СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система среднего образования в Великобритании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Британская система среднего образования значительно отличается от российской. Школы в Великобритании делятся на государственные и частные школы-пансионы, которые придерживаются единого образовательного минимума. Государственные школы — бесплатные, предназначены для обучения английских детей, а также для иностранцев от 8 до 18 лет, родители которых имеют право на постоянное проживание в Великобритании. Частные школы— более престижная форма обучения, но стоит она не дешево. Ребята поступают в школу уже в 4-5 лет и учатся в течение 13 лет.

Просмотр содержимого документа
«Система среднего образования в Великобритании»

Система среднего образования в Великобритании

      Британская система среднего образования значительно отличается от российской. Школы в Великобритании делятся на государственные и частные школы-пансионы, которые придерживаются единого образовательного минимума. Государственные школы — бесплатные, предназначены для обучения английских детей, а также для иностранцев от 8 до 18 лет, родители которых имеют право на постоянное проживание в Великобритании. Частные школы— более престижная форма обучения, но стоит она не дешево. Ребята поступают в школу уже в 4-5 лет и учатся в течение 13 лет.

     

Система       школьного образования состоит из нескольких ступеней.

4-7 лет           Предподготовительная школа (Pre-preparatory school)

      На этом этапе малыши изучают основы английского языка и арифметики, родители могут дополнительно выбрать несколько гуманитарных предметов для изучения. Цель предподготовительной школы — приучение к школьной дисциплине, всестороннее эстетическое развитие и обучение самым азам наук. Иначе говоря, в эти годы детей учат учиться. 

7-11 лет         Начальная школа   (Primary school)

       В начальной школе дети изучают сперва английский язык, литературу, математику.  Со временем к ним прибавляются естественнонаучные дисциплины, иностранные языки, гуманитарные, точные и компьютерные науки (изучаются порядка 10 предметов).В начальной школе дети много гуляют, занимаются творчеством и спортом. Основной упор сделан на социализацию, развитие навыков общения, формирование уверенной в себе, независимой личности                                                                                          

 11-14 лет        Средняя школа  (Secondary school)                                                               

 С 11 лет к обязательным предметам (Core Subjects) относят английский, математику и науки (основы химии, биологии и физики). Остальные предметы ученик вместе с родителями выбирает исходя из собственных предпочтений.  В этот период школьники изучают 10–15 предметов и начинают проходить занятия по профориентации.

14-16 лет         Программа подготовки к получению сертификата  среднего образования  (GCSE -General Certificate of Secondary Education)

        Основной задачей этой ступни средней школы является подготовка учащихся к сдаче государственного экзамена . Экзамен представляет собой тесты по 7-9 обязательным дисциплинам.  Сертификат  о среднем образовании является достаточным для начала самостоятельной трудовой деятельности или поступления в профессиональный колледж, но не дает права на поступление в высшие учебные заведения.

 16-18 лет         Национальная британская программа подготовки к поступлению в вуз

(A-Level)

      Школьники, желающие поступать в университеты Великобритании и, соответственно, пройти программу на получение A-levels, должны выбрать 4–6 предметов. Эти предметы они будут интенсивно изучать в течение следующих 2 лет. На втором году обучения круг предметов еще более сужается, и школьники изучают уже 3–4 предмета. После каждого года обучения сдаются экзамены A-levels. Выпускной экзамен A-levels одновременно является и вступительным в университет.
      Важно отметить, что в России нумерация классов в школе сквозная (с 1-го по 10-й), в Великобритании по окончании начальной школы дети идут в 1 класс средней школы, где они учатся 5 -7 лет: в 6 классе британской средней школы (куда поступают не все, кто окончил 5 классов) обучение длится два года. Таким обра зом, первокласснику в России обычно 6-7 лет, возраст того, кого называют first former в Англии - 11-12 лет, российские шестиклассники обычно не старше 12 лет, а в Англии это семнадцати -    восемнадцатилетние молодые люди.

Школьная жизнь британцев



Учебный год. Учебный год начинается в сентябре и кончается в середине июля. Он состоит из трех семестров продолжительностью приблизительно 13 недель каждый. В середине семестра есть короткие каникулы (half-term holidays) на 5-7 дней. Только отдых по окончании семестра будет каникулярным. Таким образом, британские школьники отдыхают на каникулах 3 раза в год: по 2 недели на рождественских и пасхальных и всего 6 недель на летних каникулах.                

