СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Символизм. Символ и миф в живописи и музыке.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Символизм. Символ и миф в живописи и музыке.»

На рубеже 19 - 20 веков перед художниками возникают вопросы: Могут ли художники отразить в своем творчестве суть вещей и явлений, дать им «название» ? «удержать в полёте» красоту и гармонию мира? На эти вопросы попробовали дать ответ художники-символисты. «Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире» Символизм – (от греч. symbolon – символ, знак ) – одно из крупнейших направлений в искусстве (литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития в конце XIX – XX веков, 

На рубеже 19 - 20 веков

перед художниками возникают вопросы:

  • Могут ли художники отразить в своем творчестве суть вещей и явлений, дать им «название» ?
  • «удержать в полёте» красоту и гармонию мира?

На эти вопросы попробовали дать ответ художники-символисты.

«Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире»

Символизм – (от греч. symbolon – символ, знак ) – одно из крупнейших направлений в искусстве (литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития в конце XIX – XX веков, 

Символисты, вступая в конфликт с реалистами и натуралистами, сделали попытку постичь внутреннюю тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их «изначальную идею» С романистами у символистов было немало общего: обращение к миру чувственной интуиции, поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве, воспроизведение таинственных картин далекого прошлого (прежде всего Античности и Средневековья)

Символисты, вступая в конфликт с реалистами и натуралистами, сделали попытку постичь внутреннюю тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их «изначальную идею»

С романистами у символистов было немало общего:

  • обращение к миру чувственной интуиции,
  • поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве,
  • воспроизведение таинственных картин далекого прошлого (прежде всего Античности и Средневековья)
Символика означает систематическое использование символов или аллегоричных иллюстраций.  Символика - важный элемент большинства религиозных искусств. Художники-символисты считали:  что живопись должна воссоздавать жизнь каждой души полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений, должна передавать мысли, идеи и чувства. Они писали реальные события, реальных людей, реальные мировые явления, но в метафоричной и наводящей на размышления манере.

Символика означает систематическое использование символов или аллегоричных иллюстраций.

Символика - важный элемент большинства религиозных искусств.

Художники-символисты считали:

что живопись должна воссоздавать жизнь каждой души полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений,

должна передавать мысли, идеи и чувства.

Они писали реальные события, реальных людей, реальные мировые явления, но в метафоричной и наводящей на размышления манере.

"Северная песня"

На пороге вечности

Из истории символизма 18 сентября 1886 Париж. Газета «Фигаро»  Жан Мореас «Манифест символизма» Главные тезисы сводились к тому, что в основе символизма лежит   Идея двойственности мира Искусство призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное Обладая особым внутренним зрением, художник должен «расшифровывать» скрытые значения вещей и явлений, облекать их в осязаемые формы , т.е. «объективировать субъективное»

Из истории символизма

18 сентября 1886

Париж. Газета «Фигаро»

Жан Мореас «Манифест символизма»

Главные тезисы сводились к тому, что в основе символизма лежит

  • Идея двойственности мира
  • Искусство призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное
  • Обладая особым внутренним зрением, художник должен «расшифровывать» скрытые значения вещей и явлений, облекать их в осязаемые формы , т.е. «объективировать субъективное»

Художественные принципы символизма Оно тяготеет к намекам, иносказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грез, фантазий и видений Искусство символизма оперирует метафорами и аллегориями Символ приходится угадывать, опираясь на собственную интуицию и ощущения, его можно истолковать словами, но понять его конечный, истинный смысл невозможно каждое художественное произведение условно, отражает общую картину мира Искусство по природе символично СИМВОЛИЗМ  — существенное свойство мышления человека, устанавливающее связь видимого с невидимым — идеальным представлением о мире. Пользуясь собственными средствами, оно изображает «невидимое посредством видимого»

Художественные принципы символизма

  • Оно тяготеет к намекам, иносказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грез, фантазий и видений
  • Искусство символизма оперирует метафорами и аллегориями
  • Символ приходится угадывать, опираясь на собственную интуицию и ощущения, его можно истолковать словами, но понять его конечный, истинный смысл невозможно

каждое художественное произведение условно, отражает общую картину мира

Искусство по природе символично

СИМВОЛИЗМ  — существенное свойство мышления человека, устанавливающее связь видимого с невидимым — идеальным представлением о мире.

