Просмотр содержимого документа
«Система работы с одарёнными детьми»
Система работы с одаренными детьми
Педагог-психолог МОУ СОШ р.п.Турки Андреева Е.А.
Система понятий теории способностей и одаренности
- Способности как устойчивые способы (умственной деятельности .
- Одаренность как характеристика уровня развития способностей ( в сравнении со статистической нормой)
- Задатки как природные предпосылки развития способностей
- Достижения как социально-психологичская характеристика результатов человека в той или иной деятельности
Структура способностей (одаренности)
- Общие способности – специальные способности
- Виды способностей (одаренности): 1. интеллектуальная одаренность, 2. академическая одаренность, 3. социальная одаренность, 4. художественная одаренность, 5. практическая одаренность, 6. психомоторная одаренность (спортивная)
Концепции творческой одаренности
- Концепция Гилфорда
- Концепция Рензулли
- Концепция Торранса
Тесты диагностики творческих способностей
Основные законы развития способностей (одаренности)
Закон 1 . – необходимость биохимического коррелята (выраженных положительных эмоций) для развития любых способностей
Закон 2 . – необходимость повышения уровня оптимальной сложности деятельности
Закон 3 . – высокий ранг ценности развития (саморазвития) в общей системе ценностей личности школьника
Роль потребностей в развитии способностей
- Потребности – «мотор» развития способностей и личности у любого ребенка. «Сформировать» у ребенка ничего нельзя, если у него нет соответствующих потребностей
- Образование ребенка – создание условий, специальной развивающей среды, в которых у ребенка появляется потребность в движении именно в том направлении, которое эта среда задает.
Система основные потребностей одаренных детей и подростков
- Познавательная потребность
- Потребность в интеллектуальной сложности (потребность в повышенной трудности умственной деятельности)
- Потребность в креативности (творческой деятельности)
- Потребность в самовозрастании (самореализации)
Доминантный жизненный проект
- У одаренных детей с высокой потребностью в самовозрастании обнаруживается
- Особый «доминантный жизненный проект», характеризующийся 1) «скошенной» в сторону будущего и сглаженной по отношению к настоящему временной перспективой, 2) повышенной напряженностью и негармоничной конкретизацией целей, относящихся к творческой деятельности в будущем, 3) субъектным отношением к собственному обучению и развитию, 4) стремлением к познанию себя с позиций высоких творческих достижений в будущем.
Источники построения и перестроения ДЖП ребенком, подростком
- Культура в целом
- Книги,
- Рефлексия (интроспекция) – дневники
- Общение со сверстниками (дружба)
- Взрослый как Учитель.
Доминантный жизненный проект как прогноз личностного и творческого развития
Инновационные стратегии развития способностей на основе потребностно-инструментального подхода
Работа с одаренными детьми на основе этого подхода строится в двух направлениях :
1. обсуждение доминантного жизненного проекта , в частности, его: реалистичности, конкретности (особенно для «дальних» целей), соотношение «ближних» и «дальних» целей (соответствие будущей и сегодняшней деятельности), соответствие доминантного проекта творческой и личностной индивидуальности подростка
Инновационные стратегии развития способностей на основе потребностно-инструментального подхода
2. Анализ инструментальной готовности к реализации доминантного жизненного проекта, т.е.
- Наличие произвольной саморегуляции,
- Выявление творческих возможностей,
- Выбор пути профессионального становления
Идея гармоничного развития в противовес идее приоритетов личности
Новые подходы к организации работы с одаренными детьми
Метод развивающего дискомфорта
- Эвстресс и дистресс Г. Селье
- Толерантность к стрессу как условие реализации ДЖП
- Кризисные ситуации как переломные
- Идеология и навыки преодоления стресса (бихевиористический подход)
- Неразрешимые задачи (интеллектуальные и эмоциональные)
Новые подходы к организации работы с одаренными детьми
Метод приоритетного обучения
- Отношение к общей успешности обучения («система козырей» и «санитарная норма»)
- «Козыри» личности: интеллектуальные способности, лидерские качества, эмоциональный интеллект, спортивность
- Приоритеты личности с позиций ДЖП
- Рефлексия интересов и уровня реальных возможностей
Метод приоритетного обучения (продолжение)
- Анализ учебной деятельности с позиций ДЖП («дерево» тем)
- Соотносимость целей, интересов и занятий с позиции ДЖП
Новые подходы к организации работы с одаренными детьми
Метод «Модель научной лаборатории»
- Цель деятельности как основа делового и личностного взаимодействия,
- Формальные и неформальные навыки делового сотрудничества,
- Временное (ситуативное) лидерство
Личностно-развивающая стратегия педагогического взаимодействия предполагает
Метод «Модель научной лаборатории» (продолжение)
- Распределение ролей в деловом коллективе
- Учитель как коллега (подлинное сотрудничество учителя и ученика)
Что дает потребностно-инструментальный подход?
- Новые представления об одаренном ребенке :
- Представление об особой иерархии потребностей, в которой значительное место занимает потребность в самовозрастании (самоактуализации) и другие потребности развития,
- Наличие доминантного жизненного проекта как особого проекта будущей творческой деятельности одаренного ребенка
Что дает потребностно-инструментальный подход?
- Новые подходы к организации работы с одаренными детьми
- Организация работы с одаренным ребенком на основе его потребностей
- Построение всей работы с ребенком с позиций реализации « образа потребного будущего », заложенного в ДЖП
Что дает потребностно-инструментальный подход?
- Новые возможности прогноза развития одаренности , который строится на анализе доминантного жизненного проекта и наличия соответствующих инструментов для его реализации
Благодарю за внимание