СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценки достижения планируемых результатов

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности системы оценивания в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Система оценки достижения планируемых результатов»

Понятие Определение понятий 1. Оценка процесс установления соответствия эталону, норме (индивидуальной, статистической, культурной) 2. Отметка способ фиксации результата оценки 3. Оценка базового уровня оценка достижений результатов, планируемых стандартом на уровне «ученик научится» 4. Оценка повышенного уровня оценка достижений, выходящих за рамки базового уровня 5. Система оценки образовательных результатов содержание оценки, критерии, процедуры оценивания, инструментарий, формы представления результатов; условия и границы применения 6.Система оценки достижения планируемых результатов внешняя оценка и внутренняя оценка 7. Внешняя оценка оценка, осуществляемая внешними по отношению к субъекту службами 8. Внутренняя оценка оценка, осуществляемая самим субъектом (обучающимися, педагогом, администрацией) в зависимости от уровня 9. Вычитательная оценка фиксирует пробелы, не предполагает право выбора заданий 10. Накопительная оценка (суммирующая) фиксирует наличие результата, предоставляет право выбора задания 11. Текущая оценка предусматривает оценивание частичного, единичного результата 12. Итоговая оценка осуществляется по окончании изучения курса, темы, уровня обучения Основные компоненты  Современные подходы к системе оценивания  Итоговая и промежуточная аттестации  Оценка личностных, предметных метапредметных результатов  Особенности критериальной системы оценивания в контексте стандартов нового поколения Современные подходы к системе оценивания «Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования» Пояснительная записка к ФГОС Оценка состояния и тенденций и развития системы образования разного уровня Оценка результатов деятельности образовательны х учреждений и педагогических кадров (аккредитация и аттестация) Оценка образователь ных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) Основные цели оценочной деятельности Основной объект системы оценки результатов образования, её содержательная и критериальная база (в соответствии с ФГОС СОО) – требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования Объект оценки результатов деятельности общеобразовательных организаций и работников образования  Планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» всех изучаемых программ Основные процедуры:  аккредитация ОУ  аттестация педагогических кадров Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы с учётом: • результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального); • условий реализации основной образовательной программы; • особенностей контингента обучающихся  мониторинговые исследования разного уровня  ориентация образовательной деятельности на достижение планируемых результатов освоения ООП СОО  обеспечение эффективной обратной связи  управление образовательной деятельностью Декларируемая проблема оценивания в российской школе  Необъективность оценки:  отсутствие четко определенных и заранее известных критериев оценивания  неопределенность системы оценивания при работе учащихся в группах  субъективность оценки  использование оценки в качестве карающей меры за нарушение дисциплины и т.п.  Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок  Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников  Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию Система оценки: «знаниевая» и «деятельностная» парадигмы «ЗНАНИЕВАЯ» Основы кодификатора «ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ» Обязательный минимум (ОМ) • Контроль за освоением ОМ • Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик Предмет оценки Планируемые результаты (ПР) • Ориентация учебного процесса на достижение ПР • Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса учения каждого • Контроль за достижением ПР Освоение всех элементов ОМ Способность к решению разноуровневых учебных задач Основные функции Изменения, обусловленные ФГОС «Знаниевая» парадигма образования Изучение основ наук Системно-деятельностный подход в образовании Развитие УУД на материале основ наук Оценка освоения обязательного минимума содержания образования Оценка степени овладения учебными действиями в соответсвии с изучаемым учебным материалом Изменения, которые привносит переход от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме в практику работы учителя и систему оценки «ЗНАНИЕВАЯ» Ориентация учебного процесса «ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ» Освоение всех элементов обязательного минимума. Работа «по учебнику» «УЧУ ПРЕДМЕТУ» Передача «готового» знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы. Ориентация на уровень восприятия «среднего» учебного. «Предметность» Основы «хороших» технологий Формирование способности к решению разноуровневых учебных задач. Работа «на конечный результат» «УЧУ УЧЕНИКА» Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознание «смыслов» и использование знаний. Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах. Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований. Интеграция, перенос знаний  Вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся  Объект оценки- планируемые результаты  Складывается из промежуточной (внутренняя, совместная, отражает динамику достижений ученика) и итоговой (внешняя, оценивает возможности для продолжения образования)  Комплексный подход к оценке результатов (оценка трех групп результатов)  Уровневый подход  Оценка индивидуальных достижений на основе «метода сложения» Кто оценивает?  