СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северный Кавказ. Особенности природы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока сформировать знания о природе Кавказа через исследовательскую деятельность, способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за её состояние, географической и экологической культуры учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Северный Кавказ. Особенности природы.»

География 8 класс.


Тема: Северный Кавказ. Особенности природы.


Цель: сформировать знания о природе Кавказа через исследовательскую деятельность.

Задачи:

- способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за её состояние, географической и экологической культуры учащихся.

- развивать познавательный интерес к предмету.

- учить работать в группах при выполнении практического задания.

- совершенствовать навыки работы с источниками географической информации, формировать умение со­поставлять и анализировать тематические карты, формировать самостоятельность в выборе информации при решении познавательных задач;

- выявить своеобразие региона, сформировать представление об образовании Кавказа, современных рельефообразующих процессах, природных ресурсах;

- сформировать понятия: лакколиты, фен, бора, плавни, куэсты.

Оборудование: физическая карта Кавказа, учебники, атласы, дополнительная литература, презентация Северный Кавказ, Медиапроектор, экран, карточки задания.


Ход урока:


1. Орг. момент

Класс предварительно разделен на группы по 5-6 человек. Каждой группе, в начале предыдущего урока, был выдан конверт с заданиями. Каждый член группы по желанию выбрал себе профиль для исследования: картограф, геоморфолог, климатолог, гидролог, почвовед, биолог. И в течение урока, используя учебник, атлас, доп. литературу готовил выступление для следующего урока.

2. Приветствие:

- Здравствуйте, ре­бята! Садитесь. Сегодня мы с вами вновь будем говорить о Кавказе. Уже стало традицией, что мы на уроках географии, для создания художественного образа используем отрывки из литературных произведений. И наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов М.Ю. Лермонтова:

Кругом, налево и направо,

Как бы остатки пирамид,

Подъемлясь к небу величаво,

Гора из-за горы глядит;

И далее царь их пятиглавый,

Туманный сизо - голубой,

Пугает чудной вышиной…


На прошлом уроке вы разделились на группы для изучения природы Кавказа. В каждой группе есть картограф, геоморфолог, климатолог, гидролог, почвовед, биолог. Каждый из вас по желанию выбрал свое направление для исследования.

- Давайте еще раз вспомним, чем занимаются эти специалисты? (Картограф – определяет географическое положение региона. Климатолог характеризует климат территории и природные явления, связанные с климатом. Гидролог - характеризует внутренние воды территории и природные явления, связанные с ними. Почвовед – изучает особенности почвы территории. Биолог – специалист по растительному и животному миру.)

- Для работы на сегодняшнем уроке, я предлагаю вам разделиться на группы по областям исследования и сформировать 6 новых групп: группа картографов, геоморфологов, климатологов, гидрологов, почвоведов, биологов. (делятся на новые группы)

- Давайте вспомним правила работы в группе (активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться и др.)

3. Постановка целей и задач урока.

Итак, Кавказ. Подобного природного региона нет в других частях страны. Как восхищались красотами этого края великие русские поэты, писатели и художники.

А.С.Пушкин, в своём письме брату, писал: «Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видал великолепную цепь гор, ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными…Кавказский край, знойная граница Азии, - любопытен во всех отношениях».

Постановка проблемы:

– Как вы думаете, почему А.С.Пушкин назвал Кавказ «Кавказским краем, знойной границей Азии, - любопытным во всех отношениях»? (Проблема – является ли Кавказ «знойной границей Азии, любопытным во всех отношениях»? Гипотеза – природа Кавказа живописна и разнообразна)

- Предлагаю провести исследование по этому вопросу.

- Каково будет цель нашего исследования? (Цель – изучить особенности природы Кавказа и убедиться в правильности слов поэта. Задачи – задания для групп.)


4. Изучение природы Кавказа.

- Сейчас, вы в составе вновь сформированных групп в течение 2-3 минут определите, кто из группы будет рассказывать о результатах вашей работы, остальные будут содокладчиками, в конце урока все сдадут свои тетради со своими работами и таким образом оценки получит каждый из вас.


