СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников на индивидуальных занятиях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: разработка и апробация системы работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников в прцессе их обучения на индивидуальных занятиях.

Просмотр содержимого документа
««Система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников на индивидуальных занятиях»»

«Система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников на индивидуальных занятиях»



Актуальность исследования обусловлена тем, что даже незначительное понижение слуха, возникшее у ребенка в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно отразиться на его судьбе. Анализ теоретических исследований показал, что имеется немало исследований, посвященных развитию слухового восприятия слабослышащих детей. Данной проблемой занимались: российский дефектолог, профессор Ф.А. Рау, им были разработаны учебные планы, программы, учебники, методические пособия. Способствовал осуществлению дифференцированного обучения неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей. Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной разработана научно мотивированная концентрическая система формирования устной речи.

Актуальность названной проблемы усиливается в первую очередь в связи с тем, что слуху принадлежит ведущая роль в формировании речи, а снижение слуха ведет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха. Во вторую очередь в связи с тем, что целенаправленной работе по развитию слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников уделяется не так много внимания, как аналогичной работе с обучающимися младших классов, так как обучение с 7 класса строится на основе общеобразовательных учебников для массовых школ.


Научный аппарат исследования:

Цель исследования: разработка и апробация системы работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников в процессе их обучения на индивидуальных занятиях.

Объект исследования: процесс развития слухового восприятия у слабослышащих обучающихся старших классов.

Предмет исследования: содержание, методы и приёмы работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников на индивидуальных занятиях.

Гипотеза исследования: процесс развития слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:

- проведение дифференцированной диагностики и мониторинга развития слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников, использования данных обследования в работе с детьми;

- индивидуального подхода к слабослышащим старшеклассникам в процессе развития у учащихся слухового восприятия;

- перспективного планирования индивидуальных занятий со слабослышащими старшеклассниками.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме и выявление особенностей развития слухового восприятия слабослышащих старшеклассников.

2. Выявить уровень слухового восприятия на материале слов, словосочетаний, текстов.

3. Изучить соотношение разных условий восприятия (слухового восприятия с использованием индивидуального слухового аппарата и без него) речевого материала слабослышащими старшеклассниками.

4. Разработать систему развития слухового восприятия слабослышащих старшеклассников и апробировать ее.



Теоретической основой исследования выступили работы, рассматривающие психолого-клиническую характеристику слабослышащих младших школьников (Т.А.Григорьева, Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие);

  • формы и методы развития слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников (Р.М. Боксис, В.А. Борисова, Т.А. Власова, А.П. Гозова, Т.А. Григорьева, Н.Г. Морозова и др.);

  • индивидуальные занятия как эффективное средство развития слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников (М.А.Джапаридзе, Е.С.Махлах, Л.С. Выготский, С. А. Зыков и др.)



Таким образом, проведя анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводам, что у всех слабослышащих детей имеется слуховой резерв. Этот слуховой резерв, иначе потенциальные возможности, являются основой для становления речевого слуха, формирования произношения, развития речи. Этому процессу способствует создание слухоречевой среды в процессе обучения. Цель работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих школьников - максимально эффективное использование слуха для усвоения основных школьных знаний в процессе речевого общения и для контроля собственного произношения.

Формирование навыков восприятия устной речи у слабослышащих детей школьного возраста осуществляется как специальным путем (на индивидуальных и фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия, на фронтальных занятиях в слуховом кабинете), так и на общеобразовательных уроках и во внеклассное время.


Анализ психолого-педагогических исследований по обозначенной проблеме позволили нам сформулировать цель и задачи констатирующего эксперимента. Цель констатирующего эксперимента: выявить актуальный уровень слухового восприятия слов, словосочетаний, текста у слабослышащих учащихся старших классов.

Задачи констатирующего эксперимента:

1.Подбор диагностических методик, направленных на выявление актуального уровня слухового восприятия слов, словосочетаний, текста у слабослышащих учащихся старших классов.

2.Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента со слабослышащими учащимися.

