СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный музей как воспитательный центр

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Школьный музей как воспитательный центр»

с.Пыёлдино Сысольского района Республики Коми

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Пыёлдино



Школьный музей как воспитательный центр

В воспитательной системе школы продолжает эффективно работать её интегрирующая функция, которая обеспечивает объединение детей и взрослых по интересам, деятельности, ориентирам. Наши дети не просто успешно занимаются в любимых ими кружках, но и, можно сказать, «проживают» в таких местах, как кабинет ИЗО, школьный музей, библиотека, экологический кружок по месту жительства, спортзал и площадка перед школой, где постоянно дети играют в футбол и в другие игры. Это, несомненно, своего рода воспитательные центры, и каждый из них развивает определенное направление в воспитательной системе школы и несет в себе воспитательный потенциал. Так, например, школьный музей, сочетающий в себе функции и научного учреждения, и общественного объединения, и детского клуба по интересам, обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков.

Музей в Пыёлдинской средней школе Сысольского района Республики Коми официально был открыт 24 января 1994 года. Это музей истории села Пыёлдино, одного из самых древних сел республики (первое упоминание о нем относится к 1485 году). Села, давшего республике и стране немало выдающихся людей: ученых Шишкиных Николая Ивановича и Анатолия Ивановича, Савельеву Элеонору Анатольевну, Нагаева Виктора Васильевича, художника Александра Кочева, поэта Виктора Кушманова, Героя Советского Союза Горчакова Ивана Павловича, Героя Социалистического Труда Шишкина Виталия Евгеньевича и многих других.

Материалы музея собраны и постоянно пополняются в ходе экскурсий и походов в деревни Пыёлдино (ныне существующие и уже исчезнувшие), встреч, переписки, работы с архивными документами. Фонды музея к 2015 году составляют 3190 экспонатов.

Фонды музея составляют:

-предметы этнографии;

-фотографии, документы и швейные принадлежности пыелдинских портных;

-предметы церковного обихода, фото и документальные материалы священнослужителей;

-фотографии, документы, школьные принадлежности 1930-60-х годов из пыелдинских школ и детского дома;

-материалы по военной истории: фронтовые письма, справки о ранении, извещения-похоронки, личные вещи солдат, военное снаряжение, награды и т.д.;

-фотографии, документы, личные вещи, научные труды, картины, книги знаменитых людей-уроженцев села;

-материалы по истории колхозного движения и истории совхоза «Пыёлдинский».

Музей осуществляет экспозиционную, выставочную, поисково-исследовательскую, фондовую, научно-просветительскую, педагогическую деятельность, организовывает массовые мероприятия не только с учащимися, но и взрослым населением. Он общедоступный и бесплатный для любой категории посетителей. Поскольку на сайте школы представлены и материалы школьного музея, то гостями его становятся и приезжающие из-за пределов Республики.

В начале каждого учебного года для всех учащихся, учителей школьным музеем объявляется тема или направление поиска на учебный год. В поисковую деятельность включаются не только члены совета музея и другие активисты школьного музея, но и многие учащиеся школы по своему желанию или по вовлечению их в данную работу классными руководителями или учителями русского языка и литературы. По некоторым темам поиск осуществляется также совместно с членами совета ветеранов или представителями организаций села.

С результатами поисковой работы учащиеся школы выходят на школьные исследовательские, районные и республиканские конференции «Отечество – Земля Коми», Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век». Результаты поисковой работы пополняют фонды школьного музея, позволяют совершенствовать экспозицию музея.

Экспозицию музея истории села Пыёлдино представляют следующие разделы:

  1. Пыёлдино в XIX-ом – начале XX века. Церкви, священнослужители и церковно-приходские школы.

  2. Пыёлдино в I четверти XX века. Отхожие промыслы, торговля, местное самоуправление.

  3. Пыёлдино в 30-е годы XX века. Колхозы, школы колхозной молодежи и школы семилетние.

  4. Участие пыёлдинцев в Великой Отечественной войне.

  5. Пыёлдинский детский дом (1931-1968 гг.).

  6. Пыёлдинские школы. 1950 – 1960-е годы.

  7. «Все мы родом из детства, все мы родом из Пыёлдино». Знаменитые люди – выходцы из с. Пыёлдино.



Постоянную экспозицию открывает галерея картин и этюдов художника Александра Венедиктовича Кочева. Здесь представлены пейзажи и портреты, работы, посвященные Крайнему Северу и родному Пыёлдино.

