Класс: 6
Предмет: русский язык
Тема: Систематизация изученного по разделу «Морфология. Причастие»
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.
Форма урока: урок-путешествие
Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Причастие».
Задачи:
-Повторить и закрепить орфографические и пунктуационные правила, изученные в теме «Причастие».
-Формировать умение правильного употребления причастий в речи.
- Развивать речь учащихся, прививать навыки самостоятельной работы.
-Воспитывать интерес к изучению русского языка
Оборудование: экран, карточки, оценочные листы на каждого учащегося
Ход занятия
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся:
Прозвенел звонок для вас,
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья!
-Здравствуйте, ребята. Прежде, чем мы начнём урок, проверьте, всё ли необходимое находится у вас на парте. Проверили, тогда можно начинать.
2.Мотивация учебной деятельности.
Во время завоевательных походов в Малой Азии Александр Македонский, пройдя Ликию и Памфилию, вступил в столицу Фригии Гордион и остановился здесь на отдых. В Гордионе Александру показали повозку, которая якобы принадлежала фригийскому царю Гордию. Тому, кто сумеет развязать узел на её ярме, было предсказано владеть Азией. Александр не смог развязать узел, и тогда он вынул меч и одним ударом разрубил его. Отсюда и пошло выражение «разрубить гордиев узел», то есть преодолеть трудности, решить задачу.
3.Сообщение темы, цели урока. (Создание проблемной ситуации)
Сегодня мы с вами тоже будем преодолевать трудности и решать задачи на пути к обобщению и закреплению темы, а какой именно вы сможете сказать, отгадав загадку:
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю
-Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока «Систематизация изученного по разделу «Причастие»». (слайд 1)
-Назовите ключевые слова, по которым можно определить основные цели урока. Предположите!!! (слайд 2)
-Работать будете на листочках. Свою работу на уроке вы будете оценивать самостоятельно, заполняя таблицу оценивания, которая лежит перед вами.
4.Актуализация знаний:
-Итак, мы находимся у ворот главного города Причастия. Вход в город откроется тогда, когда мы ответим на ряд вопросов.
1) Перед нами Причастие – особая форма глагола.
« Глагол + Прилагательное =…» У него есть родственники – Глагол и Прилагательное. Эти родственники преподнесли Причастию свои подарки.
Из списка подарков Глагола и Прилагательного выберите те, которые они преподнесли.
-Подарки глагола: вопросы что делать? что сделать? возвратность, переходность, вид, наклонение, время, род, число, роль в предложении
- Подарки прилагательного: вопросы какой? каков? род, число, падеж, склонение, роль в предложении. ( Слайд 3)
Учитель: Вывод: А что же такое причастие? (ответы учащихся)
Когда причастие подросло, оно приобрело собственные черты, научилось быть страдательным и действительным. Действительному и страдательному причастиям не живется в дружбе. Когда они соберутся вместе, начинаются долгие беседы. Страдательное причастие всегда стонет: «Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие». « Само виновато. Я, например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня мою работу. Я обозначаю признак предмета, который сам производит действие,»-бойко ответило действительное причастие (слайд 5)
Учитель: Расскажите о видах причастия .
2) Для этого заполните таблицу (задание 2) . Ответы учащихся. Проверьте и оцените
Учитель: Ворота открылись, перед нами дорога Действительных и Страдательных причастий, которая приведёт нас на площадь Причастного оборота. Для этого выполним тест и цифровой диктант, где цифра 1 – действительное причастие; 2 – страдательное причастие:
3) Цифровой диктант
Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.
(Взаимопроверка. Код ответов: 1, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 2).
4) Тест (слайд 6)
1. Укажите действительное причастия настоящего времени:
а) сломленный; б) видимый; в) зависящий; г) мгновенный.
2. Укажите страдательные причастия прошедшего времени:
а) испуганный; б) решаемый; в) медленный; г) составленный.
3. Укажите страдательное причастие настоящего времени:
а) вымытый; б) нависавший; в) стремительный; г) сажающий.
