«Система работы по формированию культуры здорового питания и культуры поведения за столом в первой младшей группе
(сообщение из опыта работы)
Воспитатель: Баранова Н.Н.
Организация детского питания в ДОО – задача огромной социальной значимости. При этом имеет значение не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. Чем раньше у детей сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте.
Ребенок, приходящий в детский сад, должен быть окружен заботой и вниманием весь день, не исключением является и прием пищи.
В детском саду рацион питания немного отличается от домашнего, так как присутствуют новые блюда, с которыми ребенок раннее не встречался и очень важно правильно его с ними познакомить, научить её не бояться и, в дальнейшем, полюбить. Ещё важной проблемой для детей в детском саду является то, что всё теперь они должны уметь делать самостоятельно, а что не умеют, тому должны научиться.
В нашей группе раннего возраста многие дети имели сложности в самостоятельном приеме пищи. Они были рассеяны, неаккуратны, не умели правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, многие впервые говорили «спасибо» после еды.
Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на нас (воспитателей) ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.
Цели проекта:
- Дать детям первоначальное представление о важности питания для детского организма.
- Формирования знаний детей о вредных и полезных продуктах питания.
- Обогащение представлений у детей о здоровом питании.
- Вовлечение детей и родителей в активную совместную деятельность.
-Закреплять навыки правильного поведения за столом во время еды.
Организация питания в нашей группе проходит в установленном порядке и всегда начинается с подготовки, а именно мытья рук. После мытья рук дети ожидают последнего и все вместе усаживаются за столы. Прием пищи не начинается до того момента, пока все дети не сядут правильно и им не пожелают «приятного аппетита».
Во время приема пищи мы, воспитатель и помощник воспитателя подходим к каждому ребёнку, помогаем им правильно сесть, подвинуть стул, правильно взять ложку, докармливаем, если у ребенка не хватает сил закончить прием пищи самостоятельно. Во время приема пищи мы называем, что едят дети, рассказываем о полезных свойствах того или иного блюда, о важности хорошего питания, учим кушать все. После еды дети говорят «Спасибо», вытирают руки, лицо салфеткой, встают, задвигают за собой стул.
Мы создали в группе предметно-развивающую среду для реализации проекта. Подобрали художественную литературу, наглядный материал, пособия, дидактические игры.
В течении учебного года проводились беседы и НОД по темам: «Витамины с грядки», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?», «Полезные продукты», «О пользе каши», «Польза овощей и фруктов».
Любимые детьми пальчиковые игры и физминутки: «Яблоня в моем саду», «Мы капусту рубим, рубим…», «Мы сегодня в сад пойдем». Разрезные картинки «Овощи и фрукты», «Волшебный мешочек». Дидактические игры: «Из чего готовят компот, суп?», лото «Овощи и фрукты», «Что, чем едят?», «Вредные и полезные продукты для зубов», «Накрой обед», «Испеки колобок».
К концу учебного года детки нашей группы очень полюбили сюжетно-ролевые игры.
Задачи формирования культурно-гигиенических навыков при приеме пищи:
1 младшая группа (2 -3 года)
• сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, есть с хлебом, пользоваться салфеткой после еды (сначала с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул;
• закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть;
• сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».
Воспитание этикета включает широкий круг задач, и для их успешного решения мы рекомендуем использовать целый ряд педагогических методов и приемов с учетом возраста детей:
Прямое обучение
Показ
Упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр
систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним
Позитивный настрой (обращение по именам, похвала)
Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки)
Приучение (по образцу поведения)
Упражнение (повтор определенных действий)
Воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка)
Поощрение (похвала)
Наказание (используется крайне редко - осуждение негативного поступка)
Пример для подражания (наглядный пример)
Примеры из литературы (поступки героев)
Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации)
Для того чтобы навыки детей сформировались быстро и прочно, воспитанникам должно быть интересно, для этого в своей деятельности мы используем следующие формы работ:
Занятия по ознакомлению с окружающим миром. По теме «Посуда», «Семья», «Продукты питания»
Дидактические игры и упражнения. "Угостим кукол чаем", «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол», «Что нужно кукле? »
Художественное слово: потешки, стихи, пословицы, песенки, прибаутки, загадки.
Чтение художественной литературы. Чтение сказки К. Чуковского: «Мойдодыр», «Федорино горе»; русской нар сказки «Лиса и журавль», «Горшочек каши»
Беседы. «Волшебные слова», «Витамины», «Полезные и вредные продукты», «Правильно сидим - правильно едим!»
Создание игровых ситуаций «Обед для кукол», «В гостях».
Работа с родителями
Первостепенную роль при воспитании культуры поведения за столом занимает семья. Основное условие - единство требований со стороны всех взрослых принимающих участие в формировании культуры поведения за столом.
Формы работы с родителями, которые мы используем в своей деятельности:
Консультации для родителей: «Как вести себя за столом, чтобы у ребенка всегда был аппетит и положительные эмоции во время приема пищи.», «Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом.», «Как заставить малыша... кушать?»
Анкетирование родителей
Папки-передвижки «Основы правильного питания», «Культура поведения за столом».
Буклеты: «Застольный этикет для самых маленьких»
Участие в кулинарном флешмобе «Готовим полезный завтрак всей семьёй»
Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие в страну Здорового питания».
В результате проекта дети получили первичную информацию о правильном питании. Проект дал начало очень важному в жизни детей принципу - "правильное питание - залог здоровья". Дети активно принимали участие в беседах, играх и деятельности, связанными с темой проекта. Дети учатся культуре питания.
Важным, в данном проекте, является то, что родители разделяют с детским дошкольным учреждением, информацию о важности правильного питания и активно помогают прививать навыки культуры детям дома. Это все помогает детям быстрее осознать пользу здорового питания. Благодаря всем проведенным мероприятиям, развивается более тесная взаимосвязь ДОО с родителями нашей группы.
4