СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Симфонический оркестр"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по учебному предмету "Слушание музыки".

Просмотр содержимого документа
«"Симфонический оркестр"»

Урок по учебному предмету: «Слушание музыки»

с учащимися 3 класса дополнительной общеобразовательной

предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», «Музыкальный фольклор»

Тема урока: «Симфонический оркестр».

Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.

Форма урока: Групповой.

Цель: Закрепить и обобщить у учащихся знания о симфоническом оркестре, а также музыкальных инструментах, входящих в его состав, особенностями их тембров, в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Задачи урока:

Обучающие

  • Закрепить и систематизировать знания о видах оркестров, музыкальных инструментах.

  • Усвоить особенности симфонического оркестра.

  • Закрепить в слуховом сознании обучающихся тембры инструментов симфонического оркестра.

  • Раскрыть связь музыкального образа с тембровой окраской мелодии и гармонии произведений.

  • Закрепить умение самостоятельно воспроизводить заданный ритмический рисунок.

Развивающие

  • Обогатить словарный запас детей музыкальными терминами (симфонический оркестр, виолончель, контрабас и т.д.).

  • Развивать тембровый и звуковысотный слух в процессе слушания музыки.

  • Развивать слуховое внимание, музыкальную память, чувство ритма.

  • Развивать умение анализировать и систематизировать изученный материал, грамотно выражать свои мысли.

  • Развивать способность эмоционально откликаться на музыку.

Воспитательные

  • Пробудить активный интерес к классической музыке, расширить общий кругозор детей.

  • Воспитывать любовь к музыке на примере лучших образцов музыкального искусства.

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно и в составе команды.

  • Воспитывать активность, доброжелательное отношение друг к другу.

Методы реализации поставленных задач:

- объяснительно-иллюстративный,

- частично-поисковый,

- игровой.

Приемы обучения:

- словесный,

- наглядный,

- практический.

Оборудование и оформление:

- интерактивная доска, проектор, ноутбук, колонки, телевизор, презентация, флеш-накопитель;

- интерактивные пособия: «Сольфеджио 3 класс», «Оркестр» (Издательство «Музыка»); «Интервалы», «Составь мелодию»;

- доска, магниты;

- музыкальные инструменты: фортепиано, флейта, ноты.

- портреты композиторов: П.И.Чайковский, Й.Гайдн, Н.Паганини, К.Сен-Санс.

Музыкальный материал:

  • П.И.Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

  • А.Петров. «Гусарский марш».

  • Р.Глиэр. «Гимн Великому Городу» из балета «Медный всадник».

  • С.Гертрудович. «Заиграйка».

  • И.С.Бах. Ария.

  • А Тихонов. «Наигрыш».

  • Р.Паулс. «Джазовые Экспрессии».

  • Н.Паганини. Каприс №1.

  • К.Сен-Санс. «Слон» из цикла «Карнавал животных».

  • С.С.Прокофьев. «Петя и волк», тема волка.

  • З.Кротил. Концертная пьеса для ксилофона с оркестром.

  • О.Ортман. «Две трубы».

  • Й.Гайдн. Симфония №103, 4 часть.

Межпредметные связи: Сольфеджио.

Ожидаемые результаты: Повышение мотивации к изучению учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио».


ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный этап.

  2. Ведение в тему урока.

  3. Беседа по изученному материалу (виды оркестров).

4. Работа по теме урока «Симфонический оркестр»:

  • Струнно-смычковая группа инструментов.

  • Деревянно-духовая группа инструментов. Музыкальный диктант.

  • Медно-духовая группа инструментов. Слуховой анализ интервалов.

  • Ударная группа инструментов. Ритмические упражнения.

5.Тестовые задания.

6. Подведение итогов урока.


ХОД УРОКА:

(ФОТО 1 - урок по слушанию музыки)

Звучит фрагмент симфонической музыки – «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (аудиозапись).

1.Организационный момент:

Преподаватель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости нашего урока! Я очень рада вас видеть.

Сегодня у нас состоится открытый урок по учебному предмету «Слушание музыки» с учащимися 3 класса дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства.

- Ребята, мы начали наш сегодняшний урок с прекрасной музыки, которая считается одной из красивейших на нашей планете, а вам она знакома? (да/нет)

- Это произведение называется «Вальс цветов», а чтобы узнать, кто его написал, я хочу загадать вам загадку (если догадаетесь раньше, чем я дочитаю её до конца – просто поднимите руку для ответа):

Он родился на Урале,

Вундеркиндом называли.