Физкультминутка:
Если действительное причастие, поднимаете руки вверх, если же страдательное причастие, то садимся:
улыбающийся, написанное, плывущая, стоящая, прочитанная, тающий, пронесенный, говорящая, построенный
Учитель: Дошли мы с вами до площади Причастного оборота. «Об обратной стороне дела»: когда причастие стало совсем взрослым, оно захотело, чтобы ему подчинялись, его слушались. Так образовался причастный оборот. Причастный оборот, который о себе очень высокого мнения и требует обоснований. Как это происходит, мы повторим, выполнив следующее задание. Но сначала скажите:
Что вы можете сказать о причастном обороте?
Ответы учащихся
5)Расставьте знаки препинания, графически покажите причастные обороты:
Наступает золотая осень приносящая дожди. Река огибавшая берег уходила в горы. Не закрытая тучей заря освещала окна. Мы опускаем в воду струящуюся между пальцев. Замерзшие за ночь цветы оживали. Листья кружащиеся в воздухе падают на землю
Учитель: «Меня укорачивают!» А страдательное причастие продолжает жаловаться: «Я не только испытываю на себе действие, меня еще и укорачивают, да вдобавок путают с краткими прилагательными». Поможем ему не перепутаться с кратким прилагательным.
Для этого выполните задание 6, сделайте вывод.
6)Полные причастия замените краткими. Порядок слов можно менять. Запишите получившиеся предложения и подчеркните грамматическую основу.
Оставленная на завтра работа.-
Решённые учеником примеры.
Найденные под деревьями грибы.
Связанная крючком шапка.
Написанная художником картина.
Собранные в лесу ягоды.
Проверенные учителем диктанты.
Написанное бабушкой письмо.
Срезанные мамой цветы.
Учитель: оцените свои работы
7). Нарисуйте свое настроение!!!
5.Итог урока.
-Мы преодолели все препятствия. Но на этом наше путешествие не заканчивается. Морфология – огромная страна. И скоро вы познакомитесь с ещё одной особой формой глагола – деепричастием.
6. Рефлексия
Я проверил себя, повторил, потренировался…
У меня все получилось…
Урок мне понравился…
Мне урок понравился, но кое-что осталось мной незаконченным…
Я знаю, над чем мне поработать…
Урок мне не понравился, я ничего не успел…
ФИ учащегося:___________________________________________
ЗАДАНИЯ
1. Перед нами Причастие – особая форма глагола.
« Глагол + Прилагательное =…» У него есть родственники – Глагол и Прилагательное. Эти родственники преподнесли Причастию свои подарки.
Из списка подарков Глагола и Прилагательного выберите те, которые они преподнесли.
-Подарки глагола: вопросы что делать? что сделать? возвратность, переходность, вид, наклонение, время, род, число, роль в предложении
- Подарки прилагательного: вопросы какой? каков? род, число, падеж, склонение, роль в предложении.
Подчеркните признаки
2.Заполните таблицу:
| Суффиксы | Примеры |
Действительные причастия настоящего времени | | |
Действительные причастия прошедшего времени | | |
Страдательные причастия настоящего времени | | |
Страдательные причастия прошедшего времени | | |
3. Цифровой диктант:
_____________________________________________________________
4. Тест
1. Укажите действительное причастия настоящего времени:
а) сломленный; б) видимый; в) зависящий; г) мгновенный.
2. Укажите страдательные причастия прошедшего времени:
а) испуганный; б) решаемый; в) медленный; г) составленный.
3. Укажите страдательное причастие настоящего времени:
а) вымытый; б) нависавший; в) стремительный; г) сажающий.
5. Расставьте знаки препинания в предложениях, графически покажите причастные обороты.
Наступает золотая осень приносящая дожди. Река огибавшая берег уходила в горы. Не закрытая тучей заря освещала окна. Мы опускаем в воду струящуюся между пальцев. Замерзшие за ночь цветы оживали. Листья кружащиеся в воздухе падают на землю
6.Полные причастия замените краткими. Порядок слов можно менять. Запишите получившиеся предложения и подчеркните грамматическую основу.
Оставленная на завтра работа.-
Решённые учеником примеры.
Найденные под деревьями грибы.
Связанная крючком шапка.
Написанная художником картина.
Собранные в лесу ягоды.
Проверенные учителем диктанты.
Написанное бабушкой письмо.
Срезанные мамой цветы.
7. Нарисуйте свое лицо! ( Лицо должно показать твое настроение)