Задача 1. Дежурный по администрации города имеет один телефон. Телефонные звонки поступают с интенсивностью 90 заявок в час, средняя продолжительность разговора составляет 2 мин. Определить показатели СМО дежурного администратора.
Примечание: выбираем λ = 90 в час.; t=2 мин.
Решение:
Исчисляем показатели обслуживания для одноканальной СМО:
Интенсивность потока обслуживания:
μ = 60/2 = 30
1. Интенсивность нагрузки.
ρ = λ • tобс = 90 • 2/60 = 3
Интенсивность нагрузки ρ=3 показывает степень согласованности входного и выходного потоков заявок канала обслуживания и определяет устойчивость системы массового обслуживания.
3. Вероятность, что канал свободен (доля времени простоя канала).
p0 = μ/(λ + μ)
p0 = 30(90 + 30) = 0.25
Следовательно, 25% в течение часа канал будет не занят, время простоя равно tпр = 15 мин.
4. Доля заявок, получивших отказ.
p1 = 1 - p0 = 1 - 0.25 = 0.75
Значит, 75% из числа поступивших заявок не принимаются к обслуживанию.
5. Относительная пропускная способность.
Доля обслуживаемых заявок, поступающих в единицу времени:
Q = p0 = 0.25
6. Абсолютная пропускная способность.
A = Q • λ = 0.25 • 90 = 22.5 заявок/час.
7. Среднее время простоя СМО.
tпр = pотк • tобс = 0.75 • 0.0333 = 0.02 час.
10. Среднее число обслуживаемых заявок.
Lобс = ρ • Q = 3 • 0.25 = 0.75 ед.
Число заявок, получивших отказ в течение час: λ • p1 = 68 заявок в час.
Номинальная производительность СМО: 1 / 0.0333 = 30 заявок в час.
Фактическая производительность СМО: 22.5 / 30 = 75% от номинальной производительности.
Задача 2. В вокзальном помещении находится одна билетная касса. В среднем за 1 ч в нее обращается 15 человек, а кассир обслуживает каждого пассажира 3,0 мин. Определим среднюю длину очереди и среднее время ожидания обслуживания, если прибывающий в кассу поток пассажиров простейший, а время обслуживания распределено по показательному закону.
Решение.
Средняя интенсивность обслуживания пасс/ч.
Коэффициент загрузки кассира
Средняя длина очереди
Среднее время ожидания обслуживания
Задача 3. Автомат по продаже билетов выдает билет за 15 с. Обращаются к нему с интенсивностью λ=180 пассажиров/ч; закон распределения пассажиропотока – пуассоновский. Определим среднее время ожидания получения билета и среднее число пассажиров в очереди.
Решение.
Интенсивность обслуживания пассажиров/ч.
Коэффициент загрузки автомата
Средняя длительность нахождения пассажира в очереди
ч=22,5 с,
а средняя продолжительность ожидания пассажиром билета
Среднее число пассажиров в очереди
|