Далее взору посетителей открываются текст Жалованной грамоты Ивана III, по которому и определяется время основания первого в здешних местах монастыря. В этом же разделе – карта-схема Пыёлдинской волости ХYIII века, на фотографиях – церковь во имя святителя Николая Мир-Ликийских и её священнослужители, учителя церковно-приходских школ, а в витрине – предметы церковного обихода и архивные документы о деятельности ЦПШ. В экспозиционном интерьере раздела – предметы быта конца XIX – начала XX века: кресла, шкаф, столик, зеркало, часы. Здесь мы не просто рассказываем или даем рассмотреть экспонаты, но и можем провести урок по Основам православной культуры или занятие кружка «Музей и культура» по теме «Как учились дети в Пыёлдинской церковно-приходской школе», пользуясь текстами на церковнославянском языке, пеналом для свечей, колоколом и другими школьными принадлежностями конца XIX – начала XX века. Это так увлекательно, это так нравится детям!

Логическим продолжением основной экспозиции является помещение, в котором отражены материалы по истории села с начала XX века и по конец 1940-х гг. Здесь экспонируются фотографии пыёлдинских портных, уезжавших на заработки в Сибирь, на Урал, Каму, Вятку, в Петербург, Москву, а также их личные вещи: швейные машины «Зингер», галантерея, одежда и обувь. Центральное место в экспозиции занимают картины, одна – отражает Евдокиевскую ярмарку, проводившуюся в Пыёлдинской волости с 1900 г. по 1930 г. ежегодно, другая – многочисленные пыёлдинские деревни (в ХYII веке в волости их насчитывалось более 20, в начале XXI века на учете администрации Сельского поселения – 9 деревень). Здесь же можно узнать, каким было местное самоуправление в I четверти XX века, о деятельности и судьбе зажиточных торговцев Нахлупиных, об участии пыёлдинцев в гражданской войне, о том, как велась работа по ликвидации безграмотности в волости. В этом месте мы можем с детьми устроить настоящую ярмарку, нарядившись в сарафаны, душегрейки, и, расхваливая свой товар, предлагать купить что-то именно у нас. Таким образом, мы оказываемся на той Евдокиевской ярмарке, которая проводилась в Пыёлдино в начале XX века.

В разделе «В селе Пыёлдино в 1930-е годы» представлены материалы о созданных в Пыёлдино 5 колхозах, фотографии председателей колхозов, первых трактористов и трактористок, ударниц лесозаготовок, документы о раскулачивании. В витрине – свидетельство об участии в ВДНХ, документы колхозов и др. В этом же помещении в отдельном подкомплексе на школьной парте экспонируются свидетельство об окончании школы, учебники, методические пособия 1930-х гг., школьные принадлежности, одежда, обувь, школьная сумка, коньки, воссоздающие эпоху 1930-х. Здесь же, под партой, лодыжки - косточки голеней овечек, по-коми это «шегъяс». Коми дети в конце XIX и начале XX века играли с этими лодыжками, это была традиционная коми игра – «шегъясьöм». Теперь и мы, дети XXI века и даже взрослые с удовольствием играем в эту игру. Так возрождаются коми национальные традиции. А на стенде – фотографии учеников и учителей 5-ти пыёлдинских школ, существовавших в 1930-е годы. Усиливают эмоциональное воздействие на посетителя небольшие экспозиционные интерьеры, представляющие быт, ведение домашнего хозяйства, орудия труда, утварь, красный угол деревенской избы и т.д. И здесь мы тоже «проживаем», погружаясь в быт коми семьи: замешиваем тесто и печем с детьми коми шаньги, варим капусту в большом котле и вынимаем её из котла большущими ковшами (это делается, конечно, здесь в музее условно, но на улице мы затем, когда дети становятся старше, варим капусту по-коми по-настоящему, на костре), треплем, мнем и расчесываем лен или коноплю, и скоро будем и ткать на ткацком стане.

Раздел «Пыёлдинцы в годы Великой Отечественной войны» состоит из подкомплексов: «Погибли, защищая Родину», «Вернулся с битвы солдат» и «На фронте и в тылу». В первой витрине раздела представлены заявления о мобилизации, фронтовые письма, справки о ранении, боевые награды, во второй витрине – военное снаряжение, привезенное поисковой группой с мест боев под Новгородом.

