На рубеже 19 - 20 веков
перед художниками возникают вопросы:
- Могут ли художники отразить в своем творчестве суть вещей и явлений, дать им «название» ?
- «удержать в полёте» красоту и гармонию мира?
На эти вопросы попробовали дать ответ художники-символисты.
«Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире»
Символизм – (от греч. symbolon – символ, знак ) – одно из крупнейших направлений в искусстве (литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития в конце XIX – XX веков,
Символисты, вступая в конфликт с реалистами и натуралистами, сделали попытку постичь внутреннюю тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их «изначальную идею»
С романистами у символистов было немало общего:
- обращение к миру чувственной интуиции,
- поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве,
- воспроизведение таинственных картин далекого прошлого (прежде всего Античности и Средневековья)
Символика означает систематическое использование символов или аллегоричных иллюстраций.
Символика - важный элемент большинства религиозных искусств.
Художники-символисты считали:
что живопись должна воссоздавать жизнь каждой души полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений,
должна передавать мысли, идеи и чувства.
Они писали реальные события, реальных людей, реальные мировые явления, но в метафоричной и наводящей на размышления манере.
"Северная песня"
На пороге вечности
Из истории символизма
18 сентября 1886
Париж. Газета «Фигаро»
Жан Мореас «Манифест символизма»
Главные тезисы сводились к тому, что в основе символизма лежит
- Искусство призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное
- Обладая особым внутренним зрением, художник должен «расшифровывать» скрытые значения вещей и явлений, облекать их в осязаемые формы , т.е. «объективировать субъективное»
Художественные принципы символизма
- Оно тяготеет к намекам, иносказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грез, фантазий и видений
- Искусство символизма оперирует метафорами и аллегориями
- Символ приходится угадывать, опираясь на собственную интуицию и ощущения, его можно истолковать словами, но понять его конечный, истинный смысл невозможно
каждое художественное произведение условно, отражает общую картину мира
Искусство по природе символично
СИМВОЛИЗМ — существенное свойство мышления человека, устанавливающее связь видимого с невидимым — идеальным представлением о мире.
- Пользуясь собственными средствами, оно изображает «невидимое посредством видимого»
- Символизм дал мощный импульс для успешного развития многих видов искусства , и прежде всего поэзии, живописи, театра и музыки.
- Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Одилон Редон
- Пюви де Шаванн,
- Гюстав Моро,
- Одилон Редон
- Арнольд Бёклин, Франц фон Штук
- Арнольд Бёклин,
- Франц фон Штук
- Микалоюс Чюрлёнис
- Микалоюс Чюрлёнис
- Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов
- Михаил Врубель,
- Виктор Борисов-Мусатов
Темы символистов:
- Жизнь и смерть
- Хаос и космос
- Добро и зло
- Возвышенное и низменное
- Историческое прошлое (античная, библейская мифология, фольклор и средневековые легенды)
- Обращение к миру снов и грез (воспроизводили особенности человеческой психики, ее сокровенные тайны и загадки)
Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг.)
Единство реального и фантастического,
символа и мифа
Врубель создал новую реальность – прекрасный и трагический мир, способный к развитию, движению и превращениям.
В таинственном мире Врубеля живут и действуют мифологические персонажи :
«Царевна Лебедь», «Муза», «Пан», «Шестикрылый Серафим», «Пророк», «Богатырь», «Микула Селянинович», «Снегурочка», «Волхова».
- Обыкновенная коряга или пень на его полотнах превращается в неведомое существо («Пан», 1899), причудливыми отблесками зажигают ночной пейзаж ярко-красные цветы чертополоха («К ночи», 1900), загадочная Царевна Лебедь с ликом девы медленно уплывает во тьму ( «Царевна Лебедь», 1900), в неведомом тереме подводного царства обитают дочери морского царя Нептуна («Жемчужина», 1904).
Жемчужина
К ночи
Волхова
Снегурочка
Крылатый серафим
Богатырь
Демон сидящий
В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова. Таким образом, он мог вернуться к давно задуманному образу Демона. В течение многих лет Врубеля влекло к образу Демона: он был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. Несохранившийся киевский “Демон” , судя по отзывам тех, кто его видел, был более жестоким и смятенным, чем “ Демон сидящий” с его сумрачной, но кроткой задумчивостью.
Летящий демон
Реальность, мечта и воображение переплетены в его полотнах самым невероятным образом. Его живописная манера позволяла усложнять формы, обогащать оттенки, придавать каждому изображению преображающие его свойства.
Демон поверженный 1902
В картине до жути осязаемо передано то знакомое каждому изумление, которое мы ощущаем в сумерках и ночью, когда из тени выходит живое существо.
Тема природы
Сирень
Портретное творчество
По представлениям символистов, душа человека, заключённая в темницу тела, одинока и беспомощна перед лицом рока и смерти.
Портрет С. И. Мамонтова
Символизм в русской живописи
«Голубая роза» – объединение русских художников - символистов, получившее свое имя от выставки, организованной в 1907 в Москве под эгидой журнала «Золотое руно» и его издателя, мецената Н.П.Рябушинского.
«Голубая роза», выражала поэтическую мечту о несбыточно-прекрасном .
Ностальгия по прошлому выражается в желании увести зрителя в безвозвратно ушедшее прошлое, в мир старинных полуразрушенных усадеб и тенистых алей парков, на берега заросших рек и искусственных водоемов
Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905 гг.)
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН
(1872-1915)
Скрябин – один из крупнейших представителей художественной культуры кон. 19 – нач. 20 вв.
В творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры.
«Я хочу не осуществления
чего бы то ни было, а бесконечного подъёма творческой деятельности,
который будет вызван моим искусством».
А.Скрябин.
Главные произведения
А.Н. Скрябина:
* Симфония № 3 «Божественная Поэма»,
* «Поэма Экстаза»,
* «Поэма Огня» («Прометей»),
* концерт для фортепиано с оркестром,
* мазурки, прелюдии, ноктюрны.
«Поэма экстаза» 1905-1908
«Композиция 7»
В. В. Кандинский
«Композиция 5» 1911
«Маленькие радости» 1913
Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и утончённая одухотворённая лирика.
«Иду сказать людям, что горевать – не о чём, что утрат нет. Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его».
А.Скрябин.
«…Спят разрушительные силы Хаоса. К ним взывает властный, повелевающий голос. Пробуждаются спящие силы. Рождается противоборство. Вспыхивают огни, сочетаются в пламя. Великий небывалый пожар!»
Исполнение «Прометея» при участии А.Н.Скрябина
«Философ-поэт-музыкант»
Кабинет композитора
Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и симфоническую музыку 20 в.
Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей .
- Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и симфоническую музыку 20 в. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей .
Гостиная в доме-музее
А.Н.Скрябина
«Я так счастлив, что если б я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной.
Я жить хочу! Я хочу нового, неизведанного.
Я хочу творить. Я хочу свободно творить. Я хочу сознательно творить.
Жизнь – деятельность, стремление, борьба».
А.Скрябин.
Символизм упорно искал в своей среде героя, который сумел бы слить жизнь и творчество воедино.
Задание на дом
Подготовить рассказ
(по группам)
1 – фовизм
2 – кубизм
3 - сюрреализм