СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система методических приемов для проведения уроков литературы по теме "Модернизм". Урок второй

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предлагаются методические рекомендации к уроку литературы по теме "Модернизм", также предлагаются материалы ко второму уроку по теме.

Просмотр содержимого документа
«Система методических приемов для проведения уроков литературы по теме "Модернизм". Урок второй»

Методические рекомендации к проведению уроков по теме «Модернизм»

Второй урок

Следующий урок необходимо посвятить работе с текстами – стихотворениями поэтов каждого направления. Цель данного урока будет состоять в том, чтобы учащиеся научились различать стихотворные тексты поэтов различных направлений, используя теоретические знания.

Для тренировочных заданий предлагаем следующие стихотворения:

Таблица№1. Материал для тренировочных упражнений по теме «Модернизм».

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Имажинизм

                      Когда между тучек туманных
Полночной порой загорится Луна,
Душа непонятной печали полна,
                      Исполнена дум несказанных,
Тех чувств, для которых названия нет,
                      И той Красоты бесконечной,
                      Что, вспыхнув, зарницею вечной,
Сияет потом в черном сумраке лет.

К.Д. Бальмонт

Солнце комнату наполнило
Пылью жёлтой и сквозной.
Я проснулась и припомнила:
Милый, нынче праздник твой.

Оттого и оснежённая
Даль за окнами тепла,
Оттого и я, бессонная,
Как причастница спала.

А.А. Ахматова

Тщетно отчаянный ветер
бился нечеловече.
Капли чернеющей крови
стынут крышами кровель.
И овдовевшая в ночи
вышла луна одиночить.

В.В. Маяковский

Дождик мокрыми метлами чистит

Ивняковый помет по лугам.

Плюйся ветер охапками листьев,

Я такой же, как ты, хулиган.

Бродит черная жуть по холмам,

Злобу вора струит в наш сад.

Только сам я разбойник и хам

И по крови степной конокрад.

Кто видал, как в ночи кипит

Кипяченых черемух рать?

Мне бы в ночь в голубой степи

Где-нибудь с кистенем стоять.

С.Есенин

Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.

Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц, тихий шум?

А.А. Блок

Однообразные мелькают
Все с той же болью дни мои,
Как будто розы опадают
И умирают соловьи.

Но и она печальна тоже,
Мне приказавшая любовь,
И под ее атласной кожей
Бежит отравленная кровь….

Н.С. Гумилев


Ночь, полная созвездий.
Какой судьбы, каких известий
Ты широко сияешь, книга?
Свободы или ига?
Какой прочесть мне должно жребий
На полночью широком небе?

В. Хлебников

Утихни, друг. Прохладен чай в стакане.

Осыпалась заря, как августовский тополь.

Сегодня гребень в волосах —

Что распоясанные кони,

А завтра седина, как снеговая пыль


А.Б. Мариенгоф

Ты — шелест нежного листка,
Ты — ветер, шепчущий украдкой,
Ты — свет, бросаемый лампадкой,
Где брезжит сладкая тоска.


К.Д. Бальмонт

Налегла и дышать не даёт 
Эта злобная, тёмная ночь.
Мне её ни с земли, ни с высот
Не согнать, не стащить, не сволочь.

Есть для глаз пара медных грошей,
Лихо пляшет по телу озноб.
Мчится в крыльях летучих мышей
Мимо окон измёрзнувший гроб


С. Городецкий


Читайте железные книги!
Под флейту золоченой буквы
Полезут копченые сиги
И золотокудрые брюквы.

А если веселостью песьей
Закружат созвездия "Магги"-
Бюро похоронных процессий
Свои проведут саркофаги….


В.В. Маяковский

Жизнь бродила старухой знакомой,

Мы играли ее клюкой.

Я луну посвящал любимой,

Приручал я солнце ей.

И веселое солнце — ромашкой,

Лепестки ее наземь лучи.

Как страницы волшебной книжки,

Я листал этот шепот ночей.