1. Географическое положение

- С чего начинается изучение любого географического объекта? ( С географического положения)

Итак, слушаем выступление группы Картографов.

Горы расположены к югу от Русской равнины. От нее отделяются условно Кумо-Манычской впадиной. Кавказские горы протянулись с северо-запада на юго-восток через перешеек, отделяющий Азовское и Черное моря от Каспийского моря. На западе от Таманского полуострова (бывшая Тмутаракань) до Апшеронского полуострова на востоке.

- А с какими государствами проходит граница России по Кавказу? ( С Грузией, Азербайджаном).


2. История образования гор.

-Испокон веков люди стремились понять, какие силы создали это разнообразие и красоту?

Поэт П.А. Катенин современник Пушкина писал:

Цепь пресловутая воспетого Кавказа!

Творенье божье ты иль чертова проказа?


- Расскажите когда и как образовались эти горы?

Около 800-600 млн. лет назад дно мирового океана Тетис подверглось сильнейшему сжатию, складкообразованию, разрывам. В тех местах, где произошел разрыв земной коры, раскаленная магма поднималась на поверхность и образовалась кристаллическая глыба – ядро будущего Кавказа. Прошло 300 млн. лет и ядро Кавказа испытало поднятие, которое сопровождалось продольными и поперечными разломами. По образовавшимся трещинам снова поднималась магма и образуется ряд месторождений полезных ископаемых. (свинцово-цинковые, ртутные). В настоящее время горы продолжают расти со скоростью 10-13 мм/год, а самая высокая вершина г. Эльбрус достигла высоты 5642 м.



3. Рельеф Кавказа.

- Группа геоморфологов расскажет о своеобразии рельефа Кавказа.



Северный Кавказ характеризуется значительным разнообразием рельефа, которое обусловлено разнообразием строения земной коры. В основании территории расположены платформенные участки и область альпийской складчатости. Участки платформ выражены в рельефе равнинами Предкавказья, а складчатой области соответствуют горные хребты.

Кавказские горы - самые высокие горы России. (Гора Эльбрус, 5642 м.) Другие вершины Кавказа. (Казбек - 5033 м. Дыхтау - 5203 м. г. Шхара - 5068 м. г. Шхельда - 4322м.)

Большие высоты обусловлены не только геологической молодостью территории, но и значительными поднятиями в неоген-четвертичное время вследствие взаимодействия литосферных плит.

Горообразовательные процессы на территории Северного Кавказа еще не завершены. Об этом свидетельствуют землетрясения и вулканизм. Вспомним Армянское землетрясение в горах Малого Кавказа, когда были разрушены три города и сотни селений. Высшие точки Кавказа – Эльбрус (5642 м) и Казбек (5033 м) являются недавно потухшими вулканами.

Специфическим проявлением вулканизма являются лакколиты. Лакколит – это отдельно стоящая гора, имеющая пологие склоны и округлую вершину На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма.. Такие куполообразные поднятия могут иметь диаметр от нескольких сотен метров до 5-6 км. Наиболее известны лакколиты района кавказских Минеральных Вод – горы Железная, Машук, Бештау.

Кавказ делится: Предкавказье, Большой Кавказ, - это территория России.

  • Закавказье (не относится к России).

  • Западный Кавказ от Черного моря до г. Эльбрус,

  • Центральный Кавказ от г. Эльбрус до г. Казбек,

  • Восточный Кавказ - к востоку от г. Казбек до берега Каспийского моря.

По гребню водораздельного (Главного) хребта проходит граница между Россией (Северные склоны) и Азербайджаном и Грузией (южные склоны).

Вершины Кавказа пикообразны, гребни острые, склоны крутые. Вершины покрыты вечными снегами, по склонам стекают горные ледники.

