СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход в преподавании (презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно - деятельностный подход

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в преподавании (презентация)»

«Великая цель образования –  это не знания, а действия».      Герберт Спенсер Системно – деятельностный подход в образовании  Я слышу, и я забываю, Я вижу, и я помню Я делаю, и я понимаю.  Конфуций

«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер

Системно – деятельностный подход

в образовании

Я слышу, и я забываю,

Я вижу, и я помню

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций

ФГОС: новый образовательный результат   Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества  РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Метапредметные универсальные учебные действия ( познавательные , регулятивные  и  коммуникативные ) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные  Предметные  ценностно-смысл. установки  личностной позиции, соц.компетентности, основы российской и гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний  – основа научной картины мира Саша Горячев

ФГОС: новый образовательный результат

Миссия школы – воспитание гражданина России:

высоконравственного, творческого, компетентного, успешного,

осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны,

Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества

РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Метапредметные

  • универсальные учебные действия ( познавательные , регулятивные и коммуникативные ) - основа умения учиться
  • межпредметные понятия

Личностные

Предметные

  • ценностно-смысл. установки личностной позиции,
  • соц.компетентности,
  • основы российской и гражданской идентичности,
  • саморазвитие,
  • мотивация
  • опыт

получения, преобразования и применения предметных знаний

  • система знаний – основа научной картины мира

Саша Горячев

СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЗНАНИЯ часто понимаемые как большой набор, а не система УМЕНИЯ НАВЫКИ Саша Процесс обучения Способы оценки

СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ЗНАНИЯ

часто понимаемые

как большой набор, а не система

УМЕНИЯ

НАВЫКИ

Саша

Процесс обучения

Способы оценки

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ   ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию  РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Митя ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ 4

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

ЛИЧНОСТНЫЕ

Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща

Митя

ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА,

ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ

4

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?   Митя

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

Митя

Школа «комфортного саморазвития» Цель: раскрытие каждого Средства – личностно ориентированные Требования к педагогам и детям Для педагога – терпение и любовь к детям. Дети принимаются такими, какие они есть. Дружеские отношения, не зависящие от учебных успехов, активное участие родителей Неформальное общение в т.ч. на уроках, активные формы Результаты по ФГОС:   Регулятивные – самостоятельность,  Познавательные – от высоких до низких,  Коммуникативные – общительны, умеют договариваться, взаимодействовать с разными людьми  Личностные – положительное отношение к миру, мотивированность, свободолюбие, справедливость. Отношения: учителя-дети -родители Процесс обучения Преобладание положительных оценок за ЛЮБУЮ деятельность, вплоть до отказа от отметок  Света Большое количество различных кружков, секций, походы и т.п.  Прежде всего – детскими работами Внеклассная жизнь Что и как оценивается? Оформление школы

Школа «комфортного саморазвития»

Цель: раскрытие каждого

Средства – личностно ориентированные

Требования к педагогам и детям

Для педагога – терпение и любовь к детям. Дети принимаются такими, какие они есть.

Дружеские отношения, не зависящие от учебных успехов, активное участие родителей

Неформальное общение в т.ч. на уроках, активные формы

Результаты по ФГОС: Регулятивные – самостоятельность, Познавательные – от высоких до низких, Коммуникативные – общительны, умеют договариваться, взаимодействовать с разными людьми Личностные – положительное отношение к миру, мотивированность, свободолюбие, справедливость.

Отношения:

учителя-дети

-родители

Процесс обучения

Преобладание положительных оценок за ЛЮБУЮ деятельность, вплоть до отказа от отметок

Света

Большое количество различных кружков, секций, походы и т.п.

Прежде всего – детскими работами

Внеклассная жизнь

Что и как оценивается?

Оформление школы

Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Основная педагогическая задача –  создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор  смещения акцентов нового стандарта Чему учить?  обновление содержания  Как учить?  обновление средств обучения Ради чего учить?  ценности образования  формирование универсальных способов действий

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе учебной деятельности

Основная педагогическая задача

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

обновление

содержания

Как учить?

обновление

средств

обучения

Ради чего

учить?

ценности

образования

формирование универсальных способов действий

 Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д.Дьюи Основные принципы его системы:   учет интересов учащихся;  учет интересов учащихся;    учение через обучение мысли и действию;  учение через обучение мысли и действию;  познание и знание - следствие преодоления трудностей; познание и знание - следствие преодоления трудностей;   свободная творческая работа и сотрудничество свободная творческая работа и сотрудничество

Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д.Дьюи

Основные принципы его системы:

  • учет интересов учащихся;
  • учет интересов учащихся;

  • учение через обучение мысли и действию;
  • учение через обучение мысли и действию;

  • познание и знание - следствие преодоления трудностей;
  • познание и знание - следствие преодоления трудностей;

  • свободная творческая работа и сотрудничество
  • свободная творческая работа и сотрудничество
Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);  «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)

Деятельностный подход к обучению предполагает:

наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;  Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;  Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».

выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач .

формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач .

Основной принцип построения деятельнстной технологии – цикличность разворачивания образовательного процесса.  Пятилетний (1, 2-4 и 5 классы)   Годовой (три фазы учебного года)   Тематический (учебная задача) – ПУЗ, РУЗ, РЧЗ

Основной принцип построения деятельнстной технологии –

цикличность разворачивания образовательного процесса.

  • Пятилетний (1, 2-4 и 5 классы)

  • Годовой (три фазы учебного года)

  • Тематический (учебная задача) – ПУЗ, РУЗ, РЧЗ
 В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?   Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.  Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель  объявляет новую тему 3. Учитель  объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Света

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?

Решение проблем в жизни

1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»

2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.

3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)

4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Структура традиционного урока

1. Учитель проверяет д/з учеников

2. Учитель объявляет новую тему

3. Учитель объясняет новую тему

4. Учитель организует закрепление знаний учениками

Света

Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)  Цель - обучить самостоятельному решению проблем  Средство - открытие знаний вместе с детьми Учебники Подача матери-ала  Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками  Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Света

Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми

Учебники

Подача матери-ала

Проблемно-диалогический урок

1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками

2.Актуализация учениками своих знаний

3. Поиск решения проблемы учениками

4.Выражение решения,

5. Применение знаний учениками

Традиционный урок

1.Проверка д/з учеников учителем

2.Объявление темы учителем

3.Объяснение темы учителем

4.Закрепление знаний учениками

Света

Технология продуктивного чтения (с 1999 г.)  Цель - понимание текстов  Средство - три этапа работы с любым текстом: Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.  до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.  Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Технология продуктивного чтения (с 1999 г.) Цель - понимание текстов Средство - три этапа работы с любым текстом:

Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.

  • до чтения текста

просмотровое чтение

Результат:

предвосхищение чтения, создания мотива для чтения

2) Во время чтения текста

изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.

Результат:

понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Технология оценивания учебных успехов (мини)  ТО учебных успехов ЧТО : решение задач – оценка + отметка КТО : Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге +еще 5 правил – см. подробнее в методичках  Оценивание в жизни ЧТО : Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО : Мы сами – по итогу деятельности Традиции оценивания ЧТО : знания – отметкой  (знак в некой системе) КТО : Учитель  Митя

Технология оценивания учебных успехов (мини)

ТО учебных успехов

ЧТО : решение задач – оценка + отметка

КТО : Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге

+еще 5 правил – см. подробнее в методичках

Оценивание в жизни

ЧТО : Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика)

КТО : Мы сами – по итогу деятельности

Традиции

оценивания

ЧТО : знания – отметкой (знак в некой системе)

КТО : Учитель

Митя

7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ ЧТО? Всё! Но отметка – за решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка  ГДЕ? В таблице требований по умениям КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГОВЫЕ? Среднеарифм. за учебный модуль  макс мини Митя

7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ

ЧТО? Всё! Но отметка – за решение задачи

КТО? Ученик + Учитель в диалоге

СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка

ГДЕ? В таблице требований по умениям

КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)

КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)

ИТОГОВЫЕ? Среднеарифм. за учебный модуль

макс

мини

Митя

 Условия развития УУД   Нужно стремиться Необходимо исключить Развитие умений по применению знаний цель Передача готовых знаний Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через  содержание УМК. Объяснить все так, чтобы ученик запомнил  и пересказал знания текст Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний. Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей методика

Условия развития УУД

Нужно стремиться

Необходимо исключить

Развитие умений по

применению знаний

цель

Передача готовых

знаний

Учитель-режиссер.

Ученик сам открывает

новые знания через

содержание УМК.

Объяснить все так,

чтобы ученик запомнил

и пересказал знания

текст

Продуктивные задания –

получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

Репродуктивные вопросы –

повторение и запоминание

чужих мыслей

методика

 Учебный процесс в деятельностной модели обучения представляет собой:  взаимодействие,  учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога. 2. решение коммуникативных (проблемных) задач. Принципы деятельностной педагогики  1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании . 2) Принцип  непрерывности  – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип  целостности  – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Учебный процесс в деятельностной модели обучения представляет собой:

  • взаимодействие, учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога.