На рояле он играл,

Выступал и сочинял.

Для любителей природы есть альбом - «Времена года».

Для детей – «Детский альбом».

И Щелкунчик, и Одетта

Нам известны из балетов.

Девять опер сочинил,

Потому он людям мил.

Всюду – в области Ростовской,

И во Брянской, и в Московской

Знают это…

Петр Ильич Чайковский  (предположительный ответ учащихся).

Преп.: Да, это произведение принадлежит перу великого русского композитора – гениальному Петру Ильичу Чайковскому (ФОТО 2 – Чайковский П.И. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).

- Ребята, а в чьём исполнении прозвучало это произведение? Солиста, ансамбля или оркестра? СЛАЙД 1

Учащиеся: В исполнении оркестра (дети отвечают, используя интерактивное пособие – слайд 1)

Преп.: Правильно! В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание оркестра и не узнал бы его. Вы со мной согласны? Начиная с первого класса, мы с вами неоднократно слушали музыкальные произведения, написанные разными композиторами. Одни из них исполнялись отдельными инструментами (соло), другие – оркестром.

Ребята, кто-нибудь из вас сможет объяснить, что такое оркестр? (Ребята, помогите, пожалуйста, разобраться – что такое оркестр?)

Уч.:

- Оркестр - это коллектив музыкантов, которые все вместе играют на различных музыкальных инструментах.

- Это коллектив, состоящий из 12 и более музыкантов. (Дети высказывают свои ответы, а затем просматривают и размещают по местам иллюстрации на СЛАЙД 2 интерактивного пособия).

Преп.: Как вы думаете, а давно ли появились оркестры?

Уч.: Оркестры появились достаточно давно, ещё в 17-18 веках.

Преп.: Само слово «оркестр» появилось намного раньше, чем тот оркестр, о котором мы сегодня говорим. Давным-давно в древней Греции (еще до нашей эры) «оркестром» называли полукруглую площадку перед сценой, на которой размещался хор (ФОТО 3). Позднее словом «оркестр» стали называть комнату в театре, где размещались музыканты (ФОТО 4), а сейчас оркестром называют коллектив музыкантов, который исполняет музыкальное произведение (вернемся к слайду 2).

- Ребята, а какие бывают оркестры? У меня для вас есть подсказка – слайд, но мне кажется, на нем показаны не все существующие оркестры? СЛАЙД 3 (на слайде представлены только симфонический и духовой).


Учащиеся перечисляют виды оркестров: духовой, народный, эстрадно-джазовый, симфонический, роговый и рассматривают фото с их изображением (ФОТО 5дух., 6нар.детский, 7нар.преп., 8эстр-дж., 9симф., 10рог.).


Преп.: рассмотрев все фотографии, скажите, чем же оркестры отличаются друг от друга? (ФОТО 11 общее – все оркестры).

Уч.: Составом музыкальных инструментов: в духовой оркестр входят только духовые инструменты, в народный – народные и т.д.

Преп.: Скажите, ребята, а можно ли не видя самого оркестра и исполнителей, узнать его по звучанию?

Уч.: Да, каждый из оркестров имеет свое неповторимое звучание, которое складывается из сочетания тембров тех или иных инструментов.

Преп.: Проверим ваши знания: определите вид оркестра по звучанию. (Звучат фрагменты музыкальных произведений в исполнении различных оркестров)- аудионарезка.


Преп.: Так, ребята, а в исполнении какого оркестра прозвучало произведение «Вальс цветов» П.И. Чайковского, которое мы слышали в начале урока?

Уч.: В исполнении симфонического оркестра.

Преп.: Правильно! Существуют разные виды оркестров, но особую роль, конечно же, занимает симфонический оркестр. СЛАЙД 4

- Ребята, а что мы знаем о симфоническом оркестре? Почему он называется симфоническим? Почему занимает, как говорят, особую роль среди всех оркестров?

Уч.: Симфоническим оркестром называют большой коллектив от 40 до 100 (или даже 120) музыкантов, которые исполняют симфонические музыкальные произведения. Название «симфонический» - произошло от названия крупного музыкального жанра – симфония, который появился в 18 веке.