Завершает основную экспозицию зал, в котором представлены материалы по истории Пыёлдинского детского дома (он существовал с 1931 по 1968 годы). Кроме фотографий и документов работников и воспитанников, здесь экспонируются медицинские инструменты бывшей медсестры детского дома Скриповой Л.А., музыкальные инструменты, вышивка (в детском доме была хорошо поставлена кружковая работа).

Раздел «Пыёлдинские школы. 1950 – 1960-е годы». Несмотря на то, что к 1930 году было построено двухэтажное здание под школу ( она стала Пыёлдинской неполной, а с 1953 года – средней), в указанные в разделе годы продолжали функционировать еще несколько школ: Волокпомская и Каргортская начальные и Вичкодорская восьмилетняя. Здесь фотографии всех пыёлдинских школ, учебные принадлежности, учебники 1960-х, пионерская и комсомольская атрибутика.

В последнем разделе экспозиции «Все мы родом из детства, все мы родом из Пыёлдино» на фотографиях – знаменитые люди, выходцы из Пыёлдино. Здесь же их письма, некоторые документы, труды ученых Шишкиных, Суриной Л.И., Савельевой Э.А., Напалкова А.Д., Нагаева В.В., литературные труды поэта В.Кушманова, каталоги картин художника А.Кочева, родословное древо Родова А.С., заместителя руководителя Администрации Главы и Правительства РК.

Этот зал активно используется для проведения лекционных и практических занятий по музееведению, историческому краеведению, для проведения уроков, внеклассных занятий, исследовательских конференций. Материалы музея широко используются при написании рефератов не только обучающимися в школе, но и студентами, выпускниками школы.

К 65-летию Победы с использованием новых компьютерных технологий в зале второго этажа школы была разработана новая экспозиция «Поклонимся Великим тем годам», этот зал так же активно используется для проведения экскурсий, уроков, классных и внеклассных занятий, встреч с общественностью и т.д.

К концу 2011 года, к 150-летнему юбилею школы, в другом зале второго этажа школы была оформлена новая экспозиция по истории образования в селе. В экспозицию вошли разделы: «Так начиналась школа», «Школа в 1930-е годы», «Каждый школьный миг отмечен неповторимостью своей» (Школы в Пыёлдино в 1940-1980-ые годы), «На свете есть милая школа, есть добрая школа моя» (Пыёлдинская средняя в 1990-2000-ые годы).

Такова экспозиция школьного музея истории села Пыёлдино в полном объеме.


Кроме этого, каждый год из результатов поиска создаются выставки, на которых, как и в музее, проводятся экскурсии и другие мероприятия как для учащихся, так и для родителей, ветеранов войны и труда и гостей.

Были организованы следующие выставки:

  • «Без вести пропавший в 41-ом вернулся в жизнь, чтоб с вами говорить».

  • «Пыёлдинская школа.1861-2001».

  • Выставка картин художника А.В.Кочева.

  • Выставка школьного музея в районном музее «Есть на Сысоле сёла. Село Пыёлдино».

  • «Пыёлдинский детский дом.1931-1968гг.»

  • «И помнит мир спасенный». К 60-летию Великой Победы.

  • «Школа, школа – ты начало всех дорог». I выпуску средней школы посвящается»

  • «Герою Советского Союза И.П. Горчакову посвящается».

  • «Совхоз Пыёлдинский. 1966-2006 гг.»

Экскурсионная работа музея.

Важное место школьный музей отводит экскурсионной работе, которой активисты музея обучаются в рамках программы «Школьное музееведение». Будущие экскурсоводы изучают кропотливо выбранные ими темы, знакомясь с архивными документами, воспоминаниями очевидцев событий, с экспозицией, экспонатами разделов, необходимой литературой и т.д. Пробуют себя в роли экскурсоводов перед советом музея и затем перед комиссией, состоящей из членов совета ветеранов села, директора школы, учителей, иногда и сотрудника районного музея, защищают свои экскурсии, и только после этого на празднике посвящения в экскурсоводы, на котором присутствуют и родители, и учащиеся школы, и другие гости, получают удостоверения в праве проведения экскурсий в школьном музее, музее истории села Пыёлдино. В основном, ребята проводят тематические экскурсии по одному разделу. Экскурсии проводятся как на русском, так и на коми языке, не только для учащихся своей школы, но и других школ, ветеранов войны и труда, родителей, других гостей. На приезжих посетителей рассчитаны главным образом обзорные экскурсии, для школьников проводятся тематические экскурсии. Они разные, в зависимости от возрастного состава.

