Система работы над чередующейся гласной в корне слова при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в 9-11 классах
Для того чтобы грамотно писать, необходимо не только знать орфографическое правило, но и уметь находить «опасное» место в слове, то есть распознавать сильную и слабую позицию на месте изученных орфограмм, понимать, какое правило орфографии нужно применить в случае затруднения. Всё это требует особого навыка, который может быть сформирован в результате упорной работы над орфографическим правилом.
Предложенная система упражнений поможет совершенствовать навык правописания слов с чередующейся гласной в корне. Задания выстроены от простого к сложному, что позволяет создать «ситуацию успеха», построить индивидуальный маршрут преодоления затруднения. Работа над орфограммой начинается с тем, изученных 5 классе: «Правописание чередующихся гласных в корне –раст, -ращ, -рос», «Правописание чередующихся гласных в корне –лаг, -лож», «Буквы -е, -и в корнях с чередованием». Также дидактический материал содержит упражнения и по другим темам правописания чередующейся гласной в корне. При постепенном погружении в материал усложняются не только темы, но и сами задания, которые требуют от учащегося выполнения нескольких логических операций: например, вставить нужную букву и распределить слова на группы в зависимости от условия написания или вставить пропущенную букву и подобрать подходящее по смыслу слово. Особую трудность вызывают у учащихся задания, связанные с поиском ошибочного написания слова, а также распознавание графического облика слова среди множества букв. Такие задания на внимание и пространственную ориентировку развивают орфографическую зоркость и вырабатывают практические умения и навыки.
Опыт показывает, что планомерная работа с предложенными типами заданий способствует увеличению словарного запаса, скорости принятия решения, формированию навыка осознанного применения правила орфографии, а следовательно, успешной подготовке к письменному экзамену по русскому языку в 9 и 11 классах.
Упражнения на закрепление правописания корней с чередованием
Задание 1. Корни с чередованием –раст, -ращ, -рос. Вставьте пропущенные буквы:
выр…щивать | водор…сли | отр…слевой |
прор…стать | выр…стить | нар…стание |
выр..сли | р…сток | Р…стов |
нар…стать | р…сла | р…стительность |
р…стение | нар…сли | нар…сла |
пор…сль | взр…слеть | вр…сли |
прир…сли | выр…щенный | р…стовщик |
подр…сла | вр…стать | р…сточек |
отр…сль | возр…стной | повзр…слевший |
прор…щивать | р…стовский | р…стениеводство |
Задание 2. Корни с чередованием –раст, -ращ, -рос; -лаг, _лож. Распредели слова на группы:
Изл…жение, предл…гать, нал…гать, возл…жение, разр…стается, выр…стет, прор…сли, р…сточек, зал…жить, препол…гать, распол…жение, нар…стает, прол…жить, вр…стающий, перер…сли, прил…жение, нал…жение, возл…гаемый, прил…гается, изл…гаемый, выл…жить, подл…жить, прил…гательное, безотл…гательно, отр…слевой, предл…жение, р…сток, р…стовский, отр…стает, перер…сли.
Задание 3. Корни с чередованием типа –бер, - бир. Вставьте пропущенные буквы:
расст…лить | сж…гать | выст…лить |
заст…лю | соб…раешься | нап…рать |
перест…лать | пот…реть | ст…реть |
заж…гать | зап…реть | наб…раю |
прот…раешь | приб…рать | заж…гание |
забл…стели | вып…рает | отм…реть |
нап…рать | бл…стеть | перет…раем |
изб…рать | раст…рать | бл…стательный |
зам…реть | бл…стал | наст…лить |
взб…раемся | прож…гать | заж…галка |
наб…раемый | заж…гающий | перет…раемый |
сж…гающий | изб…ратель | выст…лаемый |
вып…раемый | бл…стящий | заж…гательный |
изб…рательный | ст…ливший | соч…тать |
уп…раться | словосоч…тание | вып…рающий |
Задание 4. Чередование корней -кас, -кос. Найди соответствия, соедини линией букву и слово:
к…сается | | р…стения |
не прик…сайся | | подр…сли |
прик…снуться | | пол…жение |
по к…сательной | А | произр…стать |
прик…сновение | | отр…сль |
к…саемся | | нар…стаемый |
неук…снительно | О | р…стительный |
к…сательная | | прир…стающий |
к…саюсь | | разр…слись |
прик…снулась | | р…стительность |
Задание 5. Корни с чередованием -скак, - скоч. Распредели слова по группам в зависимости от условия выбора гласной в корне. Какие слова оказались «лишними»?
от согласного в корне | от суффикса - а |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
К…снуться, сл…жение, прик…сновение, ск…кать, выл…жу, приск…кать, выск…чить, сосл…гательное, прил…гательное, вл…жение, прир…сти, уск…кать, ск…чок, к…саюсь, распол…гать, безотл…гательный, р…стеньице, зар…сли, отр…сла, прир…щение, наг…р, выск…чка, к…сание, пол…гать, р…стущий, поск…кал, выг…рел, , наск…чить, ск…чкообразный, оз…рение, покл…нился, к…сательная.
Задание 6. Корни с чередованием, которые зависят от ударения –зар, -зор; -гар, - гор; твар, -твор; -клан, -клон. Распредели по группам:
–зар, -зор | -гар, - гор | твар, -твор | -клан, -клон |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Перег…рать, откл…нение, приг…рь, тв…рчество, накл…нение, заг…релый, оз…рение, кл…няться, пог…релец, возг…рание, з…рька, пок…н, заг…рается, вытв…ряет, з…ря, дог…реть, кл…нялся, прекл…нение, приг…рать, подг…рела, заг…р, непрекл…нно, наг…р, скл…няемый, тв…рение, г…рючий, притв…ряется, оз…риться, натв…рить, претв…рение, одухотв…ренность, перег..реть, самовозг…раемый, утв…рь, выг…рь.