  • Пользуясь собственными средствами, оно изображает «невидимое посредством видимого»
Символизм дал мощный импульс для успешного развития многих видов искусства , и прежде всего поэзии, живописи, театра и музыки. Франция: Германия: Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Одилон Редон  Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Одилон Редон  Арнольд Бёклин, Франц фон Штук Арнольд Бёклин, Франц фон Штук Литва: Микалоюс Чюрлёнис Микалоюс Чюрлёнис Россия: Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов
  • Символизм дал мощный импульс для успешного развития многих видов искусства , и прежде всего поэзии, живописи, театра и музыки.
  • Франция:
  • Германия:
  • Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Одилон Редон
  • Пюви де Шаванн,
  • Гюстав Моро,
  • Одилон Редон
  • Арнольд Бёклин, Франц фон Штук
  • Арнольд Бёклин,
  • Франц фон Штук
  • Литва:
  • Микалоюс Чюрлёнис
  • Микалоюс Чюрлёнис
  • Россия:
  • Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов
  • Михаил Врубель,
  • Виктор Борисов-Мусатов
Темы символистов: Жизнь и смерть Хаос и космос Добро и зло Возвышенное и низменное Историческое прошлое (античная, библейская мифология, фольклор и средневековые легенды) Обращение к миру снов и грез (воспроизводили особенности человеческой психики, ее сокровенные тайны и загадки)

Темы символистов:

  • Жизнь и смерть
  • Хаос и космос
  • Добро и зло
  • Возвышенное и низменное
  • Историческое прошлое (античная, библейская мифология, фольклор и средневековые легенды)
  • Обращение к миру снов и грез (воспроизводили особенности человеческой психики, ее сокровенные тайны и загадки)
Михаил Александрович Врубель  (1856-1910 гг.)

Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг.)

Единство реального и фантастического, символа и мифа Врубель создал новую реальность – прекрасный и трагический мир, способный к развитию, движению и превращениям. В таинственном мире Врубеля живут и действуют мифологические персонажи : «Царевна Лебедь»,  «Муза», «Пан», «Шестикрылый Серафим», «Пророк»,  «Богатырь», «Микула Селянинович», «Снегурочка», «Волхова».

Единство реального и фантастического,

символа и мифа

Врубель создал новую реальность – прекрасный и трагический мир, способный к развитию, движению и превращениям.

В таинственном мире Врубеля живут и действуют мифологические персонажи :

«Царевна Лебедь», «Муза», «Пан», «Шестикрылый Серафим», «Пророк», «Богатырь», «Микула Селянинович», «Снегурочка», «Волхова».

Обыкновенная коряга или пень на его полотнах превращается в неведомое существо («Пан», 1899), причудливыми отблесками зажигают ночной пейзаж ярко-красные цветы чертополоха («К ночи», 1900), загадочная Царевна Лебедь с ликом девы медленно уплывает во тьму ( «Царевна Лебедь», 1900), в неведомом тереме подводного царства обитают дочери морского царя Нептуна («Жемчужина», 1904). Жемчужина К ночи
  • Обыкновенная коряга или пень на его полотнах превращается в неведомое существо («Пан», 1899), причудливыми отблесками зажигают ночной пейзаж ярко-красные цветы чертополоха («К ночи», 1900), загадочная Царевна Лебедь с ликом девы медленно уплывает во тьму ( «Царевна Лебедь», 1900), в неведомом тереме подводного царства обитают дочери морского царя Нептуна («Жемчужина», 1904).

Жемчужина

К ночи

Волхова Снегурочка

Волхова

Снегурочка

Крылатый серафим Богатырь

Крылатый серафим

Богатырь

Демон сидящий В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова. Таким образом, он мог вернуться к давно задуманному образу Демона. В течение многих лет Врубеля влекло к образу Демона: он был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. Несохранившийся киевский “Демон” , судя по отзывам тех, кто его видел, был более жестоким и смятенным, чем “ Демон сидящий” с его сумрачной, но кроткой задумчивостью.

Демон сидящий

В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова. Таким образом, он мог вернуться к давно задуманному образу Демона. В течение многих лет Врубеля влекло к образу Демона: он был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. Несохранившийся киевский “Демон” , судя по отзывам тех, кто его видел, был более жестоким и смятенным, чем Демон сидящий” с его сумрачной, но кроткой задумчивостью.

Летящий демон   Реальность, мечта и воображение переплетены в его полотнах самым невероятным образом. Его живописная манера позволяла усложнять формы, обогащать оттенки, придавать каждому изображению преображающие его свойства.

Летящий демон

Реальность, мечта и воображение переплетены в его полотнах самым невероятным образом. Его живописная манера позволяла усложнять формы, обогащать оттенки, придавать каждому изображению преображающие его свойства.

Демон поверженный 1902 

Демон поверженный 1902 

В картине до жути осязаемо передано то знакомое каждому изумление, которое мы ощущаем в сумерках и ночью, когда из тени выходит живое существо.  Тема природы Сирень

В картине до жути осязаемо передано то знакомое каждому изумление, которое мы ощущаем в сумерках и ночью, когда из тени выходит живое существо. 

Тема природы

Сирень

Портретное творчество По представлениям символистов, душа человека, заключённая в темницу тела, одинока и беспомощна перед лицом рока и смерти. Портрет С. И. Мамонтова

Портретное творчество

По представлениям символистов, душа человека, заключённая в темницу тела, одинока и беспомощна перед лицом рока и смерти.