Ученик – самооценка  Ученик и учитель в диалоге – совместное оценивание  Внешняя оценка Особенности системы оценки Следуют из принципов оценивания  комплексный подход к оценке результатов образования  оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;  оценка динамики образовательных достижений обучающихся;  сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;  уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;  использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;  использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. В системе оценивания результатов обучающихся используются Внутренняя оценка выставляется самой школой: обучающимися (самооценка, взаимооценка), педагогом, администрацией. Внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах. Субъективные или экспертные методы оценивания: наблюдения, самооценка и самоанализ и др. Объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки. Внешняя - осуществляется внешними по отношению к школе службами  ВПР  Аккредитация ОО  ГИА Внутренняя - осуществляется самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией  Стартовое оценивание  Текущее оценивание  Годовое оценивание  Рубежное оценивание Итоговая оценка (определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся) Компоненты: 1. Результаты промежуточной аттестации (или накопленной оценки) обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной деятельности педагогов и обучающихся и является внутренней оценкой. 2. Результаты итоговой аттестации выпускников, отражающие уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП СОО, необходимых для продолжения образования. Итоговая аттестация осуществляется внешними по отношению к общеобразовательной организации органами и является внешней оценкой. Итоговая оценка освоения ООП СОО Результаты промежуточной аттестации Результаты государственной итоговой аттестации выпускников в рамках урочной и внеурочной деятельности Итоговая оценка по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию Оценка за индивидуальный проект Таблица для промежуточного оценивания Вид промежуточного оценивания Цель и функции Периодичность Методы проверки и оценки Формы оценки Фиксирование результатов Стартовая Текущая Рубежная: - тематическая - четвертная - полугодовая годовая критериальность, основанная на сформулированных в федеральных образовательных стандартах требованиях к оценке планируемых результатов; критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с обучающимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия; уровневый характер оценки, заключающийся в разработке средств контроля с учетом базового и повышенного уровня достижения образовательных результатов; суммирующий подход к оценке; приоритетность самооценки обучающегося, которая должна предшествовать оценке учителя; гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов. внешняя и внутренняя оценка • стартовые диагностические работы на начало учебного года; • стандартизированные письменные и устные работы; • интегрированные контрольные работы; • тематические проверочные (контрольные) работы; • проекты; • практические работы; • творческие работы; • диагностические задания; • самоанализ и самооценка. Их подразделяют на:  Стандартизированные работы (устные, письменные)  Нестадартизированные работы: проекты, творческие работы, продуктивные задания, практические работы, портфолио, самоанализ, самооценка и др. Техники фиксации и оценивания уровня развития умений и достижений школьников  Портфолио  Дневник достижений  Дневник-отчет  Дневник-самооценка  Карта достижений  Матрица учебных достижений  Публичный отчет / открытый экзамен  Индивидуальная образовательная траектория  Папка индивидуального планирования  Оформленный проект Большинство предметов оценивается с использованием выбранной системой оценивания(балльная, накопительная оценка, рейтингово-балльная и другие) Некоторые предметы оцениваются оценкой «зачтено - не зачтено» Критериальная оценка и самооценка достижений обязательна Вид промежуточного оценивания Цель и функции Периодичность Стартовая Диагностика готовности к продолжению обучения Начало учебного года Текущая Проверка и оценка уровня усвоения учебной информации, способов действий Поурочно Рубежная: - тематическая - четвертная - полугодовая Проверка и оценка учебных достижений По итогам темы, четверти, полугодия Годовая Проверка и оценка достижения планируемых результатов обучения В конце учебного года Методы проверки и оценки Формы оценки Фиксирование результатов Диагностические комплексные работы, методики диагностики личностных свойств Педагогическая оценка Самооценка Психодиагностика Рабочий журнал учителя Документация педагогапсихолога Устный опрос, проверочные самостоятельные работы на уроке и дома, учебные ситуации и задания обязательные и на выбор Совместная оценка (ученик и учитель), самооценка, взаимооценка (ученик-ученик) В дневнике обучающегося, в портфолио В классном журнале Проверочные работы, практические работы, проекты, творческие работы (изложения, сочинения, рефераты) Педагогическая оценка, самооценка В классном журнале Ученик имеет возможность улучшить результат Интегрированная к.