В. Шершеневич



Тексты распечатываются для каждого ученика (без указания автора). Учащиеся пробуют самостоятельно определить, к какому течению можно отнести каждое из стихотворений. Необходимо, чтобы школьники обосновали свой выбор. Если ученики затрудняются с выбором, учитель вместе с классом анализирует языковую ткань стихотворений.

На примере данных стихотворений необходимо показать учащимся языковые и стилистические особенности каждого течения, а также обратить внимание на ритмику, рифму и синтаксические фигуры стихотворных произведений.

Так, в поэзии символистов обращаем внимание на слова «сумрак», «тени», «ночь», «тайна», «тоска», «загадка», «луна», «душа», «красота», на слова, связанные с мистицизмом, интуицией (подчеркнуты в текстах).

В стихах акмеистов нужно увидеть конкретные, реальные предметы: «роза», «солнце», «дни» и др. Слова «печаль», «боль», «сон», «озноб» обозначают обычные состояния человека. Все слова не несут дополнительных смыслов, употребляются в своем основном значении (подчеркнуты в текстах).

В творчестве футуристов обращаем внимание на неологизмы («заумные слова»), рифмы (перенос строк) и «лесенку» (если есть): «нечеловече», «одиночить», «каких известий ты широко сияешь», «жребий на полночью широком небе». Сочетание слов с эпитетами, им несвойственными: «овдовевшая луна», «железные книги», «золотокудрые брюквы». Также отметить употребление экспрессивных, «античеловечных» слов и выражений: «капли чернеющей крови», «бюро похоронных процессий свои проведут саркофаги» (подчеркнуты в тексте).

Стихотворения имажинистов отличаются изобилием метафор, эпитетов, сравнений. Поэтому обращаем внимание на тропы.

После тренировочных заданий целесообразно провести контрольную работу с целью проверки сформированных умений. Этот тип заданий относится к повышенному уровню, поэтому не нужно оценивать работы учащихся слишком строго. Как правило, легко определяют стихотворения футуристов и имажинистов, трудности возникают при определении символизма и акмеизма.

Пример контрольного задания по теме «Определение модернистского течения по стихотворению». Каждый учитель может подобрать другие стихотворения, опираясь на уровень подготовки класса и индивидуальные особенности учеников.

Таблица №2. Материал для контрольного задания по теме «Модернизм».

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Имажинизм

В сияньи бледных звёзд, как в мертвенных очах —
Неумолимое, холодное бесстрастье;
Последний луч зари чуть брезжит в облаках,
Как память о минувшем счастьи.

Безмолвным сумраком полна душа моя:
Ни страсти, ни любви с их сладостною мукой, —
Всё замерло в груди… лишь чувство бытия
Томит безжизненною скукой.


Вот всё, что помню: мосты и камни,
Улыбка наглая у фонаря...
И здесь забитые кем-то ставни.
Дожди, безмолвие и заря.

Брожу... Что будет со мной, не знаю,
Но мысли, – но мысли только одни.
Кукушка, грустно на ветке качаясь,
Считает гостю редкому дни.

И дни бессчётны. Пятнадцать, сорок.
Иль бесконечность? Всё равно.
Не птице серой понять, как скоро
Ветхий корабль идёт на дно.


Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

В беспорядке диком теней,

Где, как морок старых дней,

Закружились, зазвенели

Стая легких времирей.

Стая легких времирей!

Ты поюнна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу легких времирей!


Пройдя небесные ступени,

Сквозь тучи устремляя бег,

Ты снизошла, как дождь весенний,

Размыть в душе последний снег...


Но ты, мятежная, не знала,

Что изможденный плугом луг

Под белизною покрывала

Таит следы угрюмых мук.


И под весенними словами,

Растаяв, спала пелена,

Но, как поруганное знамя,

Молчит земная тишина.


И лишь в глаза твои с укором

Глядит безмолвье темноты:

Зачем нечаянным позором

Стыдливость оскорбила ты?


Д.С. Мережковский

Г. Адамович

В. Хлебников

В. Шершеневич




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!