МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Применение технологий проблемного обучения на уроках ОБЖ
Задача современной школы — подготовить ученика к будущей жизни. Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? Какими будут новые технологические и научные знания? Какими будут представления о мире? На эти вопросы мы сейчас ответить не можем, но можем помочь в формировании у учеников тех качеств, которые дадут им возможность эффективно, достойными культурными способами гармонично существовать в будущем.
Это, на наш взгляд, следующие качества — умение ставить цели и выстраивать стратегию собственного развития и образования, умение представлять возможные риски своей деятельности и предупреждать их, умение действовать совместно с другими людьми, не нанося вреда окружающему миру и людям, умение брать на себя ответственность за собственные действия. Основополагающим для всех этих умений является самостоятельность, субъектность будущего человека.
Нельзя говорить о том, что самостоятельность воспитывается только на уроках — это процесс длительный, многоплановый и не всегда очевидный. Но организация самостоятельной деятельности на протяжении большей части урока вполне посильная для учителя задача. В этом отношении у уроков ОБЖ хороший потенциал, поскольку они имеют непосредственное отношение к окружающей жизни и направлены на решение возникающих у человека проблем.
Другим направлением формирования человека для будущего является работа с мышлением, что тоже вполне оправданно на уроках ОБЖ, поскольку:
уроки метапредметные — внутрь содержания вплетены знания различных предметных областей (история, обществознание, физика, химия, биология, география, психология);
приходится осмысливать большое количество фактов и усваивать сложные полипредметные структуры и типы классификаций;
выявлять на основе бытовых представлений научные закономерности.
Для реализации всех представленных выше задач наиболее подходящим, на наш взгляд, является проблемное обучение. История теоретических разработок проблемного обучения уходит корнями в 19век, его основоположником считают Дж. Дьюи. Наиболее интенсивно в этом направлении советские педагоги работали в 70-80 годы 20века. Особая заслуга в этом принадлежит Махмутову М.И., позже работы в данном направлении были продолжены Матюшкиным А.М. и наиболее подробно и технологично разработаны Мельниковой Е.Л и описаны в ее книге «Проблемный урок или как открывать знания вместе с учениками»
Основной ее постулат — звенья научного творчества соотносятся с творчеством ученика при решении проблемы, поставленной учителем на уроке. Ниже представлены некоторые схемы из книги Мельниковой Е.Л., отражающие принципы построения проблемного урока, создания проблемной ситуации и разработки проблемного диалога.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА:
Знания — понимаемая и воспроизводимая научная информация
Умения — применяемые на практике знания
Навыки — автоматизированные действия
ЭТАПЫ УРОКА
Цель «знания» достигается двумя этапами урока : введение и воспроизведение (проговаривание) нового материала
Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений
Навыки вырабатываются путем многократного повторения действий
Цели | Этапы урока |
знания | введение материала воспроизведение (проговаривание) |
умения | задачи и упражнения |
навыки | многократное повторение действия |
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ УРОКА
Развивающие цели ориентированы на познавательную сферу школьника и включают развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, способностей.
Воспитательные цели связаны с формированием личности ученика: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.
ЭТАПЫ ПРИСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ (ЦЕННОСТЕЙ, СМЫСЛОВ):
получение знания (информирование)
создание эмоционального отношения, эмоционального образа знания, ценности (освоение)
применение знания на практике через некое затруднение, преодоление (проживание)
включение знания (смысла) в интеллектуальную (нравственную) сферу личности (присвоение, формирование собственной позиции)
ЗВЕНЬЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА
Название | Содержание | Эмоции | Результат |
1. Постановка проблемы (постановка учебной проблемы) | - возникновение проблемной ситуации - осознание противоречия - формулирование проблемы | Удивление, затруднение | Проблема — вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для ее разрешения |
2. Поиск решения поставленной проблемы | - выдвижение гипотез - проверка гипотез | Погруженность в проблему, высокая мотивация, направленная на ее решение | Решение — понимание нового знания (получение субъективного знания) |
3. Выражение решения (выражение решения в доступной ученикам форме) | выражение нового знания научным языком в принятой форме | Удовлетворенность полученным результатом, радость, «триумф» | Продукт — рукопись, книги, статьи, доклады (тема урока, способы решения и т.п.) |
4.Реализация продукта(запись решения, формулирование темы урока) | Представление продукта обществу через публикации, выступления | Осознание значения проделанной работы, позитивные эмоции, повышение самооценки | Реализованный продукт — книга, статья, доклад |
СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА
Цель урока | Этапы урока | Творческие звенья деятельности учащихся |
З н а н и е | введение | Постановка учебной проблемы | Формулирование вопроса или темы урока |
Поиск решений | Открытие субъективно нового знания |
воспроизведение | Выражение решения | Выражение нового знания в доступной форме |
Реализация продукта | Представление продукта учителю и классу |
СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА
Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества:
постановку проблемы и поиск решения — на этапе введения знаний
выражение решения и реализацию продукта — на этапе воспроизведения (проговаривания знаний)
ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации |
С у д в л е н и е м | Между двумя (или более) положениями | 1. Одновременно предъявить противоречивые факты |
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием |
Между житейскими представлениями и научными фактами | 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» |
Шаг 2.Предъявить научны факт сообщением, экспериментом или наглядностью |
С з а т р у д н | Между необходимостью и невозможностью выполнить задания учителя | 4. Дать практическое задание, невыполнимое вообще |
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим |
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим |
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено |
Сценарий интегрированного урока биология-ОБЖ на тему «Инфекционные заболевания» построен на создании проблемной ситуации с предъявлением противоречия между бытовыми и научными представлениями о причинах возникновения и механизмах развития инфекционных заболеваний.
В начале урока ученики были поделены на 5 групп, основным видом деятельности была работа с текстами в группах. В результате побуждающего диалога была составлена классификационная таблица воздействия микроорганизмов на группы органов человека, а в качестве продуктивного задания ученикам было предложено составить памятку по профилактике инфекционных заболеваний.