СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системы массового обслуживания.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Системы массового обслуживания.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – представления об СМО;
  • метапредметные  –  ИКТ-компетентность (основные  умения работы в табличном процессоре);  умение  работать с моделями, умения анализировать результаты построения модели;
  • личностные  –  понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.

Решаемые учебные задачи:

1)  рассмотреть СМО; 

3)  познакомить с моделью СМО с ограниченной очередью и ожиданием; 

4)  закрепить умения работы в табличном процессоре, использования надстройки «Поиск решения».

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Конспект – моделирование движения, задачи с учебника (разбор на доске)

3. Изучение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работа с презентацией:

  • понятие и структура СМО
  • классификация СМО
  • основные характеристики работы СМО
  • имитационное моделирование в исследовании СМО

Конспект в тетрадь 

Работа с примером

       
   

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в тетрадях 

Задача 1. Дежурный по администрации города имеет один телефон. Телефонные звонки поступают с интенсивностью 90 заявок в час, средняя продолжительность разговора составляет 2 мин. Определить показатели СМО дежурного администратора.

Примечание: выбираем λ = 90 в час.; t=2 мин.

Решение: Исчисляем показатели обслуживания для одноканальной СМО: Интенсивность потока обслуживания: μ = 60/2 = 30

1. Интенсивность нагрузки. ρ = λ • tобс = 90 • 2/60 = 3 Интенсивность нагрузки ρ=3 показывает степень согласованности входного и выходного потоков заявок канала обслуживания и определяет устойчивость системы массового обслуживания.

3. Вероятность, что канал свободен (доля времени простоя канала). p0 = μ/(λ + μ) p0 = 30(90 + 30) = 0.25 Следовательно, 25% в течение часа канал будет не занят, время простоя равно tпр = 15 мин.

4. Доля заявок, получивших отказ. p1 = 1 - p0 = 1 - 0.25 = 0.75 Значит, 75% из числа поступивших заявок не принимаются к обслуживанию.

5. Относительная пропускная способность. Доля обслуживаемых заявок, поступающих в единицу времени: Q = p0 = 0.25

6. Абсолютная пропускная способность. A = Q • λ = 0.25 • 90 = 22.5 заявок/час.

7. Среднее время простоя СМО. tпр = pотк • tобс = 0.75 • 0.0333 = 0.02 час.

10. Среднее число обслуживаемых заявок. Lобс = ρ • Q = 3 • 0.25 = 0.75 ед.

Число заявок, получивших отказ в течение час: λ • p1 = 68 заявок в час. Номинальная производительность СМО: 1 / 0.0333 = 30 заявок в час. Фактическая производительность СМО: 22.5 / 30 = 75% от номинальной производительности.

Задача 2. В вокзальном помещении находится одна билетная касса. В среднем за 1 ч в нее обращается 15 человек, а кассир обслуживает каждого пассажира 3,0 мин. Определим среднюю длину очереди и среднее время ожидания обслуживания, если прибывающий в кассу поток пассажиров простейший, а время обслуживания распределено по показательному закону.

Решение.

Средняя интенсивность обслуживания пасс/ч.

Коэффициент загрузки кассира

Средняя длина очереди

Среднее время ожидания обслуживания

Задача 3. Автомат по продаже билетов выдает билет за 15 с. Обращаются к нему с интенсивностью λ=180 пассажиров/ч; закон распределения пассажиропотока – пуассоновский. Определим среднее время ожидания получения билета и среднее число пассажиров в очереди.

Решение.

Интенсивность обслуживания  пассажиров/ч.

Коэффициент загрузки автомата

Средняя длительность нахождения пассажира в очереди

ч=22,5 с,

а средняя продолжительность ожидания пассажиром билета

Среднее число пассажиров в очереди

Решение в тетради

Просмотр содержимого документа
«Системы массового обслуживания.»

9-10 урок, 11 класс – теория

Учитель: Брух Т.В.

Дата:__________

Тема урока: Системы массового обслуживания.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – представления об СМО;

  • метапредметные – ИКТ-компетентность (основные умения работы в табличном процессоре); умение работать с моделями, умения анализировать результаты построения модели;

  • личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотреть СМО;

3) познакомить с моделью СМО с ограниченной очередью и ожиданием;

4) закрепить умения работы в табличном процессоре, использования надстройки «Поиск решения».

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Конспект – моделирование движения, задачи с учебника (разбор на доске)

3. Изучение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работа с презентацией:

  • понятие и структура СМО

  • классификация СМО

  • основные характеристики работы СМО

  • имитационное моделирование в исследовании СМО

Конспект в тетрадь

Работа с примером









Работают в тетрадях

Задача 1. Дежурный по администрации города имеет один телефон. Телефонные звонки поступают с интенсивностью 90 заявок в час, средняя продолжительность разговора составляет 2 мин. Определить показатели СМО дежурного администратора.

Примечание: выбираем λ = 90 в час.; t=2 мин.

Решение:
Исчисляем показатели обслуживания для одноканальной СМО:
Интенсивность потока обслуживания:
μ = 60/2 = 30

1. Интенсивность нагрузки.
ρ = λ • tобс = 90 • 2/60 = 3
Интенсивность нагрузки ρ=3 показывает степень согласованности входного и выходного потоков заявок канала обслуживания и определяет устойчивость системы массового обслуживания.

3. Вероятность, что канал свободен (доля времени простоя канала).
p0 = μ/(λ + μ)
p0 = 30(90 + 30) = 0.25
Следовательно, 25% в течение часа канал будет не занят, время простоя равно tпр = 15 мин.

4. Доля заявок, получивших отказ.
p1 = 1 - p0 = 1 - 0.25 = 0.75
Значит, 75% из числа поступивших заявок не принимаются к обслуживанию.

5. Относительная пропускная способность.
Доля обслуживаемых заявок, поступающих в единицу времени:
Q = p0 = 0.25

6. Абсолютная пропускная способность.
A = Q • λ = 0.25 • 90 = 22.5 заявок/час.

7. Среднее время простоя СМО.
tпр = pотк • tобс = 0.75 • 0.0333 = 0.02 час.

10. Среднее число обслуживаемых заявок.
Lобс = ρ • Q = 3 • 0.25 = 0.75 ед.

Число заявок, получивших отказ в течение час: λ • p1 = 68 заявок в час.
Номинальная производительность СМО: 1 / 0.0333 = 30 заявок в час.
Фактическая производительность СМО: 22.5 / 30 = 75% от номинальной производительности.

Задача 2. В вокзальном помещении находится одна билетная касса. В среднем за 1 ч в нее обращается 15 человек, а кассир обслуживает каждого пассажира 3,0 мин. Определим среднюю длину очереди и среднее время ожидания обслуживания, если прибывающий в кассу поток пассажиров простейший, а время обслуживания распределено по показательному закону.

Решение.

Средняя интенсивность обслуживания пасс/ч.

Коэффициент загрузки кассира

Средняя длина очереди

Среднее время ожидания обслуживания

Задача 3. Автомат по продаже билетов выдает билет за 15 с. Обращаются к нему с интенсивностью λ=180 пассажиров/ч; закон распределения пассажиропотока – пуассоновский. Определим среднее время ожидания получения билета и среднее число пассажиров в очереди.

Решение.

Интенсивность обслуживания пассажиров/ч.

Коэффициент загрузки автомата

Средняя длительность нахождения пассажира в очереди

ч=22,5 с,

а средняя продолжительность ожидания пассажиром билета

Среднее число пассажиров в очереди

Решение в тетради

4. Домашняя работа

Задачи, которые не успели на уроке.

Теория





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!