Сложены горы разнообразными горными породами - известняками и мергелями, песчаниками, а в центре Главного хребта на поверхность выходят древние кристаллические породы - граниты, габбро, пегматиты и другие. Северные склоны Кавказа представлены Скалистым, Пастбищным хребтами и Лесистым. Они имеют асимметричные склоны. Южные их склоны крутые, а северные полого понижаются к Предкавказью. Эти хребты являются куэстами (гряды, у которых один склон крутой, а другой - пологий). Образовались куэсты из пластов сложенных разными по твердости породами.

В основании Предкавказья лежит молодая плита. Осадочный чехол ее состоит из молодых отложений - лессовых и лессовидных суглинков.


- М.Ю. Лермонтов в поэме «Измаил-Бей» писал:

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили.


- Почему Лермон­тов называет Кавказ седым? Каков возраст Кавказских гор? Докажите, что Кавказские горы молодые.

Учащиеся перечисляют доказательства:

а) остроконечные вершины;

б) глубокие ущелья;

в) большая высота;

г) частые землетрясения.


4. Полезные ископаемые Кавказа.

- Какими полезными ископаемыми богат Северный Кавказ?


Разнообразие минеральных ресурсов Северо-Кавказского района обусловлено сложностью геологического строения территории. Рудные полезные ископаемые приурочены к области новой складчатости, а топливные – к платформенным областям.

Рудные. Наибольшее значение имеет одно из немногих в России месторождение вольфрамово-молибденовых руд Кабардино-Балкарии в районе города Тырныауза. В Северной Осетии имеется месторождение свинцово-цинковых руд. На Большом Кавказе - полиметаллические руды, ртутные руды.

Топливные. На севере области имеются запасы каменного угля (г.г. Шахты, Каменск-Шахтинский). Это восточное крыло донецкого угольного бассейна. Угли отличаются высоким качеством, но расположены на значительной глубине, что существенно удорожает их добычу. В Предкавказье - нефть, газ, минеральные источники.

Всемирную известность имеют Кавказские минеральные воды – это целый район, на территории которого находятся знаменитые своими минеральными водами, города - курорты - Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск.


5. Климат Кавказа.

Северный Кавказ характеризуется не только разнообразным рельефом, но и разнообразным климатом. Слово климатологам.

На ограниченной по площади территории выделяются три типа климата – умеренно-континентальный, субтропический, высокогорный.

Умеренно-континентальный климат

На большей части территории климат умеренно-континентальный. Это южная окраина умеренного климатического пояса. В связи с этим, климат характеризуется теплым продолжительным летом (средние температуры июля +20°C - +24°С) и мягкой, по российским меркам, зимой – средние температуры января от -2°С до -5°С градусов. Иногда проникновение холодного воздуха с севера в зимнее время может вызывать кратковременные понижения температуры до -20°С и ниже (абсолютный минимум температуры в Ростове-на-Дону – 33°С ниже нуля). Годовая сумма осадков уменьшается от 400-600 мм на западе до 200-400 мм на востоке. Большая доля осадков (около 80%) выпадает в виде дождя, еще 15% в виде дождя со снегом, и лишь около 5% в виде снега. В среднем лишь один год из пяти характеризуется устойчивым снежным покровом, при этом его высота редко превышает 20 см.

Субтропический климат

Субтропический тип климата распространен на Черноморском побережье Кавказа. Отроги кавказских гор защищают побережье от проникновения холодных воздушных масс со стороны Восточно-Европейской равнины в зимнее время, поэтому средние температуры января на этой территории – положительные. Лето теплое и продолжительное: средние температуры июля +22°С - +26°С.

Климат побережья не только теплый, но и влажный. В среднем здесь выпадает около 800 мм осадков, при их относительно равномерном распределении в течение года. Количество влаги увеличивается от морских берегов к предгорьям. На наветренных склонах хребта Ачишхо близ Сочи выпадает максимальное в России количество осадков – 3240 мм в год.

Таким образом, субтропический климат Черноморского побережья Кавказа характеризуется не только значительными ресурсами тепла, но и влаги.

Высокогорный климат

Высокогорье Кавказа имеет отличия от климата равнин Предкавказья.