- Особую роль он занимает из-за большого количества разных музыкальных инструментов, с разными голосами – тембрами. Симфонический оркестр дает композитору больше возможностей для творчества, а нам, слушателям, дарит яркое и сильное звучание.

Преп.: Кто является основателем симфонического оркестра?

Уч.: Основателем симфонического оркестра является Йозеф Гайдн - австрийский композитор, венский классик (ФОТО 12 - Й.Гайдн).

Преп.: Почему его называют венским классиком?

Уч.: Потому, что жизнь и творчество композитора протекала в столице Австрии - Вене. Йозеф Гайдн стал основателем классицизма и новых классических музыкальных форм. (ФОТО 13 - Вена).

Преп.: Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр?

Уч.: Музыка, созданная ранее, была рассчитана на малый зал, т.е. камерное звучание. Так как, Й. Гайдну нужны были новые краски в своих произведениях, он решил попробовать объединить инструменты, и строго высчитал их количество, так как сила звука у каждого инструмента разная. Теперь симфонические оркестры выступают в больших залах.

Преп.: ребята, давайте сегодня для наших гостей раскроем тайны симфонического оркестра. Ведь именно так сегодня и звучит тема нашего урока: «Симфонический оркестр». (ФОТО14 - тема урока).


Преп.: В симфоническом оркестре

Инструментов много музыкальных,

Голос каждого – особый, уникальный.

Музыканты долго думали: “Как быть?”

И решили всех по группам разделить.

Чтоб не путались в оркестре никогда

И садились сразу на свои места.

- Какие инструменты входят в состав этого оркестра и что же это за группы?


Уч.: В состав симфонического оркестра входит огромное количество разных музыкальных инструментов, и делятся они на четыре группы:

струнно-смычковую, деревянно-духовую, медно-духовую и ударную.

Преп.: Первая группа симфонического оркестра - это струнно-смычковая.

Уч.: В эту группу входят: скрипка, альт, виолончель, контрабас СЛАЙД 5

Струнно-смычковые музыкальные инструменты — это группа музыкальных инструментов, где звук извлекается при помощи ведения смычка по струнам. Источник звука у всех инструментов — струны, которые резонируют с корпусом инструмента и передают колебания. Звукоизвлечение производится смычком или пальцами.

Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра. Представит нам данную группу – скрипка. Сейчас мы услышим отрывок произведения Никколо Паганини.

Слушание скрипки. Паганини Н. – Каприс №1 Ми мажор.



(ФОТО 15) (Знаменитый скрипач Никколо Паганини», обладал каким-то сверхъестественным талантом. В мире и до него, и после были очень одарённые музыканты, но никому из них не удалось даже приблизиться по уровню мастерства к этому итальянскому маэстро, который поражал всех своих современников. Николо Паганини изобрел массу эффектов, сложных пассажей, которые, кроме него, никто не мог повторить. Он играл сложные произведения на двух и даже на одной струне. Существует легенда, что Паганини начал играть на одной струне, после того, как его недоброжелатели перед концертом подпилили все остальные струны на скрипке. На самом деле, эту идею подсказала музыканту одна его поклонница, чтобы таким образом удивить или даже шокировать публику своими возможностями и талантом).

(ФОТО 16) (Камиль Сен-Санс - выдающийся французский композитор. Он обладал многими талантами и был весьма одарённой личностью - являлся автором философский статей, писал стихи, сочинял музыку, прекрасно рисовал (особенно удавались ему карикатуры). В общем, юмор и ирония сопровождали композитора всю его жизнь. С юмором был написан и цикл пьес «Карнавал животных». Композиция «Большая зоологическая фантазия», как называл ее сам Сен-Санс, покорила весь мир, несмотря на то, что поначалу Сен-Санс лично запретил печатать ноты «Карнавала животных» во всех издательствах, чтобы не "прославиться автором глупых музыкальных произведений". Однако судьба приготовила для этого шедевра композитора вечное бессмертие).

Внимание, задание! Лучше познакомиться и запомнить инструменты струнно-смычковой группы нам поможет следующее задание.

Прослушайте небольшой музыкальный пример и определите, какой инструмент солирует. (Интерактивное пособие – «Весенняя песня»).


Уч.: Солирует скрипка - инструмент струнно-смычковой группы с самым высоким тембром (почему не труба? – (образ)).

Интонирование.


Преп.: Вторая группа инструментов – деревянно-духовая.

