Просмотр содержимого документа
«"Силуэт" 7 класс»
г. Воронеж МБОУ СОШ №72 им. Ю.В.Лукьянчикова
Силуэт
7 класс
Учитель ИЗО Торопцева О.И.
Силуэт — плоскостное однотонное изображение профилей фигур и предметов.
Силуэты известные в Древнем Китае, Японии и других странах Азии с давних пор (так называемые китайские тени), проникли в Европу из Китая , прежде всего во Францию, где в половине XVIII столетия сильно распространилась мода на силуэтные портреты.
В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII в. во Франции. Оно очень быстро распространилось по всей Европе. Именно во Франции утвердилось и само название «силуэт» - по имени королевского контролера над финансами Этьенна Силуэта (1709 - 1767), увлекавшегося на досуге вырезанием из черной бумаги маленьких фигур.
Силуэтные портреты проще и дешевле живописных, поэтому получили быстрое и повсеместное распространение.
Силуэты в рамках украшали стены кабинетов и гостиных. Силуэты рисовали в альбомы знатных дам. Силуэты носили в медальонах на груди.
В России силуэт появился в середине XVIII века. Это были небольшие портреты сподвижников Петра I и екатерининских вельмож. Одно из первых силуэтных изображений принадлежит крупнейшему русскому скульптору Ф.И.Шубину (1740 - 1805). Это портрет неизвестной молодой женщины, выполненный черной тушью на золотом фоне.
Во второй половине XVIII века в России работали два известных мастера силуэтного искусства, завоевавшие европейскую славу. Французский художник Ф. Г. Сидо вырезал из бумаги около 200 силуэтных портретов придворных Екатерины II , а придворный силуэтный портретист Иоганн Фридрих Антинг работал пером и тушью. Вырезанные из бумаги силуэты вклеивались в гравированные орнаментальные рамки.
И.Ф. Антинг.
Учёный Разумовский С.Я.
Ф. Сидо Папа римский Пий VI
Ф. Сидо Император Пруссии
Фридрих Великий
Силуэтные изображения входят в моду в начале 19 века. Их создают не только профессиональные художники, но и многочисленные любители. В это время расширяется тематика силуэтного искусства: начинают появляться силуэты на исторические, бытовые и батальные темы. Один из крупнейших и своеобразных мастеров силуэта в России в первой половине XIX века был графа Ф.П.Толстого.
Раньше художники, работавшие в технике силуэта, занимались портретом
Ф. П. Толстой же преимущественно работал с батальными эпизодами и сценами
из народной жизни. Это были, как правило, сложные, многофигурные композиции.
Техника исполнения силуэтов была очень различна: их рисовали тушью, вырезали из бумаги, иногда гравировали на дереве, а с начала XX века и на линолеуме. Классический силуэт, рисованный тушью, отличался строгим и четким контуром, густой черной заливкой. Большей частью силуэты вырезали из черной бумаги маленькими ножницами и наклеивали на доску, стекло или цветную бумагу.
Искусство силуэта, несмотря на ограниченность средств выражения, бесконечно разнообразно, а область его применения крайне широка.
Силуэтное искусство полно своеобразной прелести и неисчислимых возможностей. Об этом красноречиво говорят работы современных художников, уделяющих внимание силуэту.