Тематика экскурсий и бесед в музее:

1. История села Пыёлдино (обзорная).

2. Занятия пыелдинских крестьян.

3. Отхожие промыслы в Пыёлдинской волости в конце XIX – начале XX в.

4. Как рубашка в поле выросла. Как хлеб на стол пришёл.

5. Традиционная коми посуда. В избе крестьянской.

6. История пыёлдинских монастырей и церквей.

7. Торговля в Пыёлдинской волости во II –ой пол.XIX – нач.XX в.

8. Из истории школ грамоты, церковно – приходских школ, земских училищ Пыёлдинской волости.

9. В период коллективизации.

10. Пыёлдинцы и жители Бортом – базы – участники Великой Отечественной войны.

11. Герой Советского Союза И.П. Горчаков – уроженец села Пыёлдино.

12. Памяти павших на войне пыелдинцев посвящается.

13. Тыл в годы войны.

14. Школы Пыёлдино в годы Великой Отечественной войны.

15. Наш земляк А.В. Кочев – художник.

16. Поэт, театральный деятель Виктор Кушманов и его творчество.

17. А.П.Коми и его повесть о пыёлдинцах «Зарни вöр» («Золотой лес»).

18. Деятели науки – уроженцы села Пыёлдино.

19. История пыёлдинских школ ( Вичкодорской, Волокпомской, Каргортской, Тяпорсиктской, Пыелдинской).

20. История совхоза «Пыёлдинский».

21. Пыёлдинские деревни.

22. Пыёлдинский детский дом.

23. Знаменитые люди Республики – выходцы из Пыёлдино.

24. Пыёлдинские корни Киры Сергеевны Моисеевой.

25. Роль священнослужителей Пыёлдинской Николаевской церкви.

26. Судьба диакона Николаевской церкви Геннадия Попова.

27. Фронтовые письма в школьном музее.

28. Как пыёлдинские добровольцы рвались на фронт.

29. Он штурмовал Берлин и рейхстаг (о В.М.Пальшине).

30. Семеро ушли, и семеро вернулись (братья Нахлупины на фронте).



К настоящему времени школьным музеем накоплен достаточно богатый опыт работы, который позволяет расширить границы деятельности, вовлекая в совместную работу представителей внешкольных учреждений села и общественности. Данная деятельность предполагает не только дальнейшее развитие школьного музея, совершенствование форм и методов работы, но и поддерживание единого воспитательного пространства, оказывающего позитивное воздействие на процесс духовно-нравственного развития личности школьника. Возникла возможность перехода деятельности школьного музея в новое состояние – стать культурным центром села, что придало бы импульс дальнейшего развития музея, позволило совершенствовать формы и методы работы, расширить поле деятельности, вовлечь в музейную деятельность большего количества жителей села, привлечь молодежь села к участию в культурной и духовной жизни села. Таким образом, в 2006-2011 гг. функционировала республиканская экспериментальная площадка «Школьный музей как культурный центр села», в рамках которой проведено немало традиционного: встречи-чествования ветеранов цикла «Люди трудовой славы», совместный сбор материалов по истории села, организация новых выставок, проведение совместных праздников, а также введено много новых форм работы не только для учащихся, но и для всего населения села:

  • проведение православных народных праздников на базе музея: «Рождество Пресвятой Богородицы» - 21 сентября, Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября, «Микайлö лун» - 21 ноября, в день Собора Архистратига Михаила, Рождество Христово, «Благовещенье Пресвятой Богородицы» - 7 апреля, Пасхальный праздник, «В память равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских» - 24 мая.

  • паломнические поездки жителей села совместно со школой по святым местам (в 2007 г. -в Ульяновский и Важкурский монастыри, в 2008 г. – в Ыбский монастырь и святые источники, в 2009 г. – в храмы с.Усть-Вымь; в 2010 г. – в женский монастырь в п.Первомайский; в 2011 г. – в храмы г.Сыктывкара; в 2012 г. – в храм с.Койгородок.

  • возведение методом народной стройки будущего этнокультурного и духовного центра (здание в настоящее время построено, ведутся внутренние работы);

  • презентации новых находок музея;

  • методическая помощь музея представителям общественности в музейном деле, совместная выставочная деятельность;

  • подготовка методических рекомендаций по использованию материалов музея для учителей, классных руководителей;

  • создание нового сайта школьного музея совместно со студентами Сыктывкарского лесного института и при содействии сотрудницы КНЦ Института языка, литературы и истории Дмитриевой Т.Е.

