелёный цвет – доволен! Похвали себя! И я довольна вашей работой!

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»»

Урок. Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».

Цели урока:

• повторить, обобщить и закрепить полученные знания о деепричастии как части речи;

• проверить умение учащихся выделять деепричастный оборот;

•закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

•воспитывать ответственность за выполняемую работу, как в коллективной, так и индивидуальной форме работы;

•воспитывать интерес к деепричастиям как необходимым элементам книжной речи, используемых в творческих работах учащихся – изложениях, сочинениях.


Оборудование: схема-кластер «Деепричастие», карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом, сигнальные карточки, компьютерная презентация.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Ребята, мы с вами завершаем изучение темы «Деепричастие». Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим ваши знания, умения и навыки по данной теме. Кроме того, на сегодняшнем уроке у нас произойдёт необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи: «Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина».

Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажите умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами, но и умение использовать деепричастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.


2. Актуализация знаний.

А сейчас мы с вами составим коллективный портрет деепричастия, для этого используем схему кластер.


- Дайте определение деепричастия.

- Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

- Назовите признаки глагола у деепричастия.

- Назовите признаки наречия у деепричастия.

- От какого слова зависит деепричастие?

- Какого вида бывают деепричастия?

- Назовите суффиксы деепричастий.

- Какова синтаксическая роль деепричастий?

- Деепричастие может иметь при себе…

- Как называется деепричастие с зависимыми словами?

- Как выделяется на письме деепричастный оборот?

- Каким членом предложения является?


  1. Разминка «Веришь ли ты?» (в это же время 7 учеников работаю по карточкам).


Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения. Верное суждение сигнализируйте зелёной карточкой, неверное – красной карточкой.

  • Верите ли вы, что деепричастия своим «внеш­ним видом» похожи на прилагательные? (Нет, пото­му что они совмещают признаки глагола и наречия.)

  • Верите ли вы, что деепричастия не связаны с глаголом? (Нет, они образованы от глагола и
    обозначают дополнительное значение к основно­му глаголу.)

  • Верите ли вы, что деепричастия могут быть настоящего и прошедшего времени? (Нет, у дее­причастий нет времени.)

  • Верите ли вы, что деепричастие имеет при­знаки глагола? (Да, вид, возвратность.)

  • Верите ли вы, что деепричастия изменяются по родам, числам и падежам? (Нет, деепричас­тие - неизменяемая часть речи.)

- Верите ли вы, что деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми? (Нет, деепричас­тный оборот на письме выделяется запятыми.)


4. Самостоятельная работа.

Учитель. Поработаем с текстом, записанным на доске и на ваших карточках

Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая, тяжело подни­маясь, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.


(А.С.Пушкин)

  • Определите тему текста. (Метель.) Оза­главьте его. (Метель.) Определите стиль речи.
    Обоснуйте свой ответ. (Текст художественный, так как автор воздействует на мысли и чувства
    читателя путем создания художественного об­раза (метель) и использует изобразительно-выразительные средства: эпитет - снежное море; метафора — туча росла, облегала землю; олице­творение: ветер завыл, пошел снег.)

  • Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, обоснуйте свой ответ.

  • Объясните постановку знаков препирания.

  • Выпишите деепричастие с основным глаго­лом, к которому оно относится (росла, тяжело поднимаясь) и словосочетание вида «деепричас­тие + зависимое слово» (тяжело поднимаясь).


Учитель. Осуществите проверку (текст на доске). По окон­чании проверки сигнальной карточкой покажите довольны ли вы своим результатом

5. Исследование текста

Учитель. Понаблюдайте за тем, какую роль иг­рают деепричастия в каждом стихотворном отрыв­ке. Заполните 3-ю графу таблицы (см. таблицу 2).

«Соберите» эмоциональные слова, выражаю­щие восхищение красотой природы, чувство ра­дости. Обоснуйте свой ответ (торжествуя, обнов­ляет; бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая; великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня)

6. Отчет об исследовательской работе

У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки из стихо­творений, в которых есть деепричастные оборо­ты, определяют их роль в предложении. Называют слова и словосочетания, выражающие радость.

7. Игровая пауза

Учитель. Предлагаю вам поиграть: нужно хлоп­нуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие.

Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая, воздух, веселые крики, великолепный день, мороз­ное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковер, спящий лес, глубокие сугробы.

8. Творческое задание

Задача: вообразите и словесно опишите зим­ний пейзаж.

Писатель А.И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен...».

Пусть наши руки еще не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагаю закрыть глаза, расслабиться, представить зимний лес. Присмотритесь к сверкающим краскам, прислушайтесь к тишине. Ощутите крепкий морозец, лёгкое прикосновение ветерка к щекам. Напишите пейзажную зарисовку, использую деепричастия. Кому трудно выполнить эту работу, напишите слова и словосочетания, выражающие ваши ассоциации.


9. Представление работ.


Желающие читают свои миниатюры. Остальные сдадут свои работы учителю.


10. Домашнее задание. Предлагаю нарисовать красками зимний пейзаж и сочинить к нему четверостишие.



11. Итог урока.


- Довольны ли вы своей работой сегодня?

Ответьте сигнальной карточкой. Зелёный цвет – доволен! Похвали себя! И я довольна вашей работой!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!