СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар "Радуга идей". Современный урок в рамках ФГОС.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок отработки умений и рефлексии - это особый вид современного урока в рамках ФГОС.

Участникам семинара была предложена  работа по изучению специфики урока данного вида. Начали они свою работу с оценки своего эмоционального состояния на начало занития. 

 

Просмотр содержимого документа
«Семинар "Радуга идей". Современный урок в рамках ФГОС.»

Семинар «Современный урок в рамках ФГОС.

«Урок отработки умений и рефлексии».

Подготовили и провели

учителя начальных классов МКОУ «Басакинская СШ»:

Гладкова М.Ф.

Башкинцева Е.Н.

Кобликова Н.А.

Титова Е.А.

психолог МКОУ «Басакинская СШ»:

Кибальникова Е.Н.

1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем семинаре. Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип современного урока в рамках ФГОС —«Урок отработки умений и рефлексии». Этапы семинара — это этапы урока с точки зрения системно-деятельностного подхода, а результатом нашей деятельности станет методическое пособие (конструктор) «урока отработки умений и рефлексии».  

Надеемся на продуктивную, совместную деятельность.

Начнём наш урок с оценки вашего эмоционального состояния, при помощи технологии «Острова». Перед вами карта с изображением эмоциональных "островов": о.Радости, о.Грусти, о.Тревоги, о.Ожидания, о.Просветления, о.Удовольствия, о.Восторга. Возьмите кораблик, дайте ему название и направьте его к тому острову, который отражает ваше эмоционально-чувственное состояние в начале урока.

( Карта островов расположена на столе, каждому участнику взаимодействия предлагается расположить свой кораблик у определённого острова. Острова раскрашены в цвета радуги. Красный- о.Восторг, оранжевый- о.Удовольствие, жёлтый- о. Радость, зелёный- о.Просветление, голубой- о.Ожидание, синий- о.Грусть, фиолетовый- о.Тревога ).

А теперь оценим эмоционально-чувственное состояние всей группы. К какому острову причалило больше всего корабликов? (ответы участников).


2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную. Цели для урока-рефлексии:

Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

-Узнаем, хорошо ли вы знаете структуру «Урока отработки умений и рефлексии». Для этого мы разделимся на мини- группы. Каждой группе предлагается разложить карточки с названиями этапов этого урока в правильной последовательности.

(работают в парах)

-Сравним с эталоном (организовать самопроверку работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов без исправления ошибок, но напротив этапа урока в пустом окошке поставить «+»- соответствие, «-» - несоответствие эталону).


3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Мы видим, что возникли затруднения, зафиксируем их, заполнив таблицу – фиксации знаний. Перед вами лежит таблица — фиксация знаний (см. Таблица 1).

Прочитайте понятия и заполните, пожалуйста, графу «Знаю»:

«+», если знаете суть данного этапа;

«?», если сомневаетесь в определении этапа урока;

«-», если не знаете суть данного этапа урока.

А теперь заполните графу «Хочу узнать», напротив каждого этапа, о котором вы хотите узнать, поставьте «+».

Таблица 1


Урок отработки умений и рефлексии

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности .

2. Этап актуализации и пробного учебного действия .

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений .

5. Этап реализации построенного проекта.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.




Таким образом, мы видим, что возникли затруднения по теме урока ( не все знают…)

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Исходя из анализа возникших затруднений, сформулируем цели дальнейшей работы,

Предлагаю спланировать работу следующим образом:

- определить цель каждого этапа урока;

- содержание этапов урока.

Итак, мы составили план работы. Где мы можем взять информацию? (Справочная литература, коллеги, ведущие, консультанты.)

5.Этап реализации построенного проекта

Разделимся на две группы. Перед вами лежит методический текст по теме «Урок отработки умений и рефлексии», каждая группа должна соотнести название этапа с его содержанием (каждой группе даётся соотнести по три этапа урока). Итог совместной работы в группе выполняется проверкой с помощью предложенного эталона для самопроверки, с последующей фиксацией результатов ( верно соотнесли этап урока с содержанием - закрашивают окошко на карточке зелёным цветом, неверно- красным.) (((((((999999

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Участники семинара фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задание по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий.

Важно! На данном этапе каждое действие сопровождать рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).



7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Участники семинара выполняют правильность выполнения работы по эталону.

Далее предлагается закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий своей работы с помощью приёма "Жокей и лошадь"

(Участники семинара делятся на две группы. Одна группа получает карточки с вопросами, другая — с ответами. Затем каждая группа ищет свою пару.)