Методическая работа школьного музея

Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий, организации поисково-собирательской, исследовательской и массовой работы проводится по программам «Школьное музееведение», «Школа юного экскурсовода». Постоянно происходит дополнение тематических лекций и бесед. Подготовлены методические материалы «Музей – учителю», «Музей – классному руководителю». Осуществляется консультирование педагогов при подготовке к урокам с использованием музейных материалов, членов Клуба ветеранов при проведении уроков мужества, уроков памяти в музее, членов секции «Родословие» при проведении занятий по изучению истории семьи. В последние годы активно развернулась методическая помощь музея через сеть Интернет уроженцам Пыёлдино, проживающим в разных регионах страны.

С самого начала существования музея мы ясно понимали, что музей не может и не должен быть просто демонстрационным залом, или парадным отчетом перед общественностью. Он должен быть центром большой работы с целеустремленным патриотическим содержанием, надежным помощником педагогического коллектива в образовательном процессе школы. Материалы музея постоянно используются как во внеклассной работе (предметы быта, одежда и т.д.), так и в урочной деятельности. Непосредственно в музее и с привлечением музейных средств проводятся уроки:

ИЗО – «Кто мы, откуда? Чем живы», «История села Пыелдино. Истоки»,

«Храмовая культура» (церкви в Пыелдино), «Народные образы в декоре предметов быта и жилищ народа Коми», «Использование бересты в быту коми народа», «Жилище и быт коми народа», «Праздники в Пыёлдинских деревнях»,«Коми национальная одежда»;

Коми литературы - «Коми трудовые песни», «Повесть А.П. Коми «Зарни вöр» («Золотой лес»);

Русской литературы – «Современная поэзия. Творчество Народного поэта Республики Коми Виктора Кушманова», «Литература Великой Отечественной войны», «Стихи, рожденные войной», «Песенная лирика Великой Отечественной войны»;

Русского языка – Работа по картинам художника А.В. Кочева.

Истории – «Земледелие и скотоводство в Древней Руси», «Коллективизация в стране и в Коми, в Пыёлдино», «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны».

В предыдущие годы учащимися активно велся поиск и сбор материалов о тружениках тыла не только из Пыёлдино, но и с. Гагшор и п. Бортом-базы, т.е. тех населенных пунктов, откуда дети приезжают ежедневно на учебу в Пыёлдинскую школу. Собрано материалов о 70 тружениках. Данные материалы не лежат мертвым грузом. Стали уже традиционными (проводятся с 1999 г.) встречи цикла «Люди трудовой славы», на которые приглашаются труженики и с. Пыелдино, и с. Гагшор, и п. Бортом-базы.

Работа по патриотическому воспитанию проводится постоянно совместно с ветеранами. Вместе с членами совета ветеранов ведем поисковую работу, готовимся к смотрам-конкурсам, проводим встречи с ветеранами войны и труда, вечера памяти, организовываем тимуровскую работу. Члены совета ветеранов являются постоянными членами комиссии на ежегодном празднике посвящения в экскурсоводы школьного музея, клуб ветеранов имеет секцию «Родословие», тесно сотрудничающую со школьным музеем.

С 1995 года в школе по зачину музея продолжается систематическая совместная деятельность детей и их родителей, направленная на познание истории своей семьи, своего рода. Такая деятельность значительно расширяет воспитательное пространство, включая в воспитательный процесс родителей, дедушек и бабушек, других родственников, людей старшего поколения из окружающей среды. Здесь также наблюдается разнообразие форм работы: оформление родословных древ, представление фотографий из семейных альбомов, семейных реликвий, других семейных традиций, проводятся совместные с родителями мероприятия. Стал традиционным общешкольный конкурс «Семейный архив. Работы победителей отправляем на Всероссийский конкурс детских работ «Голос ребенка», они неоднократно отмечались грамотами и специальными призами.

