СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков и презентация по русскому языку в 9 классе «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» (методическая разработка при подготовке к ГИА)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система уроков и презентация  по русскому языку в 9 классе   «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»  (методическая разработка при подготовке к ГИА). Васильева Надежда Михайловна.

Просмотр содержимого документа
«Система уроков и презентация по русскому языку в 9 классе»

Васильева Надежда Михайловна,

учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 8

с углубленным изучением математики

г. Старая Русса Новгородской области

Система уроков и презентация по русскому языку в 9 классе

«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

(методическая разработка при подготовке к ГИА)


Цель: Подготовка к государственной итоговой аттестации.

Задачи:

1. Совершенствовать навык написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

2. Повторение навыков орфографии.

3. Написание сочинения-рассуждения.

4. Посредством анализа сочинений-рассуждений увидеть и не допустить подобных ошибок в своих работах.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация основных учебных материалов.

Ход урока № 1:

Слайд 1. Учитель: Сегодня на уроке мы готовимся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Что такое лингвистика? (Лингвистика – это наука о языке.) Что предполагает сочинение на лингвистическую тему? (Рассуждение по вопросам языкознания.)

Слайд 2. «Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», - говорил М. Горький. Так и в сочинении-рассуждении выделяются три части:

- тезис - это главная мысль автора текста, которую нужно доказать или опровергнуть;

- доказательства (или опровержения), т.е. аргументы, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения;

- вывод, или заключение.)

Слайд 3. К каждой части предъявляются определенные требования. Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Начать сочинение-рассуждение вам помогут клише. Необходимо четко определить, что именно необходимо доказать. Предположим, необходимо доказать важную роль знаков препинания в русском языке. С каких слов возможно начать работу?

Слайд 4. Вторая часть сочинения-рассуждения – доказательства или опровержения тезиса. Перед вами – клише. Прежде чем писать сочинение-рассуждение, необходимо вспомнить правила русской пунктуации, орфографии. Попробуйте доказать предыдущую тему сочинения. Какие слова вам помогут?

Слайд 5. Привести примеры, или аргументировать ответ вам помогут следующие слова. Аргументы должны быть убедительными. Чем яснее они изложены, тем неотразимее все рассуждение.

Слайд 6. В сочинении-рассуждении важен вывод. Он должен звучать в утвердительной форме. Используются для этого клише. Вывод должен быть бесспорным. Стоит не забывать об объеме сочинения-рассуждения.

Слайд 7-8. Чтение текста.

Слайд 9. Выполнение задания слайда. (Кроме слайда на экране, у учащихся текст в печатном виде).

После выполнения задания учащиеся зачитывают свои сочинения-рассуждения. Анализ работ: учащиеся высказывают свое мнение, доказывают свою точку зрения.

Д/з:

- запомнить алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

- подготовить устное сочинение-рассуждение на тему «Для чего нужны знаки препинания в русском языке?», привести примеры.



Ход урока № 2:

Повторение алгоритма написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Анализ устных сочинений-рассуждений.

Слайд 10. Чтение текста слайда и выполнение задания.

Анализ работ.

Слайд 11. Чтение текста.

Слайд 12. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Домашнее задание:

написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.


Литература:

  • «Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе». Иванова С.Ю., «Дрофа», 2008 г.

  • «Сборник текстов для подготовки к ГИА» Пахнова Т.А., «Дрофа», 2009 г.





Просмотр содержимого презентации
«Как писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему»

Сочинение-рассуждение  на лингвистическую тему  по русскому языку в 9 классе (методическая разработка  при подготовке к ГИА)  Автор: Васильева Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 8 с углубленным изучением математики г. Старая Русса Новгородской области

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по русскому языку в 9 классе (методическая разработка при подготовке к ГИА)

Автор:

Васильева Надежда Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 8 с углубленным

изучением математики

г. Старая Русса Новгородской области

Как писать  сочинение – рассуждение  на лингвистическую тему 1. Тезис (нужно доказать)  2. Доказательства (или опровержения)  3. Вывод

Как писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему

1. Тезис (нужно доказать)

2. Доказательства

(или опровержения)

3. Вывод

Тезис

Тезис

  • В русском языке большое внимание отводится пунктуации…
  • Выражать свои и понимать чужие мысли поможет знание правил пунктуации…
  • Без знаков препинания на письме не обойтись…
  • Ударение служит для передачи лексического значения слова и показывает культуру речи говорящего…
  • Для выразительности, яркости речи в русском языке используются фразеологизмы…
  • Для выразительности речи мы используем антонимы (синонимы, риторические вопросы…)
Доказательства (или опровержение) Повторить вопрос в форме утверждения. Начать с определения, например:  «Риторические вопросы – это предложения, в которых содержится вопрос, не требующий доказательства».

Доказательства (или опровержение)

  • Повторить вопрос в форме утверждения.
  • Начать с определения, например:

«Риторические вопросы – это предложения, в которых содержится вопрос, не требующий доказательства».