2. решение коммуникативных (проблемных) задач.

Принципы деятельностной педагогики

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании .

2) Принцип  непрерывности  – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип  целостности  – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

 4) Принцип  минимакса  – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).  5) Принцип  психологической комфортности  – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.  6) Принцип  вариативности  – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.   7) Принцип  творчества  – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

4) Принцип  минимакса  – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип  психологической комфортности  – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип  вариативности  – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип  творчества  – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Образовательные пространства деятельностной технологии  Урок (коллективное действие) – место решения системы учебных задач   Учебное занятие - место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения   Урок - мастерская – место индивидуальной коррекции действий учащихся   Урок - консультация – место «умных» вопросов (определения границы знания и незнания ребенка по его запросу)   Урок – презентация – место предъявления достижений учащихся (результат их самостоятельной домашней работы)

Образовательные пространства деятельностной технологии

  • Урок (коллективное действие) – место решения системы учебных задач

  • Учебное занятие - место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения

  • Урок - мастерская – место индивидуальной коррекции действий учащихся

  • Урок - консультация – место «умных» вопросов (определения границы знания и незнания ребенка по его запросу)

  • Урок – презентация – место предъявления достижений учащихся (результат их самостоятельной домашней работы)
Типология уроков А.К. Дусавицкого.  Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.  Урок постановки учебной задачи.  Урок решения учебной задачи.  Урок моделирования и преобразования модели.  Урок решения частных задач с применением открытого способа.  Урок контроля и оценки.

Типология уроков А.К. Дусавицкого.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

Урок постановки учебной задачи.

Урок решения учебной задачи.

Урок моделирования и преобразования модели.

Урок решения частных задач с применением открытого способа.

Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»   Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:  уроки «открытия» нового знания;  уроки рефлексии;  уроки общеметодологической направленности;  уроки развивающего контроля.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Необычность в требованиях к уроку  У урока должно быть творческое название (афоризм, крылатая фраза)   «Изюминка» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, то, что будет помниться, не забудется: интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход.

Необычность в требованиях к уроку

  • У урока должно быть творческое название (афоризм, крылатая фраза)

  • «Изюминка» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, то, что будет помниться, не забудется: интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход.

Какой должна быть цель урока? - определена в конечном результате; соизмерима, т.е. можно проверить на разных уровнях усвоения;  реальной и соответствующей возможностям ученика и учителя;  побудительной, т.е. ставит в состояние успешности все субъекты деятельности;  - мотивирующей на достижение результата .

Какой должна быть цель урока?

- определена в конечном результате;

  • соизмерима, т.е. можно проверить на разных уровнях усвоения;
  • реальной и соответствующей возможностям ученика и учителя;
  • побудительной, т.е. ставит в состояние успешности все субъекты деятельности;

- мотивирующей на достижение результата .

Технологическая карта урока Название темы урока.  Планируемые результаты  личностные, метапредметные, предметные.   Тип урока, определяющий технологию изучения указанной темы.  Описание по каждому этапу урока содержания, деятельности учащихся, деятельности учителя и метапредметные результаты на достижение которых направлено то или иное задание.

Технологическая карта урока

  • Название темы урока.
  • Планируемые результаты личностные, метапредметные, предметные.
  • Тип урока, определяющий технологию изучения указанной темы.

  • Описание по каждому этапу урока содержания, деятельности учащихся, деятельности учителя и метапредметные результаты на достижение которых направлено то или иное задание.

Критерии результативности урока 1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.  2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.  3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие активность учащихся.  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.  5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.

Критерии результативности урока

1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.

3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие активность учащихся.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.   8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.  9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.  11. Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)

Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе

Класс

Личностные

1 класс

Регулятивные

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Коммуникативные

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и

организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные

возможности для формирования универсальных учебных действий .

Смысловые

акценты УУД

личностные

Русский язык

регулятивные

жизненное само-

определение

Литературное чтение

Математика

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

познавательные

общеучебные

нравственно-этическая ориентация

смысло

образование

Окружающий мир

познавательные логические

моделирование (перевод устной речи в письменную)

нравственно-этическая ориентация

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

коммуникативные

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

широкий спектр источников информации

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю. Психологическая терминология Педагогическая терминология Личностные универсальные учебные действия. Язык ребенка Воспитание личности (Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса) Регулятивные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия. «Я сам».  самоорганизация Педагогический ориентир.  Коммуникативные универсальные учебные действия «Я могу» исследовательская культура Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» «Я учусь». культуры общения «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, п онимаю»«Мыслю логически» «Решаю проблему» «Мы вместе» «Всегда на связи»  «Я и Мы».