  1. В горах выпадает больше осадков до 2600 мм в год, т. к. горы задерживают воздушные массы и заставляют их подниматься вверх, где воздух охлаждается и лишняя влага, конденсируясь, выпадает в виде атмосферных осадков.

  2. Тепла в горах меньше. Граница «вечных льдов» проходит на высоте 2700 м и 3800 м. В горах накапливается мощный слой снега (до 5 м толщиной), а в долинах до 10-12 м. При незначительном колебании воздуха (звук) возникают снежные лавины.

  3. Климат в горах разнообразен: в долине, на северном и южном склонах, на разной высоте, на западе и востоке Кавказа.

4. В горах образуются местные ветры - фен и бора. Часто зимой в район г. Новороссийска приходит бора — северный ветер, приносящий холодный воздух с Кавказского хребта в примор­скую часть. Бора в Новороссийске вызы­вает обледенение причалов, судов, дорог. Фен - теплый, а иногда горячий ветер.

- ПРОБЛЕМА: Почему в горах Восточного Кавказа практически не бывает снежных лавин?


6. Внутренние воды.


Меж горных рек несется Терек,

Волнами точит дикий берег,

Клокочет вкруг огромных скал. (А.С. Пушкин)


Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят. (М.Ю. Лермонтов)

- Таким видят реки Кавказа поэты, а что скажут наши исследователи гидрологи?

Большое количество осадков, талые воды многочисленных ледников и снежного покрова в высокогорье способствуют образованию густой речной сети в горной части Большого Кавказа. Кавказские реки принадлежат к бассейнам Черного, Азовского и Каспийского морей. Все они в верховьях имеют горный характер, протекают в узких и глубоких долинах, но выйдя на предгорные равнины, текут более спокойно.

К бассейну Каспийского моря относятся Кура, Сулак и Терек. Терек начинается из ледников массива Зилгахох в Боковом хребте, протекает через обширную Трусовскую котловину, а затем, пройдя через Боковой хребет (Дарьяльское ущелье), куэстовые хребты и миновав Осетинскую наклонную равнину, принимает ряд левых притоков. Все они начинаются в зоне вечных снегов и льдов и расчленяют северный склон Большого Кавказа.

К бассейну Азовского моря относится река Кубань. Она образуется из двух истоков — Уллукама и Учкулана, берущих начало на склонах Эльбруса и Главного хребта. Ее левые притоки, Белая, Лаба, Большой и Малый Зеленчук, Теберда, Даут и другие, также начинаются на склонах Главного хребтa.

Для Большого Кавказа характерны реки с половодьем в теплый период года. Специфику таких рек определяет участие в их питании в значительной доли талых вод вечных снегов и льдов. Существенна также роль талых вод сезонного снежного покрова, который в высокогорной зоне стаивает позднее, чем в остальных частях Большого Кавказа. Половодье на этих реках длится около шести месяцев.

У рек южного склона Кавказа, особенно в западной его части, весеннее половодье сочетается с летними паводками. Для этих рек характерен паводочный режим. Основными источниками их питания являются ливневые дожди и быстро стаивающий снег.

Реки, текущие с гор Кавказа по равнинам Предкавказья (Кубань, Терек), имеют комбинированный режим питания, обусловленный таянием ледников, стаиванием снежного покрова на равнине и — в меньшей степени — ливневыми дождями. В низовьях Кубани и Терека находятся плавни – обширные заболоченные пространства, покрытые камышом и тростником.

- В Предкавказье, особенно в восточной части, существует проблема нехватки пресной воды. Почему? Как она решается? ( Создаются водохранилища, строятся каналы)



7. Почвы Кавказа.

Равнины Предкавказья заняты степью и имеют плодородные почвы - черноземы, поэтому большая часть их распахана и занята полями пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, а также садами, бахчей и виноградниками. На плавнях выращивают рис.


8. Высотная поясность Кавказа.

Природные зоны в горах размещаются поэтажно. Кавказ имеет самый богатый набор высотных поясов.

Если мы будем подниматься по серному склону, то первым поясом от подножья будет лесостепной Почему? (В Предкавказье расположена зона степей и лесостепей.)

