СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по развитию мелкой моторики

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
    • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
    • развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
    • произвольное внимание;
    • логическое мышление;
    • зрительное и слуховое восприятие;
    • память, речь детей;
    • умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
  3. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
    • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
    • развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  4. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
    • произвольное внимание;
    • логическое мышление;
    • зрительное и слуховое восприятие;
    • память, речь детей;
    • умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
    • Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
      • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
      • развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
    • Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
      • произвольное внимание;
      • логическое мышление;
      • зрительное и слуховое восприятие;
      • память, речь детей;
      • умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по развитию мелкой моторики»

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ



цели и задачи:

  1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:

    • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    • развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

  2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

    • произвольное внимание;

    • логическое мышление;

    • зрительное и слуховое восприятие;

    • память, речь детей;

    • умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Необходимо использовать в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.

"Пальчиковый игротренинг".

  1. Игры с пальчиками.

  2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

  3. Пальчиковые игры со скороговорками.

  4. Пальчиковые игры со стихами.

  5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

  6. Пальчиковый алфавит.



II. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики.

  1. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой и т.д.

  2. Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.

  3. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).

  4. Конструирование из бумаги - оригами.

III. Развитие графической моторики.

  1. Рисование по трафаретам.

  2. Рисование по фигурным линейкам.

  3. Штриховка.

  4. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

В классе имеется набор счетных палочек на каждого ребенка, дети играют с удовольствием и в свободное время.

При составлении фигурок ставятся различные задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев.

  2. Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры.

  3. Если фигура сделана из разноцветных палочек, то предлагаю сосчитать палочки каждого цвета.

  4. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (Сколько треугольников, прямоугольников, квадратов?).

  5. Сосчитать уголки, входящие в фигуру.

  6. Самому придумать и сложить фигуру.

Кроватка: поставили в спальню мы кроватку, и спать на ней мы будем сладко.

Телевизор: без телевизора скучно, друзья, но долго смотреть телевизор нельзя.

Жук: жук по зеленой травке ползет, дойдет до конца и опять уползет.

Не менее интересно преобразование фигур из спичек, где дети упражняются в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и пратического плана.

Например: переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону.

   

И много других интересных примеров.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением (особенно для логопатов) обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Дети с огромным желанием рисуют пальчиками. Например, "Кисти рябины", "Виноград", "Смородину", и т.д.

Всячески поощрять желание детей рисовать в свободное время и меня не смущают детские каракули, ведь в рисунке ребенок отражает окружающий мир, дают волю воображению. И что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки. Рисуем на песке, на снегу, используя старые фломастеры.

Занятия по лепке с использованием природного материала - составление узоров камешками, семенами растений, фруктов и т. д. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Вся эта работа требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, качеств необходимых для письма. Дети обмениваются бусами, дарят их малышам, надевают куклам. Все это доставляет радость и удовлетворение.

Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. При выполнении штриховки ставили следующие задачи:

  • подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);

  • развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).

Учим детей штриховать:

  • параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, и справа налево;

  • по косым линиям, точками;

  • круговыми линиями, полуовалами;

  • волнистыми линиями, петлями.

Дети принимают условия быстро и легко, как в игре.

  • научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,

  • научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх,

  • проводить линии в различных направлениях,

  • проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии,

  • воспитать умение сосредотачиваться.

Ребенок карандашом или указкой проводит линии в указанном направлении, ищет выход из лабиринтов, обводит рисунки точно по линиям, не отрывая руку от бумаги. "Дорожки", "Дождик", "Парашютисты", "Клубочки" (размотай и замотай), "Нарисуй фигуры" - вокруг маленькой, постепенно увеличивающиеся и наоборот. Чем больше фигур получится, тем лучше.

Задания в прописях помогают развивать логическое мышление, произвольное внимание, воображение, например:

  • "Найди лишнюю фигурку и заштрихуй",

  • раскрась маленькие флажки так, чтобы большой флажок был между синим и желтым, а желтый был рядом с красным,

  • подумай, на что похожа картина и дорисуй ее,

  • Оля стоит справа от стола и слева от стула, которую девочку зовут Олей?

Таким образом, сам процесс подготовки к письму требует от ребенка, физических, моральных, эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки, связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и боле того, на развитии детского организма. Что бы избежать негативных последствий, использую самые разнообразные виды работ с учетом постепенного повышения сложности, что позволяет ребенку без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.

Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. Хочется сказать еще о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений рук.

Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит определенную часть своего времени, занятия на прогулке способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Определив основное направление в работе, постоянно искала новые пути создания такой пространственно - предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, т.е. готовили руки ребенка к письму.

В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками и т.д. В коробочках макеты кросовок, жакетов, дети могут завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Имеется тряпочная кукла - девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки.

В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага, и т.д.

В учебной зоне: пеналы с ручками, карандашами, тетради, счетные палочки, спички, образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам.

Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, геометрические фигуры.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!