Синквейн как средство развития речи у младших школьников на логопедических занятиях
Проблема развития речи у младших школьников на сегодняшний день является одной из самых актуальных, потому что овладение речевой деятельностью играет значительную роль в жизни каждого человека. Именно поэтому одним из эффективных методов развития речи ребёнка и комплексного воздействия на логопедических занятиях является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Также очень велико значение этого приёма в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, в грамматическом оформлении фразы, в развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Приём синквейна можно включать в логопедическую работу с детьми не нарушая структуры занятия. Данный приём может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Однако, человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейна.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Говорят, что можно еще перевести как «пять вдохновений» или «пять удач».
А еще синквейн: прием развития критического мышления на стадии рефлексии.
Как устроен синквейн?
Синквейн – это стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных. Они дают описание признаков и свойств предмета или объекта.
3 строка – три глагола. Они описывают арактерные действия предмета.
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к данному предмету или объекту.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Синоним к слову в первой строке синквейна или ассоциация к этому слову.
Кто? Что?
Какой? Какой?
Что делает? Что делает? Что делает?
Предложение из четырех слов
Вывод
Кто? Что?
Примеры написания синквейнов:
Береза
Белоствольная, зеленая
Растет, качается, облетает
Хорошо в тени летом.
Дерево
Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно: иметь достаточный словарный запас в рамках темы; владеть: анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет (живой—неживой), слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; научиться правильно понимать и задавать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна с младшими школьниками основывается на той части программы, которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.
При систематической работе уже в конце первого года обучения большинство младших школьников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.
Синквейн можно составлять как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Дети, умеющие писать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему.
Необходимо отметить, что целесообразно использование синквейна: на занятиях для закрепления изученной лексической темы; для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте; на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
При творческом использовании синквейна на логопедических занятиях он воспринимается младшими школьниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Написание синквейна требует от учеников личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование приёма синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а именно, с задержкой психического развития.
Что дает использование такого приема, как написание синквейна, на логопедическом занятии?
Написание синквейна на занятии позволяет:
Активизировать познавательную деятельность в начале урока.
Проверить на любом этапе занятия, умеют ли учащиеся проводить ассоциации.
Быстро сменить способ деятельности на занятии, не уходя от темы.
Провести рефлексию занятия интересно и содержательно.
Закрепить понятия «существительное», «прилагательное», «глагол», «предложение»
Продемонстрировать понимание, оценочные суждения учащихся при подведении итогов занятия.
Обогащать словарный запас.
Подготавливать к пересказу.
Список используемых источников:
1.Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. – Научно-методический журнал «Логопед». - №5 – М., 2005.
2.Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.