Завершается данный этап рефлексией, где участники подводятся к выводу, что ошибки — это не повод расстраиваться, а повод задуматься.

Проведем оценивание вашей работы с помощью приёма « Рефлексивная мишень».

В каждом секторе мишени параметры оценки. Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» 1 раз в мишень, делая отметку маркером или стикером в зависимости от оценки действия.

Критериями оценки являются: «Работа в группе».

(2 мишени( для каждой группы своя мишень) вывешивается на доску и комментируется педагогами.)

Техника «Рефлексивная мишень».

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

Вернемся к таблице фиксации знаний и обратим внимание на колонку «Узнал». Отметьте знаком «+»- вы усвоили эти понятия, «-» - не усвоили понятия, и «?» -сомневаетесь.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Мы с вами рассмотрели один из видов современного урока в рамках ФГОС «Урок отработки умений и рефлексии».  

В результате нашей деятельности получилось методическое пособие (конструктор) урока, которое вы можете использовать в своей работе (участникам семинара раздаются буклеты « Урок отработки умений и рефлексии»).

Надеемся, что всё, что мы делали сегодня на нашем семинаре, было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе.

Оценим ваше эмоциональное состояние от проделанной работы, для этого возьмём наши кораблики и отправим их к тому острову, который соответствует вашему настроению в конце урока. Оценим состояние всей группы.


Благодарим за сотрудничество!

















Методический текст 1

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Целью данного этапа является включение в учебную (коррекционную) деятельность на личностно значимом уровне. На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик "включился" в работу. Знаю, как находить и исправлять свои ошибки (норма коррекционной деятельности; хочу …; могу … (содержательные рамки); зачем мне надо …

Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!"

диалог.

Этап актуализации и пробного учебного действия

Целью данного этапа является готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены (актуализация необходимых умений; обобщение умений; пробное учебное действие; фиксация затруднения ). Учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.

Этап локализации индивидуальных затруднений

Целью данного этапа является осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий. Обучающиеся указывают номера заданий, вызвавшие затруднения, определяют место затруднения, определяют причину затруднения.

Работают по вопросам:

  • Какое задание я выполнял?

  • Какое знание я использовал / каким способом решал задачу?

  • Что делал сначала? Потом?

  • Где возникло затруднение?

  • Почему? Чего мне хватает для правильного решения?


Этап целеполагания и построения проекта коррекции

выявленных затруднений

На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.

Целью данного этапа является коррекция знаний, устранение пробелов. Для каждого ученика (или группы) цель будет конкретной. Работа строится по следующему алгоритму;

1.Какие знания уточняю и учусь правильно применять – цель проекта

2. Выбор способа и средств коррекции ( алгоритм исправления ошибок; учебник, эталоны и др.)

3.Построение плана действий.



Этап реализации построенного проекта

Целью данного этапа является коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания. Исправление ошибок обучающимися (самостоятельное – на основе алгоритма исправления ошибок; с помощью эталона для самопроверки); выбор заданий на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки; решение этих заданий. Обучающиеся выполняют самостоятельную работу по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.



















































Методический текст №2

Этап обобщения затруднений во внешней речи

Целью данного этапа является закрепление способов действий (правил, алгоритмов и т.д.), вызвавших затруднение (обсуждение типовых затруднений, фиксация учебного содержания, в котором были допущены ошибки, во внешней речи и эталонах). Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий.

Важно! На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным). Примеры заданий: распределительные, графические диктанты, творческий пересказ, мини-тестирование.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Целью данного этапа является самопроверка знаний, умений, вызвавших затруднения, индивидуальная рефлексия достижения цели. Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило. Фиксирует результаты своей работы. Важно создать на данном этапе ситуацию успеха.

Этап включения в систему знаний и повторения

Целью данного этапа является применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. На данном этапе учащиеся получают задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач более высокого уровня сложности, задания на повторение, задания на пропедевтику изучения последующих тем. Подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.

Этап рефлексии деятельности на уроке



Целью данного этапа является соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода преодоления. Обучающиеся фиксируют содержание, которое было уточнено и закреплено. Проводят рефлексию коррекционной деятельности (затруднения, цель, шаги достижения результата, степень соответствия цели и результата). Оценивают свою деятельность на уроке. Получают домашнее задание. Примеры рефлексии: анкеты, синквейн, инсерт, "светофор", рефлексивная мишень, графики и пр.





























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!