Активно реализуется также программа «Земляки». Не только по республике, но и за ее пределами хорошо известны имена ученых Шишкина Н.И., Суриной Л.И., Савельевой Э.А., Напалкова А.Д., Нагаева В.В., поэта В.В. Кушманова, художника А. Кочева, Героя Советского Союза Горчакова И.П., Героя Социалистического Труда Шишкина В.Е. и многих других выдающихся людей. Музеем организовано изучение жизни и деятельности всех этих выдающихся людей, переписка и проведение встреч с ними, подготовка историко-биографических очерков, описаний и т.д. Малая родина Пыёлдино так или иначе живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села навсегда. Мы получаем письма из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинской, Свердловской, Тюменской областей, с Украины и т.д. Часты в письмах просьбы выяснить судьбы и адреса бывших одноклассников и знакомых, выслать материалы об интересующих людей, сообщить о том, какие изменения произошли в родных краях и т.д. Эти люди испытывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Связь с земляками осуществляют, конечно, только те ребята, которые занимаются непосредственно в музее, т.к. это дело одно из самых сложных, но одно из самых благородных.

Через данную деятельность, несомненно, воспитываются доброта, милосердие, готовность помочь всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь. Для всех же остальных учащихся школы также очень много полезного дают организуемые музеем встречи со знаменитыми, или, просто интересными, людьми; такие встречи устраиваются почти ежегодно. Даже после ухода из жизни знаменитого человека связь продолжаем поддерживать с его родными и близкими ему людьми. Ни на минуту не усомниться, что такие встречи, как встречи с Народными поэтами Республики Коми Надеждой Александровной Мирошниченко, Виктором Кушмановым, исполнителем авторской песни, председателем Союза воинов-интернационалистов Республики Коми Вячеславом Немировым, формируют невидимое, но такое ценное в сердцах и душах наших ребят, которое будет сопровождать их всю жизнь, - это «могучая волна подлинной Любви».

Из блока «Историческое наследие» реализуются нами программы «История народного образования» и «Коми деревня», формы работы здесь также разнообразны и интересны для ребят: походы по местам заброшенных деревень, сбор информации об исчезнувших и ныне существующих деревнях, о существовавших в Пыёлдинской волости школах, праздники деревень, презентации собранных материалов. Все собранные материалы в рамках изучения данных программ экспонируются в школьном музее и активно используются в учебно-воспитательном процессе. С работой «Пыёлдинские деревни» в 2003 году активистка музея Конюхова Ксения занимала 3 место на республиканской конференции «Отечество Земля – Коми».

Продолжается работа по реализации программы «Покаяние»: исследуются места проживания спецпереселенцев, места захоронений, записываются воспоминания бывших жителей поселков Ниашор, Горсиб, Вепра, составлено описание и карта п.Ниашор, установлен памятный знак на территории кладбища ( на месте же поселка Ниашор стараниями Фонда «Покаяние» установлен памятник жертвам политических репрессий 30-40-ых гг. ХХ века, в сборе средств на который участвовала и Пыёлдинская школа, учащиеся школы осуществляют уход за памятником).

С 2008 года активнее, чем ранее, идет работа по программе «Народное православие». Если в предыдущие годы уже изучалась история пыёлдинских храмов и монастырей, то в последние два года мы занялись исследованием жизни и подвигов священнослужителей и новомучеников как Пыёлдинской Николаевской церкви, так и других храмов Коми края. Совершили паломнические поездки по Святым местам Республики: в Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь с.Ульяново Усть-Куломского района, Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь с.Важкурья Корткеросского района, Серафимовский женский монастырь с.Ыб Сыктывдинского района, храмы с.Усть-Вымь, Стефано-Серафимовский женский монастырь пос.Первомайский. Приглашали в гости в музей и школу священников о. Александра (Никитенко) и журналистов газеты «Епархиальные ведомости» о.Георгия (Федорив) и В.Виноградову. Встречались с потомками священнического рода Покровских и Бронниковых: Колобовой Б.А., о.Александром и м.Ольгой (Смирновыми) и Малыхиной А.Г. Принимаем участие в Стефановских чтениях: в 2007-2008 уч. году - Братенкова Светлана с работой «Судьба священнослужителя Пыёлдинской Николаевской церкви Попова Геннадия Леонидовича» и Сизганова Мария с работой «История церковно-приходских школ Пыёлдинской волости»; в 2008-2009 уч.году – Шаньгин Никита с работой «Род Бронниковых на пыёлдинской земле» и Сизганова Мария с работой «Пыёлдинский приход в ХIХ- ом и в начале ХХ века»; в 2010-2011 уч.году – Биктагирова Софья и Авхадуллина Валерия с работами «Да на Сысоле ж на Пылде монастырь Николы Чудотворца…» и «Православные традиции в образовании (по материалам Пыёлдинской волости) в г.Великий Устюг на V Малых Прокопьевских чтениях; в 2011-2012 уч.году – Мартенс Анастасия с выступлением на тему «Нужны ли всовременной школе «Уроки добротолюбия»?; в 2012-2013 уч.году – Королев Олег с работой «Судьба священномученника Григория Бронникова».