Уч.: В эту группу входят: флейта, гобой, кларнет, фагот. СЛАЙД 6

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.


Внимание, следующее задание!


Ребята, перед вами на доске записана небольшая мелодия, но, как вы видите, она

«с пропусками». Чтобы заполнить данные пропуски в мелодии вам поможет инструмент из деревянно-духовой группы оркестра и исполнитель на нем – Наталья Михайловна Торопова. Определите инструмент по внешнему виду.

Уч.: Флейта.

Диктант «с пропусками».


Преп.: Третья группа инструментов симфонического оркестра – медно-духовая.

Уч.: В эту группу входят: труба, тромбон, валторна, туба. СЛАЙД 7

Наименование «медные» исторически восходит к материалу, из которого изготавливались эти инструменты, в наше время для их изготовления помимо меди нередко используется латунь, реже серебро.


Внимание, задание!

Узнать лучше эту группу инструментов нам поможет инструмент, который лучше всех в мире исполняет «золотой ход». Это?


Уч.: Валторна.

Преп.: Да, ребята, «золотой ход валторн», как его называют. Интересно, почему он получил такое название?

Уч.: Золотой ход валторн – это последовательность из трёх гармонических интервалов, а именно:

сексты (малой или большой),

квинты (чистой)

и терции (малой или большой).

Преп.: Золотым ходом валторн эту последовательность называют потому, что часто исполнить этот оборот в оркестре поручают именно валторнам. И это не случайно. Дело в том, что по звучанию «золотой ход валторн» напоминает сигналы охотничьего рога. И валторна, как раз, берёт своё происхождение от этих охотничьих труб.

Название этого медного духового музыкального инструмента образовано от двух немецких слов: wald horn, которые в переводе означают «лесной рог».

Золотой ход валторн можно встретить в самых разных музыкальных произведениях, не всегда это могут быть сочинения для оркестра. Этот «ход» может звучать и в исполнении других инструментов, но даже в этом случае его принято называть валторновым ходом. Исполнить пьесу О.Ортмана «Две трубы».


Внимание, задание!

Для того, чтобы научиться хорошо узнавать данный ход в музыке, мы с вами, ребята, выполним следующее упражнение – слуховой анализ.

Сегодня он будет состоять из интервалов, которые входят в состав этого хода – сексты (большую или малую), чистую квинту, терции (большую или малую)). (Интерактивное пособие - тренажер).


Преп.: Четвертая группа инструментов – ударная.

Уч.: В четвертую входят инструменты ударной группы: треугольник, литавры, барабаны, ксилофон и др. СЛАЙД 8

Ударные музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской. Это самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.


Ударные инструменты бывают с определённой высотой звучания, которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда. К таким инструментам относятся литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики и ряд других.

Ударные инструменты бывают с неопределённой высотой звучания, которые не имеют настройки на определённые звуки. Среди этих инструментов — большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие.


Преп.: Из всех представленных ударных инструментов, сегодня мы послушаем удивительный тембр ксилофона.


Слушание ксилофона. Кротил З. – Концертная пьеса для ксилофона с оркестром.


Внимание, задание!

Для того, чтобы играть на инструментах ударной группы необходимо развивать чувство ритма. В этом нам помогают ритмические упражнения.

Ритм – важное выразительное средство в музыке. Это чередование длинных и коротких звуков и пауз в музыке, то что мы можем прохлопать. Бывает - острый, пунктирный, маршевый, танцевальный, ровный, плавный и т.д.


Ритмические упражнения из пособия «Сольфеджио» 3 класс.


Преп.: Группа дополнительных инструментов – арфа и рояль. СЛАЙД 9



Музыкальная викторина.

Преп.: Сейчас вы, ребята, будете прослушивать фрагменты музыкальных произведений, ваша задача отгадать, какой инструмент звучит. Готовы?

СЛАЙД 11

Обобщающая часть урока.

Преп.: Ребята, цель нашего урока была обобщить знания о симфоническом оркестре: на какие группы инструментов он делится, послушать звучание некоторых из них. Мы достигли нашей цели? (Да)


А сейчас, я, как дирижер не симфонического оркестра, а класса объявляю, что наш урок окончен, выполнен план.

Спасибо ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.


И в финале урока, завершающим аккордом, прозвучит отрывок 103-ей симфонии Йозефа Гайдна с «золотым ходом валторн».

Всем спасибо за урок!



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!