Выше лесной пояс, где сначала леса широколиственные из более теплолюбивых пород деревьев - каштана и дуба, выше пояс буковых лесов, который сменяется на смешанные леса из ели и бука и с высоты 1800 м - пояс горной еловой тайги.

От высоты 2000 м - начинаются горные луга - сначала высокотравные субальпийские, а затем низкотравные - альпийские луга. Луга являются прекрасными летними пастбищами для овец.

Выше лугов - голые скалы и снега.

5. Подведение итогов.

- Какая проблема стояла перед нами сегодня на уроке?

(Является ли Кавказ «знойной границей Азии, любопытным во всех отношениях»). - В начале урока мы предположили, что исходя из слов А.С. Пушкина, природа Кавказа живописна и разнообразна. Так ли это?

1. Северный Кавказ характеризуется значительным разнообразием рельефа, которое обусловлено разнообразием строения земной коры.

2. Разнообразие минеральных ресурсов Северо-Кавказского района обусловлено сложностью геологического строения территории.

3. Северный Кавказ из-за разнообразия рельефа характеризуется и разнообразным климатом.

4. Реки Северного Кавказа имеют горный и равнинный характер из-за разнообразия рельефа.

5. Кавказ имеет самый богатый набор высотных поясов.

Таким образом, сегодня на уроке мы создали образ – Северного Кавказа. Причем делали мы это с помощью двух разных предметов: географии и литературы. Как географы, оперировали фактами научных исследований, составили характеристику природы Кавказа, а как литераторы, используя произведения писателей 19 века, создали художественный образ Кавказа.

- Ребята, а кто нибудь из вас был на Кавказе? Каковы ваши впечатления о нем?

6. Выставление оценок.

Комментирование оценок, если остается время, то выставление с помощью учащихся.

7. Рефлексия

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

- Информация, которую вы получили, была для вас интересна?

- Понравилось ли вам общение в группе?

- Испытывали вы затруднения при работе с источниками информации?


8. Домашнее задание. §31.

Подготовить ответ на вопрос: Почему Северный Кавказ считается одной из крупнейших здравниц России.



Рабочий лист __________________________________

(Ф.И учащегося)

Тема урока: Северный Кавказ


1. Географическое положение Северного Кавказа

Горы расположены к югу от ________________ равнины. От нее условно отделяются __________________________ впадиной. Кавказские горы протянулись с _________ на _____________ через перешеек, отделяющий Азовское и ______________ моря от _______________ моря. По Кавказу Россия граничит с ______________ и __________________.



2. Рельеф Северного Кавказа.

В основании территории расположены ____________________ участки и область ____________________ складчатости.

В пределах территории России Кавказ делится:

- _____________ Кавказ от Черного моря до г. Эльбрус,

- _____________ Кавказ от г. Эльбрус до г. Казбек,

- _____________ Кавказ - к востоку от г. Казбек до берега Каспийского моря.

Форма рельефа в виде вытянутых гряд с ассиметричными склонами: пологим и крутым - ____________.

Куполообразная форма залегания магматических горных пород, образующаяся при внедрении магмы между слоями осадочных пород - ______________________.



Полезные ископаемые Кавказа

на равнине в горах

__________________________________ ___________________________

__________________________________ ___________________________

__________________________________ ___________________________



3. Климат Северного Кавказа.

Типы климата на территории Северного Кавказа:

1._______________________________

2. _______________________________

3. _______________________________



Теплый и сухой стоковый ветер, часто сильный, порывистый, дующий с гор в подветренные долины - ____________.

Северный ветер, приносящий холодный воздух с Кавказского хребта в примор­скую часть - _____________.



4. Воды Северного Кавказа.

По характеру течения реки Кавказа делятся на ________________ и __________________.

Обширные заболоченные пространства, покрытые камышом и тростником в низовьях Кубани и Терека –



5. Почвы Северного Кавказа.

Равнины Предкавказья заняты степью и имеют _______________ почвы - ____________.



6. Высотная поясность.

Кавказ имеет __________________________________________________ высотных поясов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!