СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Систематизация изученного по разделу "Морфология. Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для   обобщения  раздела "Причастие" в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Систематизация изученного по разделу "Морфология. Причастие"»

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тема: Систематизация изученного по разделу «Морфология. Причастие»

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Форма урока: урок-путешествие

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Причастие».

Задачи:

-Повторить и закрепить орфографические и пунктуационные правила, изученные в теме «Причастие».

-Формировать умение правильного употребления причастий в речи.

- Развивать речь учащихся, прививать навыки самостоятельной работы.

-Воспитывать интерес к изучению русского языка

Оборудование:  экран, карточки, оценочные листы на каждого учащегося

Ход занятия

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся:

Прозвенел звонок для вас,

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Мы начнём урок, друзья!

-Здравствуйте, ребята. Прежде, чем мы начнём урок, проверьте, всё ли необходимое находится у вас на парте. Проверили, тогда можно начинать.

2.Мотивация учебной деятельности.

Во время завоевательных походов в Малой Азии Александр Македонский, пройдя Ликию и Памфилию, вступил в столицу Фригии Гордион и остановился здесь на отдых. В Гордионе Александру показали повозку, которая якобы принадлежала фригийскому царю Гордию. Тому, кто сумеет развязать узел на её ярме, было предсказано владеть Азией. Александр не смог развязать узел, и тогда он вынул меч и одним ударом разрубил его. Отсюда и пошло выражение «разрубить гордиев узел», то есть преодолеть трудности, решить задачу.

3.Сообщение темы, цели урока. (Создание проблемной ситуации)

Сегодня мы с вами тоже будем преодолевать трудности и решать задачи на пути к обобщению и закреплению темы, а какой именно вы сможете сказать, отгадав загадку:

Вот свойство моё обязательное: 
Склоняюсь я, как прилагательное. 
На все вопросы его отвечаю. 
Глагол по значению напоминаю

-Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока «Систематизация изученного по разделу «Причастие»». (слайд 1)

-Назовите ключевые слова, по которым можно определить основные цели урока. Предположите!!! (слайд 2)

-Работать будете на листочках. Свою работу на уроке вы будете оценивать самостоятельно, заполняя таблицу оценивания, которая лежит перед вами.

4.Актуализация знаний:

-Итак, мы находимся у ворот главного города Причастия. Вход в город откроется тогда, когда мы ответим на ряд вопросов.

1) Перед нами Причастие – особая форма глагола. 
« Глагол + Прилагательное =…» У него есть родственники – Глагол и Прилагательное. Эти родственники преподнесли Причастию свои подарки. 
Из списка подарков Глагола и Прилагательного выберите те, которые они преподнесли. 

-Подарки глагола: вопросы что делать? что сделать? возвратность, переходность, вид, наклонение, время, род, число, роль в предложении

- Подарки прилагательного: вопросы какой? каков? род, число, падеж, склонение, роль в предложении. ( Слайд 3)

Учитель: Вывод: А что же такое причастие? (ответы учащихся)

Когда причастие подросло, оно приобрело собственные черты, научилось быть страдательным и действительным. Действительному и страдательному причастиям не живется в дружбе. Когда они соберутся вместе, начинаются долгие беседы. Страдательное причастие всегда стонет: «Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие». « Само виновато. Я, например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня мою работу. Я обозначаю признак предмета, который сам производит действие,»-бойко ответило действительное причастие (слайд 5)

Учитель: Расскажите о видах причастия .

2) Для этого заполните таблицу (задание 2) . Ответы учащихся. Проверьте и оцените

Учитель: Ворота открылись, перед нами дорога Действительных и Страдательных причастий, которая приведёт нас на площадь Причастного оборота. Для этого выполним тест и цифровой диктант, где цифра 1 – действительное причастие; 2 – страдательное причастие:

3) Цифровой диктант

Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

(Взаимопроверка. Код ответов: 1, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 2).

4) Тест (слайд 6)

1. Укажите действительное причастия настоящего времени:

а) сломленный; б) видимый; в) зависящий; г) мгновенный.

2. Укажите страдательные причастия прошедшего времени:

а) испуганный; б) решаемый; в) медленный; г) составленный.

 3. Укажите страдательное причастие настоящего времени:

а) вымытый; б) нависавший; в) стремительный; г) сажающий.