3.Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

Констатирующий эксперимент проводился в ГКОУ РО Азовской школе-интернате №10 (II вид 2 отделение). В констатирующем эксперименте участвовало пять учащихся 8 класса с нарушением слуха.

В ходе эксперимента были определены критерии развития слухового восприятия слабослышащих старшеклассников: максимально эффективное использование слуха для усвоения основных школьных знаний, учебной терминологии; больший объем текстов по сравнению с младшей и средней школой; усложненный речевой материал; предъявление речевого материала на более дальнем расстоянии; меньшее количество времени на индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения (из которых половина времени уделяется развитию слухового восприятия); индивидуальные занятия проводятся малыми группами.

Учащимся предлагался речевой материал из 50 слов по списку Э.И. Леонгард, 5 словосочетаний и текст, которые учащиеся прослушивали с индивидуальным аппаратом и без него. В ходе эксперимента проверялось лучше слышащее ухо.

По результатам констатирующего эксперимента можно сделать следующие вывод: у большинства детей экспериментальной группы имеются значительные нарушения слухового восприятия. Без индивидуального слухового аппарата из 50 предлагаемых слов восприняли 5-7 слов - три человека, 22-30 слова - двое обучающихся; из пяти предложенных словосочетаний восприняли 2 словосочетания - три человека, 3 словосочетания - два человека. С аппаратом: 30-35 слов (из 50 предложенных) восприняли трое обучающихся, 44-48 слов восприняли двое обучающихся; 2-3 словосочетания (из 5 предложенных) восприняли трое, 4 словосочетания - двое обучающихся. Уровень восприятия текста с использованием индивидуального слухового аппарата средний у трёх человек, высокий у двух человек, при этом уровень восприятия текста без аппарата значительно ниже - у трёх обучающихся низкий, у двух человек средний.


Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам сформулировать цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать систему работы, направленную на развитие слухового восприятия слабослышащих старшеклассников.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

1. Разработать содержание работы, направленное на развитие слухового восприятия слабослышащих старшеклассников

2. Апробировать систему работы с детьми, направленную на развитие слухового восприятия слабослышащих старшеклассников

3. Формулировка общих выводов по результатам экспериментальной деятельности.

Формирующий эксперимент предусматривал тренировку слухового восприятия слабослышащих учащихся с аппаратом и без него. Работа по развитию слухового восприятия слабослышащих учащихся проводилась нами на индивидуальных занятиях. Речевым материалом служили слова, словосочетания, тексты. Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия строились следующим образом: сначала учащемуся предлагалось опознать речевой материал на максимальном расстоянии от педагога с помощью индивидуального слухового аппарата. При восприятии и опознавании учащийся прослушивал то или иное слово (словосочетание), не имея перед собой никакого наглядного материала. Речевой материал произносился голосом разговорной громкости в нормальном темпе. Учащийся воспринимал его с помощью слуховых аппаратов, с которыми привыкли работать в течение года, и с тем же усилением, которое применялось на занятиях. Речевой материал - слова и словосочетания, произносился не более двух раз. Оценка ответа происходила после воспроизведения учащимся услышанного, он получал табличку и воспринимал слово (словосочетание) слухо-зрительно.


Результаты формирующего эксперимента позволили нам определить цель контрольного этапа эксперимента: выявить эффективность разработанной системы развития слухового восприятия слабослышащих старшеклассников.

Задачи эксперимента:

1. Проведение повторного диагностического обследования учащихся с нарушенным слухом.

3. Качественный и количественный анализ данных обследования учащихся с нарушенным слухом.

4. Формулирование общих выводов по результатам проведенного эксперимента.

Для проведения эксперимента нами использовались те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. При проведении контрольного эксперимента выявилось увеличение количества опознанных слов и словосочетаний, повысился уровень восприятия текстов по сравнению с констатирующим экспериментом.

Таким образом, процесс развития слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий: проведения дифференцированной диагностики и мониторинга развития слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников, использования данных обследования в работе с детьми; индивидуального подхода к слабослышащим старшеклассникам в процессе развития у учащихся слухового восприятия; перспективного планирования индивидуальных занятий со слабослышащими старшеклассниками.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!