 Первый учебный день в Британии не является праздничным. А главное – нет такого Дня знаний, когда дети всей страны единым праздничным строем идут в школу. Никаких праздничных линеек – обычный школьный день в стандартной школьной форме. Разве что на лицах чуть больше радости: все-таки полтора месяца не виделись. Почему? Все дело в том, что учебные заведения Великобритании открываются каждый год в разные дни и все школы по-разному.

Расписание. Время начала и окончания занятий может сильно варьироваться в зависимости от школы. В среднем, учёба в британских школах начинается в 9 утра и заканчивается в 15-30, с понедельника по пятницу. Школьный день разбит на уроки с 15-минутными переменами между ними и большим перерывом на ланч, который длится 1ч. 20мин. Как правило, в частных школах учебный день длиннее, чем в государственных. Вторая половина дня посвящена занятиям спортом, посещениям клубов и кружков по интересам.

Внеурочная деятельность. Во всех английских школах, как частных, так и государственных, большое значение уделяют всестороннему развитию детей. Помимо обязательных академических предметов английские школы включают в свою программу танцы, пение, физкультуру, ИЗО, информатику, иностранные языки и прочие предметы, направленные на развитие практических навыков и раскрытие талантов ребенка. Помимо основной программы любая английская школа предлагает ряд внеклассных клубов и кружков. Выбор activities в частных школах особенно широк: среди них – игра на музыкальных инструментах, от пианино до флейты; различные виды спорта – футбол, теннис, регби, фехтование, крикет, плавание, фрисби – и многое, многое другое. Во многих частных школах имеются собственные театры и оркестры, и подающие надежды юные дарования даже могут претендовать на стипендии.

Школьная формаВ Великобритании школьная форма впервые появилась еще во времена правления короля Генриха VIII (1509 – 1547). Она была синяя, поскольку считалось, что ношение подобной расцветки должна было приучать детей к смирению, да и ткань такого цвета была самой дешевой. В современной Англии в каждой школе своя форма, кроме того, широко используется школьная символика. Идея формы – дисциплинировать учеников и убрать элемент состязательности в манере одеваться. Стоит она обычно недорого, ведь такая одежда должна быть доступна всем.  Форма каждой школы выдержана в определенной цветовой гамме – допустим, в голубых или зеленых тонах. Современная школьная форма может быть и ярких цветов.                                                                                                                                              

 Типичная форма для мальчиков выглядит следующим образом: рубашка, кардиган или свитер в сочетании с брюками и однотонными ботинками. Девочки обычно носят платья или юбки с тем же верхом, что и мальчики, и опять-таки строгой обувью. В летнее время года брюки могут сменяться шортами, а свитера – футболками и рубашками-поло. Для занятий физкультурой предусмотрена отдельная форма.                                                                                                                



К посещаемости в британских школах относятся крайне серьезно. В конце четверти вместе с оценками родителям передают информацию о пропущенных ребенком днях. Причем отдельно отмечены прогулы без уважительной причины и совершенные по согласованию с родителями. При этом вообще пропустить школу в Англии довольно просто. В случае болезни, например, никаких справок от врача не требуется. Достаточно просто позвонить в школу до начала занятий и на специальный автоответчик сообщить, что ребенок заболел и в школу не придет. Но если до начала занятий такой звонок не сделать, то вскоре из так называемого офиса, это отдел, который занимается всеми организационными вопросами в школе, позвонят и спросят, почему ваш сын или дочь не пришли сегодня в школу. Если родители хотят увезти ребенка на море чуть раньше каникул или вернуться с курорта уже после начала занятий, они должны написать заявление на имя директора школа с объяснением причин. Директор может позвонить после этого по телефону или даже вызвать родителей на беседу, в ходе которой объяснит, как важно посещать занятия не пропускать ни дня. В английских школах любят составлять таблицы успеваемости и строить графики. Например, посещаемость ниже 95 % уже может являться основанием для оставления ученика на второй год.
К опозданиям в английской школе относятся не менее внимательно, чем к попускам. Все случаи прихода в школу после начала уроков тоже отражаются в итоговом табеле. Правда, никто детей не отчитывает и не ругает, если они зашли в класс после звонка. Вообще крики, ругань, а тем более оскорбления детей в английской школе неприемлемы.

Нет в английских школах и знакомых нам перемен, когда звенит звонок с урока и все как угорелые несутся из класса на волю. Даже во время перемены в Британии никто не бегает по школе, все классы централизованно в сопровождении учителя (а в классе, как правило, не один, а три учителя: один профессиональный педагог и один-два помощника) идут либо в другой кабинет, где запланировано другое занятие, либо на улицу, чтобы под присмотром учителей поиграть на площадке. Речь, конечно, о начальной школе, в старшей все по-другому. При этом охранников в школах нет, но двери заперты. Ни выйти, ни войти в школу во время уроков просто так нельзя. Если ребенка из школы забирают не родители, об этом надо заранее предупредить учителей, а то незнакомцу ребенка могут не отдать. Без взрослых школьник может начать ходить в школу и домой только с десяти лет.