  • Трудно согласиться с теми, кто считает, что…..
  • Я считаю, что….
  • Я могу твердо сказать, что…
  • Допустим, я скажу ……
  • Я согласен с … в том, что…..
  • Достаточно обратиться к тексту, чтобы понять, что….
Аргументы Например, ….  К примеру, …. Во – первых, …  Во – вторых, …..

Аргументы

  • Например, ….

К примеру, ….

  • Во – первых, …

Во – вторых, …..

  • Это мы увидели в предложении № …..
  • Доказательством служит …
  • В предложении № … автор говорит об этом….
  • Достаточно обратиться к предложению № …, чтобы понять, что …
  • Слово … в тексте пишется (говорится) именно так, потому что…..
Вывод

Вывод

  • Итак, …
  • Таким образом, …
  • Следовательно, …
  • Подводя итог сказанному, можно утверждать, что …
  • Всё сказанное убеждает нас в том, что …
  • Без …. наша речь была бы бедной, тусклой, поэтому …..
  • Мы убедились в том, что …
(1)3има.(2)Из  канализационного колодца валит пар. (З)Вокруг оттаявшая земля.(4)Подхожу ближе: земля шевелится.(5)Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их — горе и страх.  (6)Я знаю людей, выставлявших на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит — дохода. (7)Что же получается: деньги вместо души?  (8)Почему дефицит милосердия сегодня так велик? (9)Что станет  с нашим разумом и нашим сердцем? ( 10)Не  покинет ли нас доброта навсегда? (11)Ведь уже сегодня её недостаёт нам всем!  (12) Горе у товарища — мы не спешим ему на помощь. (13)Ребёнок с интересом смотрит , как мучается голубь с отрезанными лапками, не может приземлиться, — мы снова проходим мимо.  (14) Преступно мало говорим об отношении человека к четвероногому другу. (15)Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. (16)Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология — сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (17)Где же наша человеческая благодарность, милосердие? (По Е. Лайковой)

(1)3има.(2)Из канализационного колодца валит пар. (З)Вокруг оттаявшая земля.(4)Подхожу ближе: земля шевелится.(5)Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их — горе и страх.

(6)Я знаю людей, выставлявших на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит — дохода. (7)Что же получается: деньги вместо души?

(8)Почему дефицит милосердия сегодня так велик? (9)Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? ( 10)Не покинет ли нас доброта навсегда? (11)Ведь уже сегодня её недостаёт нам всем!

(12) Горе у товарища — мы не спешим ему на помощь. (13)Ребёнок с интересом смотрит , как мучается голубь с отрезанными лапками, не может приземлиться, — мы снова проходим мимо.

(14) Преступно мало говорим об отношении человека к четвероногому другу. (15)Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. (16)Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология — сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (17)Где же наша человеческая благодарность, милосердие?

(По Е. Лайковой)

Напишите сочинение – рассуждение  на тему:  «Для чего нужны риторические вопросы в тексте?» (по предыдущему тексту)

Напишите сочинение – рассуждение

на тему:

«Для чего нужны риторические вопросы

в тексте?»

(по предыдущему тексту)

А теперь познакомимся с письмом из деревни.  «Здравствуй, мама! Доехал я хорошо. Сразу же обижал всех ребят. Вчера мы ходили в горы. Все быстро спустились, а я все слизал. Потом мы купались. С нами была Жучка, я ее полоскал.  Твой Сеня».  Мама, прочитав письмо, очень испугалась. Как вы думаете, почему?  Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Нужно ли знать правила русской орфографии?»

А теперь познакомимся с письмом из деревни.

«Здравствуй, мама! Доехал я хорошо. Сразу же обижал всех ребят. Вчера мы ходили в горы. Все быстро спустились, а я все слизал. Потом мы купались. С нами была Жучка, я ее полоскал.

Твой Сеня».

Мама, прочитав письмо, очень испугалась. Как вы думаете, почему?

Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Нужно ли знать правила русской орфографии?»

(1) Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. (2)Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. (3)Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. (4)В один из вечеров мы, приятели Шурика, сказали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. (5)А этому, что ни говори – в одно ухо влетает, в другое вылетает. (6)И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту.(7)Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.  (8) – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.  (9)И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...  По Э.А.Вартаняну

(1) Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. (2)Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. (3)Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. (4)В один из вечеров мы, приятели Шурика, сказали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. (5)А этому, что ни говори – в одно ухо влетает, в другое вылетает. (6)И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту.(7)Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

(8) – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

(9)И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

По Э.А.Вартаняну

Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Для чего нужны фразеологизмы?»  по предыдущему тексту

Напишите сочинение – рассуждение на тему:

«Для чего нужны фразеологизмы?»

по предыдущему тексту

«Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе». Иванова С.Ю., «Дрофа», 2008 г. «Сборник текстов для подготовки к ГИА» Пахнова Т.А., «Дрофа», 2009 г.
  • «Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе». Иванова С.Ю., «Дрофа», 2008 г.
  • «Сборник текстов для подготовки к ГИА» Пахнова Т.А., «Дрофа», 2009 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!