Система оценивания образовательных достижений детей
в дошкольных учреждениях
Мониторинг – это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.
Мониторинг регламентируется документами:
- Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3
- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (п.4.1.ФГОС ДО).
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (п.4.3.ФГОС ДО).
Мониторинг рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования.
Основная задача – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка и построение индивидуальной траектории его развития.
По результатам педагогической диагностики конструируется образовательный процесс, планируется индивидуальная работа по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.
Мониторинг необходим для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития.
В качестве методов мониторинга в условиях ДОУ используются:
- наблюдение (в спонтанной и специально организованной деятельности);
- беседы;
- анализ продуктов деятельности детей.
Наблюдение за ребенком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время беседы важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», «ты молодец!», «я вижу, у тебя все замечательно получается!».
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи
от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
внутренняя оценка, самооценка Организации;
внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
На уровне ДОО система оценки качества реализации Программы решает задачи:
Повышение качества реализации программы дошкольного образования;
Реализация требований стандарта к структуре, условиям и
целевым ориентирам основной образовательной программы дошкольной организации;
организации в процессе оценки качества программы дошкольного образования;
Задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самой организации;
Создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Система оценки качества дошкольного образования:
сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации основной образовательной программы детского сада в Организации в пяти образовательных областях, определенных Стандартом;
- учитывает образовательные предпочтения удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи ребенка;
- исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы Организации;
- исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;
-способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;
-включает как оценку педагогами Организации собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной организации;
- использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в организации, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.
Педагогический мониторинг в детском саду проводится по методическому пособию, разработанному Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса» - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. Пособие разработано в соответствии с п.3.2.2. ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года и рекомендовано использовать в учреждениях общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной направленности.
Данный мониторинг содержит 5 образовательных областей, что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности, как в группе, так и в дошкольном учреждении в целом.
Система мониторинга двухступенчатая. 1 ступень – оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям, оценивается по пяти бальной системе. 2 – ступень подсчёт итогового показателя по группе и по саду в целом.
От 3,8 и до 5 баллов – норма развития От 2,3 и до 3,7 баллов – средние показатели в развитии социального и/или органического генеза, незначительные трудности организации педагогического процесса. Менее 2,2 балла – выраженное несоответствие развития ребёнка, необходимость корректировки педагогического процесса. Затем переводится в процентное (%) отношение по показателям.