При переходе из младшей школы в старшую сдается экзамен, так называемый SAT. Он похож на маленький ЕГЭ, по его результатам старшие школы отбирают себе учеников. Наиболее продвинутые школы устанавливают дополнительные экзамены, чтобы повысить качество отбора. В старшую школу большинство детей в Англии ездят самостоятельно на общественном транспорте, для чего предусмотрены специальные школьные проездные билеты. Образование в старшей школе больше похоже на университетское — здесь уже появляются предметы по выбору, а год делится не на классы, а на потоки. Это значит, что в зависимости от успеваемости и выбранных предметов учащийся может посещать уроки с разными детьми, необязательно своими одноклассниками.

Методы поощрения и порицания

         Как и в российской школе, в Великобритании ученики получают отметки. Однако британским школьникам ставят две оценки.                                                                

Первая оценка — за знание, качество подготовки материала, правильность ответа. Оценка ставится буквой, от А до Е. Есть также оценка A* — ее ставят в редких случаях, за выдающиеся достижения.                                                                                          

 A* — Превосходная работа, показывает высокие способности и развитое воображение.                                                                                                                                

A — Отлично. Ученик хорошо понимает предмет и внимателен к деталям.                      

 В — Хорошо. Работа выполнена на достойном уровне, в основном без ошибок.                                                                                                                        

C — Удовлетворительно. Немного не дотягивает до необходимого уровня знаний.                                                                                                                    

 D — Неудовлетворительная работа. Много ошибок, неточностей. Ученик рискует не справиться с дисциплиной.                                                                                                        

  Е — Чрезвычайно низкий результат. Ставится в редких случаях.                                                              

  Вторую оценку ставят за усердие в учебе, цифрой: от 1 до 5. Для хороших оценок за усердие ученику следует вести себя на уроке активно: задавать вопросы, вступать в дискуссии, даже критиковать точку зрения учителя.                                                                                                                            

1 — Ученик работает особенно упорно, проявляет интерес к учебе и выражает лидерскую позицию.                                                                                                                        

 2 — Очень хорошая работа на уроке. Ребенок в полной мере использует способности.                                                                                                                    

3 — Удовлетворительно. Ученик отвечает требованиям, но на уроке ведет себя пассивно.                                                                                                                                      

4 — Ребенок не проявляет инициативы. Он делает работу, только если его попросят и ему помогут.                                                                                                                                              

5 — Очень плохо, ученик не проявляет интереса к учебе, не укладывается в сроки или не делает работу вовсе.                                                                            

Раз в триместр школа готовит отчет для ученика и его родителей. В нем она приводит оценки за знания и старание. Отчет отправляют на электронную почту или загружают в личный кабинет родителя на сайте школы. Вместе с оценками часто загружают комментарии учителей.  В Англии нет общих школьных собраний, принятых в России. Успеваемость ребенка – строго конфиденциальная информация, которая не должна быть доступна никому, кроме его родителей.  Английские школы уделяют огромное значение коммуникации с родителями: любой родитель может обратиться за помощью и советом к учителю или назначить встречу с директором школы.                                                                                                     

За выдающиеся достижения в британских школах учащиеся могут получать стипендию. Особенно многие частные школы предусматривают такие поощрения для талантливых учеников. Для детей получение стипендии – стимул развиваться дальше, для его родителей – существенная экономия образовательного бюджета.                                                                        

Высмеивать или стыдить ребенка, да еще и прилюдно, в Англии недопустимо. Воспитание уверенной в себе, гармоничной личности – именно в этом английские учителя видят свою важнейшую задачу.                                                                                    

Однако к школьной дисциплине в Великобритании относятся очень серьезно. Достаточно открыть дневник английского учащегося. На первой его странице самым первым словом значится “PLEASE” («ПОЖАЛУЙСТА»), а под ним: приходи вовремя; веди себя тихо; будь готов к урокам и т.д. Под этим обещанием ученик ставит свою подпись (и родитель тоже). Далее идет Кодекс поведения, где подробно расписывается, что в школе разрешено, что горячо приветствуется, а что воспрещено. Следующая страница посвящена поощрениям и наградам, а за ней – раздел санкций для тех, кто обещанное нарушает (от устного замечания учителя – до исключения из школы).   Британская школа несравненно более строгая (не жесткая, а именно строгая), чем российская или американская. Здесь действуют строгие правила в отношении мобильных телефонов. В начальной школе мобильные телефоны дети обязаны сдавать на время уроков своему классному учителю, предварительно выключив звук. В старших классах телефон можно оставить при себе, но достать его можно, только находясь за пределами школы, даже на школьной территории пользоваться мобильным телефоном запрещено. Наказание очень простое — в случае нарушения правил обращения с телефоном его забирает учитель и возвращает только родителям, дополнительно проведя и с ним беседу.                                                                                                                                                    

