СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Харченко О.И.
учитель биологии
МКОУ «Илирская СОШ №2»
HOI022008@Yandex.ru
Современное общество выдвинуло новые требования к образовательному процессу в средней школе. Основным требованием является необходимость связать обучение с жизнью в условиях рыночных отношений и подготовить учащихся к эффективной деятельности вне стен школы. Всё это конкретизируется многими целевыми ориентирами, среди которых универсальное общеучебное содержание, фундаментальность знаний конкретных областей науки биологии, направленность на формирование компетентностных качеств личности и способность применять знания в своей жизни.
Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход [7].
Ключевыми моментами системно-деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях [5].
Таким образом, стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Для формирования личностных УУД по биологии использую следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; самооценка события, происшествия; дневники достижений. Приёмы, активизирующие деятельность учащихся: «Приём новизны», «Приём динамичности», «Приём создания проблемной ситуации».
Например, использую «Пример новизны» при изучении процесса фотосинтеза в 6 классе привожу цитаты из работы русского учёного К.А.Тимирязева «Жизнь растений»: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу».
Для формирования познавательных УУД использую следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; упорядочивание; «цепочки»; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями, составление синквейна.
Например, по теме: «Пресмыкающиеся» в 7 классе использую задания «Найти отличия земноводных от пресмыкающихся»:
1. Кожа влажная; 2. Кожа сухая; 3.Трёхкамерное сердце; 4.Трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке; 5.Дыхание кожей и легкими; 6.Дыхание только лёгочное.
По теме «Плод. Разнообразие плодов» в 6 классе на уроке биологии использую задание «Найти соответствия» (плоды, виды плодов).
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий использую следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; терминологический диктант; взаимоконтроль; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
На уроке биологии по теме: «Насекомые» в 7 классе предлагаю такое задание: Прочитайте стихи и найдите биологические неточности.
Применяю приемы, подводящие к формулированию цели через столкновение с проблемной ситуацией, обнаружение дефицита знаний по той или иной теме ( Прием «Знаю» - «Хочу узнать» - «Узнал»), также приемы из Технологии развития критического мышления (ТРКМ), используемые на стадии вызова.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий использую следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда, теста; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...».
Например, по теме: «Строение цветка» использую работу в группах в приготовление теста.
1группа: три вопроса с выбором одного правильного ответа;
2 группа: из шести утверждений выбрать 3 верных;
3 группа: задание на соответствие.
По теме «Бактерии», даю задание обучающимся сформулировать своё мнение к высказыванию «Бактерии - это вредные и опасные организмы».
В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание обучающихся к поиску новых знаний. Деятельностное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей, обучаемого и предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся.
Для того чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках использую разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, широко используются активные и интерактивные методы. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.
Деятельностный подход в обучении позволяют осуществить новые педагогические технологии: проблемное обучение, модульное обучение, дифференцированное обучение, развивающее обучение, активное (контекстное) обучение, игровое обучение, обучение развитию критического мышления.
Обучение на основе проектной деятельности – один из методов системно-деятельностного подхода, направленный на выработку самостоятельных умений: ставить проблему, цели, задачи, собирать и обрабатывать информацию, проводить эксперименты, анализировать результаты, делать выводы. Данную методику использую в своей работе. Обучающимся, предлагаю провести домашние эксперименты (мини- проекты по изучаемой теме); составить различные сказки (сказки – задачи, сказки – ложный рассказ); составить биологические карты; нарисовать серию рисунков с пояснениями; написать письмо от имени живого организма; издание Красной книги; изготовление моделей живых организмов. В 5-7 классах ученики готовят небольшие сообщения по результатам наблюдений во время экскурсий, лабораторных работ, домашних творческих заданий.
Реализация системно-деятельностного подхода возможна и с помощью применения компьютерных технологий. Эта технология близка и понятна детям. Электронно-образовательные ресурсы по биологии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации, видеоролики позволяют акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы.
При подготовке и проведении уроков биологии на различных уровнях обучения используются формы ИКТ: готовые электронные продукты (1С: Репетитор. Биология; Репетитор по биологии (подготовка к ЕГЭ); Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; Биология.7 класс. Животные; Биология. 8 класс. Человек; Основы общей биологии. 9 класс) , мультимедийные презентации, использую интерактивную доску программного обеспечения SMART Notebook.
Системно-деятельностный подход является ключевым аспектом в обучении биологии в условиях реализации требований ФГОС не только потому, что является концептуальной основой новых стандартов, а во многом потому, что способствует формированию развитой личности, способной к самостоятельной деятельности, и формированию главного умения – умения учиться.
Обучающиеся осваивают принципиально новые роли – не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут найти себя в этом бурном мире, научат самостоятельномыслить, принимать решения, быть уверенными в себе, правильно оценить свои интересы и способности.
Список использованных источников:
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. – 2008. – № 2.
Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета Изд. Дома «Первое сентября». – 2001. – № 9. – С. 14-15.
Асмолова А.Г. – М., Просвещение, 2011. – 156 с. (серия «Стандарты второго поколения»).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя // Под ред. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).
Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора. – 2011. – №4. – С.13-27.
Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе // Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. – М., Баласс, 2009. – С. 164-283.
Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).