р., стандартизированный тест, индивидуальный проект Педагогическая оценка, самооценка В классном журнале фиксируется предметные результаты Метапредметные – отметказапроект Особенности: -носит комплексный характер -является неперсонифицированной -не выносится на итоговую аттестацию -фиксирует, прежде всего , достижения Основной объект - сформированность блоков УУД (основ гражданской идентичности, сформированности социальных компетенций и т.д.)  Содержание оценки Объект оценки  Процедуры оценки  совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесс т.е. умение учиться  сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий  а) внутренняя накопленная оценка  б) итоговая оценка Оценка метапредметных результатов Объект оценки:  способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции  способность к сотрудничеству и коммуникации  способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику  способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития  способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии Процедуры оценки достижения метапредметных результатов  защита итогового индивидуального проекта (важен также учет промежуточных результатов, полученных в ходе работы над проектом)  дополнительный источник - результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по предметам учебного плана  В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации  в рамках системы промежуточной аттестации Достижение метапредметных результатов 1.может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий 2.может рассматриваться как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов 3.может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе 4.Как результат выполнения индивидуального проекта. Выносится на итоговую оценку  Типовые задачи  Учебнопознавательные и учебнопрактические задачи  Нестандартизованн ые виды оценивания  Защита проекта Для оценки динамики формирования метапредметных результатов обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы: • стартовой диагностики; • текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; • промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; • текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; • защиты итогового индивидуального проекта. Для оценки регулятивных и коммуникативных УУД могут использоваться адаптированные диагностические методики . (А.Г. Асмолов) портфолио комплексные контрольные работы проект исследовательская работа 1. На этапе рубежного контроля (за полугодие и год) 2. Проводится после изучения основного содержания учебных программ 3. Одну и ту же работу можно использовать на разных предметах (умение работать с текстом ) 4. По итогам обучения в десятом классе и в качестве стартовой в одиннадцатом 5. Заимствованы и из других УМК, адаптированные к применению с учетом концептуальных идей и содержания программ используемого учителем УМК Количество и срок проведения комплексных работ опред еляется образовательной организацией Количество их должно быть оптимальным Каждый обучающийся может быть минимально включен в проектную деятельность как групповую, так и индивидуальную Проекты учитель вправе разрабатывать самостоятельно, а также использовать проекты, рекомендованные методистами и авторами учебников соответствующего учебно-методического комплекта Количество обязательных проектов определяется школьным положением о промежуточной аттестации Портфолио предназначен для:  объективного фиксирования и рефлексивного оценивания индивидуальных достижений  документального подтверждения индивидуальных достижений  Решение об использовании портфеля достижений в рамках системы внутренней оценки принимает образовательное учреждение  Отбор работ для портфеля достижений ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи Портфолио как форма оценки предполагает:  смещение оценки с того, что учащийся не знает и не умеет, на то что он знает и умеет по данной теме и предмету интеграцию количественной и качественной оценок перенос педагогического ударения с оценки на самооценку оценку динамики учебных достижений обучающихся ВУЗы добавляют до 10 баллов за составляющие портфолио (с 2015 года)!!! Особенности: Оценивается динамика Механизм – накопительная система оценки, обязательными составляющими которой являются материалы: -стартовой диагностики; -тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам; -творческих работ, включая учебные исследования и проекты Особенности критериальной системы оценивания в контексте стандартов нового поколения • Оценивание является критериальным • Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся (вырабатываются ими совместно) • Критерии предлагаются ученику перед началом работы. Учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки по формулировкам и по стоимости критериев в технических баллах • Результат оценивается по принципу: достиг, не достиг результата • Критериальное оценивание является одним из важнейших факторов, способствующих формированию положительной мотивации учения, дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения. Появление системы критериального оценивания в школьной практике  Необходимость обновления системы оценивания образовательных результатов  Становление этапов освоения новой системы оценивания  Действия контроля и оценки - необходимые условия личностного роста ученика Критерии оценки результатов  Критерий отражает признак, по которому оценивается результат  Показатель можно рассматривать как частный критерий, расшифровывающий его содержание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!