Задание 7. Корни с чередованием –мак, -мок, -равн, -ровн. Вставь пропущенные буквы, подбери подходящее по смыслу слово:
решить … | 8. … плащ |
… поверхность | 9. … чёлку |
… местность | 10. широкая … |
разделить … | 11. … землю |
… под дождем | 12.…бумага |
… сухарь в молоко | 13….перо в чернила |
… с колонной | 14…. селёдка |
Слова для справок:
Ур…внение, вым…кнуть, непром…каемый, подр…внять, пор…вну, р…внинная, р…вная, разр…внять, пром…кательная, м…кать, обм…кнуть, пор…вняться, вым…ченная , р…внина.
Задание 8. Вставьте пропущенные буквы. Объясните условия выбора гласной в корне, поставьте знак «+» или «V» в соответствующей графе:
Слова | Выбор гласной с чередованием зависит от: |
| согласного в корне | от суффикса «А» | от ударения | от значения |
водор…сли | | | | |
вск…кивать | | | | |
уп…реться | | | | |
вспом…нать | | | | |
наг…рает | | | | |
приж…гаешь | | | | |
р…сточек | | | | |
пот…рать | | | | |
сж…мать | | | | |
зам…реть | | | | |
к…снешься | | | | |
тв…рение | | | | |
см…нать | | | | |
нам…чить | | | | |
уг…рный | | | | |
оз…рение | | | | |
вым…ченный | | | | |
выч…тание | | | | |
з…рница | | | | |
укл…нчивый | | | | |
ср…внение | | | | |
покл…нение | | | | |
пол…жение | | | | |
обл…гать | | | | |
д…рётся | | | | |
пост…рает | | | | |
водор…сли | | | | |
нач…нать | | | | |
Задание 9. Найдите ошибки в корнях с чередованием, исправьте их, графически объясните правописание гласной в корне с чередованием:
прорасли | укланяться |
скланённый | наклонение |
росточек | соберемся |
отросли | притераемся |
отрасль | зажигательный |
вырощенный | подровнять |
загареть | макать |
пригарает | излагать |
пригарь | положение |
возгорание проклинать протирёт поднемать | догарает наченается прижимается уровень |
Задание 10. Подчеркните слова, в которых есть чередующиеся гласные в корне:
Над краем царила вечная, черная ночь. Гнилые туманы поднимались над болотистою землею и стлались в воздухе. Люди рождались, росли, любили и умирали в сыром мраке.
Однажды звезды на небе горели особенно ярко. Люди толпились на площади и в немом благоговении возносились душою к вечному свету. Вдруг из толпы раздался голос:
— Братья! Как светло и чудно там, в высоких небесных равнинах! А у нас здесь как сыро и мрачно! Томится душа моя, нет ей жизни и воли в вечной тьме. Что до того, что через миллионы лет жизнь наших дальних потомков озарится непреходящим светом?
Поезд подошел к станции, дрогнув, остановился и замер, словно мгновенно погрузился в сон. У ограды, как изваяние, стояли два мужика-извозчика, поджидавшие седоков; они смотрели на поезд, щурясь от солнца, и казалось, будто их загорелые лица застыли в неподвижной улыбке.
— Недавно вот покосил день на барском лугу, — мы его помещику миром убираем за выгон, — так все руки отмахал, посегодня болят.
Начиналось что-то непонятное, раздражающее и давящее своею несообразностью
— Вы этого, господин, не понимаете, — медленно и поучающе произнес он, словно говоря с малым ребенком. — Как на что? Чуть что коснись, — скажем, работы нет, скажем, заболел, стар стал, — куда денешься? На улице помирать? А тут все-таки свой угол; сыт не будешь, так хоть с голоду не помрешь. (В. Вересаев)
Задание 11. Проанализируй слова в таблице. Исправь ошибки, допущенные при распределении слов:
проверяемая гласная в корне слова | непроверяемая гласная в корне слова | корни с чередованием |
аромат | горьковатый | горизонт |
горбатый | пригорок | внимание |
оросительный | лотерея | вращение |
погорелец | полог | зачинатель |
коснутся | пригорать | гарнизон |
огорчение | косить | косой |
озарение | угорелый | усложнение |
дирижёр | периферия | соскочить |
Задание 12. Двигаясь по клеткам горизонтально и вертикально, найди слова с чередованием в корне
а | в | ы | р | а | щ | е | н | н | ы | й | п | и | п | р | и | г | а | р | ь | д |
л | ы | т | о | б | г | о | р | а | с | с | о | р | а | о | щ | о | п | а | л | р |
с | р | а | с | т | а | е | т | с | я | р | р | а | к | п | о | р | о | в | н | у |
р | а | с | т | и | т | е | л | ь | н | о | с | т | ь | а | р | е | н | н | а | г |
а | щ | р | о | т | л | о | ж | к | о | с | н | у | л | с | я | н | е | и | р | а |
в | и | у | ч | н | а | п | и | р | а | т | ь | м | и | р | а | и | я | н | е | р |
н | в | п | е | о | в | о | д | о | р | о | с | л | и | р | а | е | л | а | н | ь |
и | а | о | к | с | е | р | а | с | т | к | а | с | а | т | е | л | ь | н | а | я |
т | т | р | п | о | р | о | с | л | ь | а | б | с | т | е | л | е | т | с | я | р |
ь | ь | п | о | р | о | с | л | и | в | б | л | е | с | т | я | щ | и | й | к | д |
(22 слова)