СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя русского языка по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя русского языка по подготовке к ЕГЭ по русскому языку»






Методическая разработка

 

«Система работы

учителя русского языка по подготовке

к  ЕГЭ по русскому языку»







Подготовила: учитель

русского языка и литературы ВКК

Гвоздкова М.В.





























Р.п. Перелешинский

2023 г.

Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя русского языка. Одним из важных факторов успеха Единого государственного экзамена является обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ.

      Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ  по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом.

      С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку?

  • орфоэпические нормы русского языка · лексические нормы русского
    языка (знание основных групп русской лексики);

  • синтаксические нормы русского языка;

  • стилистические нормы русского языка;

  • средства связи в словосочетании;

  • морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);

  • типы сложных предложений и их специфика;

  • средства языковой выразительности;

  •  композиционное оформление сочинения;

  •  логическое оформление сочинения;

  •  грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка.



Бывают и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

  • Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ.

  • Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ.

  • Неправильное распределение времени на выполнение заданий.       

Учителя русского языка на сегодня имеют свою методику, которая позволяет учащимся справиться с заданиями на экзамене, поэтому хочу поделиться своими наблюдениями по этой теме.

  Чтобы подготовить учащихся к ЕГЭ, учитель должен сам хорошо знать структуру  экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Он должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые  присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка. Поэтому учитель обязан учиться: посещать курсы по подготовке к ЕГЭ, перенимать опыт у других учителей, изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что  такое кодификатор, спецификация, знать критерии оценивания, уметь работать с Интернет-ресурсами, работать над самообразованием, формировать оценочные материалы и методическую базу.


Назову общие принципы работы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку:


- чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше. Большое внимание следует уделять формированию орфографических и пунктуационных навыков (5-9 классы).

Кропотливая каждодневная работа на уроках приучает детей к качественному выполнению заданий. Из опыта могу сказать, что у пятиклассников навык распознавания орфограмм развит недостаточно либо не развит вообще. Поэтому одна из первых задач – учить распознавать части речи, научить видеть орфограммы, знать их «в лицо». Этого я добиваюсь, приучая детей работать графически даже там, где нет пропуска букв, а орфограмма есть. Эту же работу разрешаю выполнять и при письме контрольных диктантов. При этом есть еще одно условие: обязательное проговаривание правила, подчеркивание буквы-орфограммы. Аналогично работаем и при анализе предложений. Постепенно работа в таком формате становится привычной практически для всех;


- при изучении правил орфографии и пунктуации необходимо нацелить детей, мотивировать их на внимательное и глубокое изучение материала;

- организация систематического повторения пройденного;


- при проектировании уроков русского языка важна преемственность, основывающаяся на комплексном изучении языка, которое предполагает системное повторение материала на каждом уроке, т.е., кроме изучения нового материала, попутно повторяются другие темы. Опыт работы показывает, что такое повторение должно быть основано на анализе ошибок, допущенных во входящем диагностическом тесте или диктанте и далее в последующих контрольных работах, текущих работах, выполненных самостоятельно.


- систематически проводить работу по орфоэпии, лексике. Работе по лексике способствуют словари, имеющиеся в классе и в школьной библиотеке;


-для отработки навыков выполнения заданий первой части КИМа очень полезно уже в основном звене при проверке усвоения материала включать тестовые задания, в которых формулировка вопроса приближена к ЕГЭ. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Использую материалы, аналогичные материалам ЕГЭ, составленные с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование КИМов позволяет начать системную подготовку к ЕГЭ уже с 5 класса;


- необходимо вводить комплексный анализ текста, который помогает построить урок в формате ЕГЭ. Комплексный анализ помогает исследовать текст с разных сторон. От класса к классу объемы исследования текста увеличиваются, формируются навыки анализа текста, повторяются темы всех разделов лингвистики, оттачиваются умения в создании письменных высказываний учащихся;


- при подготовке к написанию сочинения тоже необходима системность в работе. С 5-6 класса необходимо учить детей определять проблему каждого изучаемого произведения, авторскую позицию, учить подбирать аргументы;


- вести поэтапную работу при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.


- проектировать уроки с учетом принципов дифференциации и индивидуализации обучения. В каждом классе есть несколько групп детей с разной мотивацией к обучению. Конечно, этот фактор я учитываю при проектировании урока. Мотивированные на учение дети, как правило, работают самостоятельно или выступают в роли консультантов, помощников;


- организация контроля (со стороны учителя), самоконтроля (со стороны учащегося). Грамотная организация контроля приучает школьников к дисциплине. Кроме этого ученик видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний. Учитель обязан систематически проверять рабочие тетради, выполненные учеником карточки, творческие работы и т.д.


Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием структуры ЕГЭ, содержания заданий. В 10-11 классе остается текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков и тщательная подготовка к сочинению.


В 10-11 классах рекомендую начинать подготовку по учебно-методическое пособию Н.А. Сениной, так как в нем хорошо подобран необходимый теоретический и практический материал, доступно можно разобрать типичные ошибки, имеются советы. Теория подкреплена тренировочными упражнениями. Затем готовимся к ЕГЭ по учебно-методическим пособиям Ирины Петровны Цыбулько, Галины Тимофеевны Егораевой.


Провожу индивидуальную и коллективную работу, которая включает в себя консультирование «сильных» учащихся, работу по анализу написанных учащимися сочинений (в 11 классе обязательным для учащихся является создание одного сочинения в неделю), работу со слабоуспевающими учащимися.


Таким образом, мною были изложены основные составляющие системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Систематическая работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает ученику преодолеть психологический дискомфорт и получить высокие результаты во время итогового контроля знаний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!