Физкультминутка:

Если действительное причастие, поднимаете руки вверх, если же страдательное причастие, то садимся:

улыбающийся, написанное, плывущая, стоящая, прочитанная, тающий, пронесенный, говорящая, построенный

Учитель: Дошли мы с вами до площади Причастного оборота. «Об обратной стороне дела»: когда причастие стало совсем взрослым, оно захотело, чтобы ему подчинялись, его слушались. Так образовался причастный оборот. Причастный оборот, который о себе очень высокого мнения и требует обоснований. Как это происходит, мы повторим, выполнив следующее задание. Но сначала скажите:

Что вы можете сказать о причастном обороте?

Ответы учащихся

5)Расставьте знаки препинания, графически покажите причастные обороты:

Наступает золотая осень приносящая дожди. Река огибавшая берег уходила в горы. Не закрытая тучей заря освещала окна. Мы опускаем в воду струящуюся между пальцев. Замерзшие за ночь цветы оживали. Листья кружащиеся в воздухе падают на землю

Учитель: «Меня укорачивают!» А страдательное причастие продолжает жаловаться: «Я не только испытываю на себе действие, меня еще и укорачивают, да вдобавок путают с краткими прилагательными». Поможем ему не перепутаться с кратким прилагательным.

Для этого выполните задание 6, сделайте вывод.

6)Полные причастия замените краткими. Порядок слов можно менять. Запишите получившиеся предложения и подчеркните грамматическую основу.

Оставленная на завтра работа.-

Решённые учеником примеры.

Найденные под деревьями грибы.

Связанная крючком шапка.

Написанная художником картина.

Собранные в лесу ягоды.

Проверенные учителем диктанты.

Написанное бабушкой письмо.

Срезанные мамой цветы.

Учитель: оцените свои работы

7). Нарисуйте свое настроение!!!

5.Итог урока.

-Мы преодолели все препятствия. Но на этом наше путешествие не заканчивается. Морфология – огромная страна. И скоро вы познакомитесь с ещё одной особой формой глагола – деепричастием.

6. Рефлексия

Я проверил себя, повторил, потренировался…

У меня все получилось…

Урок мне понравился…

Мне урок понравился, но кое-что осталось мной незаконченным…

Я знаю, над чем мне поработать…

Урок мне не понравился, я ничего не успел…




ФИ учащегося:___________________________________________

ЗАДАНИЯ

1. Перед нами Причастие – особая форма глагола. 
« Глагол + Прилагательное =…» У него есть родственники – Глагол и Прилагательное. Эти родственники преподнесли Причастию свои подарки. 
Из списка подарков Глагола и Прилагательного выберите те, которые они преподнесли. 

-Подарки глагола: вопросы что делать? что сделать? возвратность, переходность, вид, наклонение, время, род, число, роль в предложении

- Подарки прилагательного: вопросы какой? каков? род, число, падеж, склонение, роль в предложении.

Подчеркните признаки

2.Заполните таблицу:


Суффиксы

Примеры

Действительные причастия настоящего времени



Действительные причастия прошедшего времени



Страдательные причастия настоящего времени



Страдательные причастия прошедшего времени



3. Цифровой диктант:

_____________________________________________________________


4. Тест

1. Укажите действительное причастия настоящего времени:

а) сломленный; б) видимый; в) зависящий; г) мгновенный.

2. Укажите страдательные причастия прошедшего времени:

а) испуганный; б) решаемый; в) медленный; г) составленный.

 3. Укажите страдательное причастие настоящего времени:

а) вымытый; б) нависавший; в) стремительный; г) сажающий.


5. Расставьте знаки препинания в предложениях, графически покажите причастные обороты.

Наступает золотая осень приносящая дожди. Река огибавшая берег уходила в горы. Не закрытая тучей заря освещала окна. Мы опускаем в воду струящуюся между пальцев. Замерзшие за ночь цветы оживали. Листья кружащиеся в воздухе падают на землю


6.Полные причастия замените краткими. Порядок слов можно менять. Запишите получившиеся предложения и подчеркните грамматическую основу.

Оставленная на завтра работа.-

Решённые учеником примеры.

Найденные под деревьями грибы.

Связанная крючком шапка.

Написанная художником картина.

Собранные в лесу ягоды.

Проверенные учителем диктанты.

Написанное бабушкой письмо.

Срезанные мамой цветы.

7. Нарисуйте свое лицо! ( Лицо должно показать твое настроение)














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!