Над родителями же английских школьников, регулярно прогуливающих уроки, уже на законодательном уровне нависла угроза 100-фунтовых штрафов. Кроме штрафа отправить в школу могут и самих родителей на специальные занятия для взрослых, направление на которые будет выдаваться в судебном порядке. Вступило в действие еще одно положение правительственной программы по борьбе с антисоциальным образом жизни и плохим поведением в школах: наказывать коротким тюремным заключением родителей, открыто пренебрегающих своими обязанностями.  

В английских школах очень много внимания уделяют тем вещам, которые российская система образования вообще игнорирует. Например, начиная с нулевого класса детей учат правильно питаться. Они рисуют картинки полезной еды, расставляют по таблицам полезные и вредные продукты. Во время обеда учитель смотрит, что каждому ребенку родители дали на обед из дома (многие дети, особенно в начальной школе, приносят еду на обед с собой, для этого продаются специальные чемоданчики любых расцветок, раскрашенные различными мультипликационными персонажами). За идеальный набор ученику в качестве поощрения выдают красочную наклейку, которую он с гордостью может прикрепить к своему lunch-box (коробка для обеда). В более старших классах вопросу правильного питания уделяется время на уроках биологии.

Однако британская школа несравненно более строгая (не жесткая, а именно строгая), чем российская или американская. Здесь обращают внимание на такие вещи, которым в России уделять внимание и в голову никому не придет. К примеру, здесь действуют строгие правила в отношении мобильных телефонов. В начальной школе мобильные телефоны дети обязаны сдавать на время уроков своему классному учителю, предварительно выключив звук. В старших классах телефон можно оставить при себе, но достать его можно, только находясь за пределами школы, даже на школьной территории пользоваться мобильным телефоном запрещено. Наказание очень простое — в случае нарушения правил обращения с телефоном его забирает учитель и возвращает только родителям, дополнительно проведя и с ним беседу.

Обращают внимание в британских школах не только на физическое здоровье, но и на духовное. Религиоведение изучают с самых первых классов. Причем во всех школах, не только в религиозных, но и в обычных государственных. А в религиозных, несмотря на церковную принадлежность, все равно изучают все концессии. Сначала на примитивном уровне, рисуя символы главных религиозных течений, которые в Англии не ограничиваются христианами, иудеями и мусульманами. Здесь присутствуют еще сикхи, буддисты и индуисты. В старших классах ученики пишут доклады и эссе на разные темы, а по религиозным праздникам ученики, представляющие те или иные религии, делают специальные доклады. Но при этом, что стоит отметить особо, нельзя сказать, что в отношении религии в английской школе всем обеспечено безусловное равенство. Также немало внимания уделяется вопросам издевательства (bullying). Детям не только объясняют, почему так поступать нельзя, но и устраивают в течение года разные тренинги, направленные на преодоление межнациональной, межэтнической или межрелигиозной розни. Например, объявляют месяц польского языка, если в школе учится много поляков. Все школьники учат, как сказать «привет», «спасибо», «пожалуйста» по-польски. Через месяц последует другой национальный месяц. То есть вся система подчеркивает, что какой бы национальности или какого бы вероисповедания ни был человек, надо ко всем относиться одинаково, потому что мы все британцы и это нас объединяет. Стоит признать, что это дает свои результаты. Куда девать детей на лето — этот вопрос стоит для британских родителей не менее остро, чем для российских. А может, и еще острее, учитывая, что у англичан нет дач, да и бабушки с дедушками, как правило, не горят желанием тратить свой отпуск на сидение с внуками. Правда, и летние каникулы у британских детей несравнимо короткие, чем у их российских сверстников (школьный год заканчивается в 20-х числах июля), так что родителям надо занять только 6 недель детского ничегонеделания. Теоретически можно взять отпуск на все каникулы, ведь англичане отдыхают 6 недель в году, но обычно отпуск разбивают на отдых зимой и летом, поэтому все полтора месяца провести с детьми не получается. Так что детские летние лагеря пользуются большим спросом.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!