Именно так через поисково-исследовательскую краеведческую и музейную деятельность учащиеся Пыелдинской средней школы приобретают навыки самовоспитания таких нравственных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к истории своей семьи, трудолюбие и стремление к творчеству. Школьный музей, сочетающий в себе функции и научного учреждения, и общественного объединения, и детского клуба по интересам, обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-исследовательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края «изнутри», понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру, духовную жизнь края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному наследию, без чего личностный рост школьника не будет полным. Как верно сказано Ф.И.Шмидтом: «Музей не тем становится музеем, что в нем соберутся редкости, а исключительно тем, что организующая мысль поставит самые обыденные вещи в определенную связь между собой и выявит посредством вещей ту или иную истину». Самая главная же истина, на наш взгляд, в том, что в душе каждого естественным образом должна постоянно жить любовь к своей малой родине, к её людям и чувство причастности к своей стране и долга перед ней.

Александрова О.В.

Из выступления ученицы 11а класса Братенковой Светланы

на конференции «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентации» на тему «Роль музейной деятельности в моей жизни».


У каждого человека, осознаёт он это или нет, есть нравственные ориентиры. Человек живёт и трудится, совершает поступки и воспитывает кого-то, или занимается самовоспитанием, любит и не любит что-то, руководствуясь своими нравственными ценностями. И замечательно, если эти его ценности совпадают с общечеловеческими ценностями, особенно такими, как: семья, родина, мир, труд, добро, культура. Поистине настоящий гражданин своего Отечества - человек, который почитает историю и культуру своей страны, своей малой Родины. А почитает – значит, исследует её, изучает, свято хранит и передаёт другим, не допуская, чтобы она была забыта.

Именно с этой целью я с большим интересом начала заниматься в нашем школьном музее, где предоставляется несколько различных видов деятельности. Это, во-первых, поисково-собирательская деятельность. Ведь музей должен постоянно пополняться новыми экспонатами по его профилю. Во-вторых, поисково-исследовательская деятельность, так как ныне музей представляет историю села Пыёлдино, то и я, как и другие активисты музея, занималась сбором и исследованием таких материалов, как история деревень в Пыелдино, история жизни моих родственников, в том числе участников войны, история Пыёлдинской церкви и судеб священнослужителей её, история Евдокиевской ярмарки в Пыёлдино и деятельность пыёлдинских портных за пределами Коми края.

Чтобы собрать и исследовать эти материалы, я постоянно обращаюсь к своей бабушке, Ие Василисковне, которая хранит в своей памяти рассказы своих родителей, особенно её матери Евдокии Прокопьевны Горчаковой.

Моя музейная деятельность включает и экскурсионную деятельность. Мною были проведены такие экскурсии, как: «История деревень в Пыёлдино», «Судьба священнослужителя Пыёлдинской церкви Попова Геннадия Леонидовича», «Моя родословная».

Что мне даёт деятельность в музее? Во-первых, я познаю историю своей малой Родины. Вовлекшись в исследовательский поиск, я «подрастала» до сознания того, что мы не замечаем счастья без истории жизни наших предков, нам не хватает живых уроков терпения и трудолюбия. Это чувство выросло в желание найти все сведения о моих предках, об истории моей родной деревни, об истории судеб священнослужителей, понять, как жили раньше люди и чем они гордились. Во-вторых, я научилась пользоваться архивными материалами и правильно их использовать. Мне не доставит никакого труда найти ту информацию, которая мне необходима. Я научилась правильно представлять свой материал и правильно его оформлять.

Музейная деятельность сама по себе очень интересна. В ней каждый может найти себе работу по душе. И чем больше ты вовлекаешься в неё, тем сильнее твои чувства к своей Родине. Музейную деятельность можно назвать школой самопознания. Ведь каждый человек, занимаясь такой деятельностью, познаёт себя, познаёт свой внутренний мир. А это самое главное в жизни человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!