СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Система работы с одаренными детьми в условиях районного муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие детской одаренностия является приоритетным напрвлением деятельности РМБУ ДО "Знаменская ДШИ". С этой целью на базе школы искусств создана Система работы с одаренными детьми.

Просмотр содержимого документа
««Система работы с одаренными детьми в условиях районного муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств»»

Е.А. Касторнова


«Система работы с одаренными детьми в условиях районного муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Знаменская Детская школа искусств»



Стратегическим направлением развития дополнительного образования в Знаменском районе становится создание благоприятных условий для формирования высокообразованной, конкурентоспособной личности с этическим отношением к миру, творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, сохраняющей при этом свою уникальность, неповторимость, одаренность в различных сферах искусства. Одаренные дети являют собой бесценное национальное достояние, из которого формируется интеллектуальная элита общества. Они задают направление, определяют темп и масштабы прогресса человечества.

Развитие детской одаренности является приоритетным направлением деятельности РМБУ ДО «Знаменская Детская школа искусств».

С этой целью на базе школы искусств создана собственная Система работы с одаренными детьми, которая включает в себя:

  • отделение раннего общеэстетического развития детей дошкольного возраста (3-5 лет);

  • банк данных одаренных детей;

  • программу работы с одаренными детьми «Будущее начинается сегодня», действующую с 2015 года, которая охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях районного муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств», содержит оценку реального состояния работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей;

  • лабораторию инновационных арт-технологий, которая обеспечивает глубоко специализированное обучение и формирование ранней профессиональной ориентации в определенных областях современного искусства, свободное владение учащимися всевозможными практическими навыками применения новейших мультимедийных арт-технологий и их использование в процессе реализации индивидуальных и совместных учебно-творческих проектов. Учащиеся принимают участие в творческих конкурсах, фестивалях самого разного уровня. Важная роль в образовательной деятельности отводится интегративной проектно-творческой практике, в которой участвуют все учащиеся РМБУ ДО «Знаменская Детская школа искусств».

  • профильный лагерь для одаренных детей «Созвездие талантов»;

  • сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями и учреждениями культуры Знаменского района, а также с высшими и средне-специальными учебными заведениями Тамбовской области, способствующее социализации одаренных детей.

Данная Система не только дает приращение опыта, но и наполняет

работу с одаренными детьми в рамках районного сообщества качественно новым содержанием. Система работы с одаренными детьми РМБУ ДО «Знаменская ДШИ», включающая в себя целый комплекс мер, позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления, поддержки и развития детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.

Творческая одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности талантливых детей. Такие дети уделяют много времени самостоятельным занятиям, тратят колоссальную энергию на упражнения, способствующие достижению мастерства в определенной области искусства. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. Поэтому в качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми педагогическим коллективом школы искусств выдвигается идея создания единого образовательного пространства Знаменского района, представляющего собой целостную систему деятельности, которая будет обеспечивать эффективные условия развития одаренного ребенка в условиях школы искусств, общеобразовательных школ, дошкольных и культурно-просветительных учреждений. Разработанная Система является экспериментальной моделью совместной деятельности преподавателей и администрации школы искусств, средством интеграции усилий образовательных учреждений Знаменского района, заинтересованных ведомств, действующих в интересах развития способностей детей, их таланта и одаренности.

Разработанная в РМБУ ДО «Знаменская ДШИ» Система работы с одаренными детьми позволяет:

  • создать механизм выявления, поддержки и социализации одаренных детей;

  • сформировать банк данных «Одаренные дети»;

  • сформировать системное представление о рассматриваемой проблеме;

  • систематизировать и координировать работу по различным направлениям работы с одаренными детьми;

  • привлечь к работе с одаренными детьми педагогов, работников культуры, научно-исследовательских организаций, творческой интеллигенции, родителей;

  • повысить качество подготовки, переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;

  • обеспечить государственные гарантии одаренным детям при поступлении в профессиональные учебные заведения и трудоустройстве;

  • обеспечить учреждения образования и культуры района специалистами, целенаправленно подготовленными из числа одаренных детей;

  • воспитать новое поколение граждан района, способных обеспечить всестороннее развитие всех сфер жизни общества с учетом новых реалий.

Анализ педагогической практики работы с одаренными детьми школы искусств позволяет сделать вывод и об основных проблемах, препятствующих более качественному осуществлению деятельности по данному направлению:

  • Появились педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включающие возрастную и скрытую одаренность, которые требуют новых подходов и методов в работе с одаренными детьми.

  • Отсутствует система индивидуального медико–социального и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, в особенности с ограниченными возможностями.

  • В высших и средне-специальных учебных заведениях, направленных на обучение будущих преподавателей, на курсах повышения квалификации не ведется целенаправленная подготовка для работы с одаренными детьми, отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по педагогике детской одаренности.

  • В условиях Знаменского района актуальна проблема повышения социального статуса творческой личности, воспитания одаренного ребенка как патриота района.

  • При четкой периодичности проведения отдельных мероприятий по выявлению и поддержке одаренных детей в районе не существует системы долговременной комплексной работы по их выявлению, учету, мониторингу развития и квалифицированному педагогическому сопровождению. Для этого необходимо создание районного Центра работы с одаренными детьми.

Предполагается следующая структура районного Центра работы с одаренными детьми:

1. Исследовательский модуль - разрабатывает и обобщает имеющийся опыт разработки содержания и технологического обеспечения личностно-ориентированного образования, включая информационные образовательные технологии.

2. Школа искусств - стационарное учебное заведение для одаренных детей.

3. Блок дополнительного образования, в работе которого могут участвовать как ученики основного модуля школы искусств, так и выходцы из общеобразовательных школ Знаменского района.

4. "Школа творческой педагогики" - семинар для творчески работающих преподавателей, в рамках которого осуществляется обмен передовым опытом, намечаются планы исследовательской работы на будущее.













Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. В 2 кн. Кн.1. Казанский университет – М.; 2004 г.

  2. Аллай В.В. Исследования проблемы развития творческого потенциала личности // Педагогический журнал, №1 – С-Пб.; 2005 г.

  3. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова - М.; 1998 г.

  4. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.

  5. Волкова Г. В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива. //Завуч, 1999, № 7.

  6. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М.; 1991 г.

  7. Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.

  8. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.; 1971 г.

  9. Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М.;1992 г.

  10. Одаренные дети./ Под ред. Т.В. Бурменского, В.Н. Слуцкой.-М.: Прогресс, 1991 г.

  11. Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности» - М.; 1993 г.

  12. «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина - М; 2000 г.

  13. «Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова - М; 2000 г.

  14. Рабочая концепция одаренности. - М., 1998.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. «Одаренность: дар или испытание» -М.: Знание, 1990 г.

  15. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 1999 г.

  16. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.

  17. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзия и реальность. Книга для учителей и родителей - М.: Просвещение, 1996 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!