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника

на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.

Психологическая терминология

Педагогическая терминология

Личностные универсальные учебные действия.

Язык ребенка

Воспитание личности

(Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса)

Регулятивные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

«Я сам».

самоорганизация

Педагогический ориентир.

Коммуникативные универсальные учебные действия

«Я могу»

исследовательская культура

Что такое хорошо и что такое плохо

«Хочу учиться»

«Учусь успеху»

«Живу в России»

«Расту хорошим человеком»

«В здоровом теле здоровый дух!»

«Я учусь».

культуры общения

«Понимаю и действую»

«Контролирую ситуацию»

«Учусь оценивать»

«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»

«Ищу и нахожу»

«Изображаю и фиксирую»

«Читаю, говорю, п онимаю»«Мыслю логически» «Решаю проблему»

«Мы вместе»

«Всегда на связи»

«Я и Мы».

Формирование универсальных учебных действий у младшего школьника на уроках различного типа

Тип урока

Формируемые УУД

метапредметные результаты

Урок постановки учебной задачи

личностные результаты

Регулятивные: контроль, оценка, целеполагание.

Коммуникативные

Урок решения учебной задачи

Урок моделирования и преобразования модели

Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные

Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности.

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Урок решения частных задач с применением открытого способа действия

Познавательные: знаково-символические.

Коммуникативные

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация.

Коммуникативные

Познавательные

Урок контроля и оценки

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Регулятивные: контроль, оценка.

Начальные формы познавательной рефлексии.

Самоопределение

Начальные формы личностной рефлексии.

Анализ урока с позиции формирования УУД Основные параметры I Личностные универсальные учебные действия  1 Работает над смыслообразованием: 2 -установление связи между учебной деятельностью и мотивом -формирование нравственно- эстетических ценностей II  Регулятивные универсальные действия 1 Учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозированию  2 Учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания  3 Учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы 4 Учит работать по образцу, по алгоритму 5 Учит организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств

Анализ урока с позиции формирования УУД

Основные параметры

I

Личностные универсальные учебные действия

1

Работает над смыслообразованием:

2

-установление связи между учебной деятельностью и мотивом

-формирование нравственно- эстетических ценностей

II

Регулятивные универсальные действия

1

Учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозированию

2

Учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания

3

Учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы

4

Учит работать по образцу, по алгоритму

5

Учит организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств

III  Чтение. Работа с текстом. 1. Уделяет на уроке внимание процессу чтения 2. Находят в тексте конкретные факты, сведения 3. Определяют тему и главную мысль 4. Обучает продуктивным методам с учебником и др. источниками информации 5 . Учит работать с планом, тезисами, конспектом, схемами, таблицами, диаграммами 6. IV Учит ориентироваться в словарях и справочниках.  Коммуникативные универсальные учебные действия 1. Развивает внимание учащихся 2. Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика 3. Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы 4. Учит правилам участия в коллективной деятельности 5. Учит постановке вопросов 6. Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества

III

Чтение. Работа с текстом.

1.

Уделяет на уроке внимание процессу чтения

2.

Находят в тексте конкретные факты, сведения

3.

Определяют тему и главную мысль

4.

Обучает продуктивным методам с учебником и др. источниками информации

5 .

Учит работать с планом, тезисами, конспектом, схемами, таблицами, диаграммами

6.

IV

Учит ориентироваться в словарях и справочниках.

Коммуникативные универсальные учебные действия

1.

Развивает внимание учащихся

2.

Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика

3.

Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы

4.

Учит правилам участия в коллективной деятельности

5.

Учит постановке вопросов

6.

Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества

IV  Коммуникативные универсальные учебные действия 1. Развивает внимание учащихся 2. Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика 3. Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы 4. Учит правилам участия в коллективной деятельности 5. Учит постановке вопросов 6. Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества

IV

Коммуникативные универсальные учебные действия

1.

Развивает внимание учащихся

2.

Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика

3.

Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы

4.

Учит правилам участия в коллективной деятельности

5.

Учит постановке вопросов

6.

Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества

V  Познавательные ( логические ) действия 1. Работает над формированием логических умений: 2. анализ, синтез; сравнение; обобщение и классификация; доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование;  построение цепочек рассуждений. Опирается на уже известное учащимся, их субъективный опыт. Учит формулировке проблемы / 3. Работает над формированием знаково - символическими действиями; -моделирование; -преобразование моделей с целью выявления законов  4 Вводит умение практически  5 Осуществляет межпредметные связи

V

Познавательные ( логические ) действия

1.

Работает над формированием логических умений:

2.

  • анализ, синтез;
  • сравнение;
  • обобщение и классификация;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • построение цепочек рассуждений.

Опирается на уже известное учащимся, их субъективный опыт. Учит формулировке проблемы /

3.

Работает над формированием знаково - символическими действиями;

-моделирование;

-преобразование моделей с целью выявления законов

4

Вводит умение практически

5

Осуществляет межпредметные связи

Анализ урока  № Критерии 1. Баллы Определение темы урока, его место в изучаемом в разделе и его роль в общей логике изучения предмета. 2. Выявление предметных понятий и общего способа действия, осваиваемого учащимися на данном уроке. 3. Определение типа урока (урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки). 4. Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов в определении целей урока. 5. Анализ уроков различного типа 5.1. Урок постановки и решения учебной задачи 5.1.1. Определение базовых предметных понятий и общих способов действий, на основе которых осуществляется изучение нового. 5.1.2. Способы постановки учебной задачи. 5.1.3. Принятие учебной задачи учащимися. 5.1.4. Влияние этапа постановки учебной задачи на ход ее решения. 5.1.5. Выявление и использование общего способа действия в ходе решения учебной задачи. 5.1.6. Создание условий для моделирования и преобразования модели.

Анализ урока

Критерии

1.

Баллы

Определение темы урока, его место в изучаемом в разделе и его роль в общей логике изучения предмета.

2.

Выявление предметных понятий и общего способа действия, осваиваемого учащимися на данном уроке.

3.

Определение типа урока (урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки).

4.

Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов в определении целей урока.

5.

Анализ уроков различного типа

5.1.

Урок постановки и решения учебной задачи

5.1.1.

Определение базовых предметных понятий и общих способов действий, на основе которых осуществляется изучение нового.

5.1.2.

Способы постановки учебной задачи.

5.1.3.

Принятие учебной задачи учащимися.

5.1.4.

Влияние этапа постановки учебной задачи на ход ее решения.

5.1.5.

Выявление и использование общего способа действия в ходе решения учебной задачи.

5.1.6.

Создание условий для моделирования и преобразования модели.

5.2 Урок решения частных задач с применением открытого способа действия 5.2.1. Разнообразие форм, используемых учителем для решения частных задач. 5.2.2. Уровень задач с точки зрения предметного содержания. 5.2.3. Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической). 5.2.4. Создание условий для моделирования и преобразования модели. 5.3. Урок контроля и оценки 5.3.1. Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической). 5.3.2. Создание условий для освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии, формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

5.2

Урок решения частных задач с применением открытого способа действия

5.2.1.

Разнообразие форм, используемых учителем для решения частных задач.

5.2.2.

Уровень задач с точки зрения предметного содержания.

5.2.3.

Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической).

5.2.4.

Создание условий для моделирования и преобразования модели.

5.3.

Урок контроля и оценки

5.3.1.

Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической).

5.3.2.

Создание условий для освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии, формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

6. Уровень организации коллективно-распределенной деятельности. 7. Общая подготовленность класса к осуществлению коллективно-распределенной деятельности: 8. умение детей работа в парах; умение детей работать в группах; умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать. умение детей работа в парах; умение детей работать в группах; умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать. Общая характеристика общения. 9. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 10. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации с использованием ИКТ. 11. Создание условий для формирования личностных УУД.

6.

Уровень организации коллективно-распределенной деятельности.

7.

Общая подготовленность класса к осуществлению коллективно-распределенной деятельности:

8.

  • умение детей работа в парах; умение детей работать в группах; умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать.
  • умение детей работа в парах;
  • умение детей работать в группах;
  • умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать.

Общая характеристика общения.

9.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

10.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации с использованием ИКТ.

11.

Создание условий для формирования личностных УУД.

Литература для изучения: Дусавицкий «Урок в начальной школе.   Реализация системно-деятельностного подхода».  Воронцов «Организация учебного процесса в начальной школе»  Матвеева «Деятельностный подход в начальной школе»

Литература для изучения:

Дусавицкий «Урок в начальной школе.

Реализация системно-деятельностного подхода».

Воронцов «Организация учебного процесса в начальной школе»

Матвеева «Деятельностный подход в начальной школе»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!