Портрет С. И. Мамонтова

Символизм в русской живописи «Голубая роза»  – объединение русских художников - символистов, получившее свое имя от выставки, организованной в 1907 в Москве под эгидой журнала «Золотое руно» и его издателя, мецената Н.П.Рябушинского. «Голубая роза», выражала поэтическую мечту о несбыточно-прекрасном .  Ностальгия по прошлому выражается в желании увести зрителя в безвозвратно ушедшее прошлое, в мир старинных полуразрушенных усадеб и тенистых алей парков, на берега заросших рек и искусственных водоемов Виктор  Борисов-Мусатов   (1870-1905 гг.)

Символизм в русской живописи

«Голубая роза»объединение русских художников - символистов, получившее свое имя от выставки, организованной в 1907 в Москве под эгидой журнала «Золотое руно» и его издателя, мецената Н.П.Рябушинского.

«Голубая роза», выражала поэтическую мечту о несбыточно-прекрасном

Ностальгия по прошлому выражается в желании увести зрителя в безвозвратно ушедшее прошлое, в мир старинных полуразрушенных усадеб и тенистых алей парков, на берега заросших рек и искусственных водоемов

Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905 гг.)

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН (1872-1915) Скрябин – один из крупнейших представителей художественной культуры кон. 19 – нач. 20 вв. В творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры.

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН

(1872-1915)

Скрябин – один из крупнейших представителей художественной культуры кон. 19 – нач. 20 вв.

В творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры.

«Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а бесконечного подъёма творческой деятельности, который будет вызван моим искусством».  А.Скрябин.   Главные произведения  А.Н. Скрябина:   * Симфония № 3 «Божественная Поэма»,  * «Поэма Экстаза»,  * «Поэма Огня» («Прометей»),  * концерт для фортепиано с оркестром,  * мазурки, прелюдии, ноктюрны.

«Я хочу не осуществления

чего бы то ни было, а бесконечного подъёма творческой деятельности,

который будет вызван моим искусством».

А.Скрябин.

Главные произведения

А.Н. Скрябина:

* Симфония № 3 «Божественная Поэма»,

* «Поэма Экстаза»,

* «Поэма Огня» («Прометей»),

* концерт для фортепиано с оркестром,

* мазурки, прелюдии, ноктюрны.

«Поэма экстаза» 1905-1908  «Композиция 7» В. В. Кандинский «Композиция 5» 1911  «Маленькие радости» 1913

«Поэма экстаза» 1905-1908

«Композиция 7»

В. В. Кандинский

«Композиция 5» 1911

«Маленькие радости» 1913

Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и утончённая одухотворённая лирика.

Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и утончённая одухотворённая лирика.

«Иду сказать людям, что горевать – не о чём, что утрат нет. Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его».   А.Скрябин. «…Спят разрушительные силы Хаоса. К ним взывает властный, повелевающий голос. Пробуждаются спящие силы. Рождается противоборство. Вспыхивают огни, сочетаются в пламя. Великий небывалый пожар!» Исполнение «Прометея» при участии А.Н.Скрябина

«Иду сказать людям, что горевать – не о чём, что утрат нет. Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его».

А.Скрябин.

«…Спят разрушительные силы Хаоса. К ним взывает властный, повелевающий голос. Пробуждаются спящие силы. Рождается противоборство. Вспыхивают огни, сочетаются в пламя. Великий небывалый пожар!»

Исполнение «Прометея» при участии А.Н.Скрябина

«Философ-поэт-музыкант»

«Философ-поэт-музыкант»

Кабинет композитора

Кабинет композитора

Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и симфоническую музыку 20 в. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей . Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и симфоническую музыку 20 в. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей .  Гостиная в доме-музее А.Н.Скрябина

Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и симфоническую музыку 20 в.

Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей .

  • Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и симфоническую музыку 20 в. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей .

Гостиная в доме-музее

А.Н.Скрябина

«Я так счастлив, что если б я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной. Я жить хочу! Я хочу нового, неизведанного. Я хочу творить. Я хочу свободно творить. Я хочу сознательно творить. Жизнь – деятельность, стремление, борьба».   А.Скрябин.

«Я так счастлив, что если б я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной.

Я жить хочу! Я хочу нового, неизведанного.

Я хочу творить. Я хочу свободно творить. Я хочу сознательно творить.

Жизнь – деятельность, стремление, борьба».

А.Скрябин.

Символизм упорно искал в своей среде героя, который сумел бы слить жизнь и творчество воедино. Задание на дом Подготовить рассказ (по группам) 1 – фовизм 2 – кубизм 3 - сюрреализм

Символизм упорно искал в своей среде героя, который сумел бы слить жизнь и творчество воедино.

Задание на дом

Подготовить рассказ

(по группам)

1 – фовизм

2 – кубизм

3 - сюрреализм


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!