СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по формированию культуры здоровьесбережения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы по формированию культуры здоровьесбережениям

Просмотр содержимого документа
«Система работы по формированию культуры здоровьесбережения»

Презентация системы работы

конкурсанта Переясловой Надежды Александровны

по формированию культуры здоровьесбережения



На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения.    В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «сберегать– не истратить, не израсходовать напрасно, без необходимости », следовательно, «здоровьесберегающие технологии»-  это технологии, направленные на сохранение здоровья на данном этапе.
Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития
образования. « Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся,в том числе за счет:
• реальной разгрузки содержания общего образования;
• использование эффективных методов обучения;
• повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
• организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
• улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
• рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи. Предполагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья школьников фактически определяют направления ликвидации основных школьных факторов риска, предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия, на мой взгляд, является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т. е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком - инвалидом.
Здоровье ребенка, его социально - психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
• стрессовая педагогическая тактика;
• несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
• несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
• недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
• провалы в существующей системе физического воспитания;
• интенсификация учебного процесса;
• функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
• частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
• отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако я считаю, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного
процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в нашей школе зависит от методологических и методических подходов и строится на следующих принципах: комплексность, системность; целостность; динамичность (повторяемость); репрезентативность; методическое единство.
Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика. Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования.Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год – осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников.Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов учащихся.Методическое единство непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в
системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы: медико - гигиенические технологии (МГТ); физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ);
экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);
существуют и другие основания для классификации
здоровьесберегающих технологий.Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение 2 типов здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических. В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся.Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:
организационно - педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
психолого – педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
учебно - воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно - воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. Я считаю, что здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя необходимо представлять как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.Образовательный процесс всегда связан с получением новой информации, которая лучше запоминается, если задействованы различные каналы. Например, от просто прочитанного в памяти остается только 10% информации, от услышанного -20%, от увиденного -30%, от того, что слышим и видим, -50%; от того, что используем в своей практической деятельности и особенно в самостоятельном творчестве – 90%. Отсюда вывод: необходимо использовать различные источники информации.

На мой взгляд добиться хороших результатов в использовании здоровьесберегающих технологий мне помогают обеспечение комфортного эмоционально-психического состояния учащихся и учителя, помощь учащимся в адаптации к новым условиям, создание общей эмоционально-положительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферы на уроках, создание ситуации успеха, которая позволяет человеку находится в состоянии психологического равновесия, исключает стрессы, обусловленные при выполнении заданий, незнанием учебного материала, использование личностно - ориентированного подхода, организация различных форм деятельности (групповая, коллективная и т.д.), совершенствование контрольно-оценочной деятельности: учащиеся обобщают изученный материал, оценивают свою деятельность, деятельность своих товарищей, успехи, неудачи, вносят коррективы, развитие интеллектуальных и творческих способностей, мышления, особенно логического, рационального, формирование практических навыков, оптимальная дозировка домашнего задания (в том числе использование разноуровневых дифференцированных заданий), использование нетрадиционных игровых форм проведения урока, создание условий для проявления творческой активности (конкурсы кроссвордов, стенных газет, рефератов, стихотворений по изучаемой теме), проведение внеклассных мероприятий, плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу не менее 60% и не более 75-80% и т.д.Каждый урок для школьника – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных детей с блеском в глазах мы, как правило, видим лишь на переменах, а вот со звонком на урок исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова.Необходима разрядка, поэтому необходимо устраивать паузы, так называемые физкультминутки, минутки психоэмоциональной разрядки, различные по характеру упражнения. Но и к ним надо подходить творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие. Например, «оживить» урок эмоционально или применить игру (в группах, в парах, у доски) для продвижения детей по классу. Поочередно поручать проведение физкультминуток самим детям. Научить детей пользоваться необходимым набором упражнений для саморелаксации на уроке в школе и дома.
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель (примерно через 20 минут от начала урока) или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статистического напряжения.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий это такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;д) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения , на мой взгляд, – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
В своей повседневной практике я использую следующие виды работы: упражнения для глаз (вертикальные движения глаз вверх-вниз;горизонтальные движения вправо-влево; вращение глазами по часовой стрелке и против; закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении, «раскрашивание»), упражнения на релаксацию , упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) , дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж («лебединая шея»,«массаж головы», «Буратино»),психогимнастика ( «весёлая пчёлка», «холодно – жарко»),сочетание дыхательной и звуковой гимнастики, физкультминутки для различных частей тела и общие, тематические вставки о здоровье на каждом предмете и беседы на переменах и классных часах, походы классом, элементы цветотерапии,элементы фонетической ритмики, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, классные и родительские собрания по теме здоровья, подвижные и спортивные игры, корригирующая гимнастика, физкультурные занятия и занятия по внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного направления, коммуникативные игры, «Уроки здоровья», точечный самомассаж, элементы игротерапии, сказкотерапии,прт-терапии, фонетической ритмики, музыкотерапии, фрагментарное применение технологии БОС.




ЛИТЕРАТУРА.
1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

2. Здоровьесберегающие технологии в школе. Учебное пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fan-5.ru/better/article-219207.php

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

4. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - остов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

5.  Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

6.  Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

7.  Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

8.  Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

9.  Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

10.  Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

11.   О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.shkolnymir.info/.

12. Здоровая Россия [Электронный ресурс] : интернет – портал о здоровье и здоровом образе жизни. – Режим доступа: www.takzdorovo.ru;

13. Здоровье нации - основа процветания России [Электронный ресурс] : всерос. форум. – Режим доступа: www.znopr.ru

14. Здоровый человек успешен [Электронный ресурс] : информ. портал по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурени. – Режим доступа: www.obsheedelo.ru

15. Министерство здравоохранения и социального развития [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа: www.minzdravsoc.ru

16. Российское образование [Электронный ресурс] : единый доступ к образовательным ресурсам, раздел «здоровье, физическая культура и спорт». – Режим доступа: www.edu.ru

17. Скажи наркотикам нет! [Электронный ресурс]: информационный портал. – Режим доступа: www.narkotikam.net

18. Информационный портал о здоровье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.portal-helfh.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!