Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Томская средняя общеобразовательная школа»
«Томсашöр школа»
муниципальнöй сьöмкуд велöдан учреждение
(наименование Школы)
Согласовано Заместитель директора по воспитательной работе ___________________А.А.Филиппова | Утверждаю Директор_____________ Т.Г.Филиппова |
| Приказ от «___»_________20___г. № __ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности направленности
«Школьная газета»
Возраст детей 12-13 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Бабикова Надежда Александровна,
педагог дополнительного образования
2021 г.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Главным результатом на протяжении всего периода обучения является подготовленный̆ для публикации в школьной газете материал. Практическим выходом реализации программы является издание 8 номеров школьной газеты (1 раз в месяц).
Реализация программы «Школьная газета» предполагает следующие результаты:
1. личностные
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
2. метапредметные
Регулятивные. Учащиеся научатся:
понимать цель выполняемых действий;
составлять план своей деятельности;
управлять своим вниманием;
фиксировать и осмыслять особенности собственных работ;
адекватно оценивать результаты своей деятельности, вносить корректировки в последующую работу;
Познавательные. Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию для выполнения заданий, используя различные источники информации;
осмысливать информацию;
осмысливать техники выполнения различных заданий.
делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные. Учащиеся научатся:
участвовать в коллективном обсуждении и принятии решений;
строить продуктивное сотрудничество со сверстниками;
воспринимать позицию других людей как партнёров в общении и
совместной деятельности;
3. предметные:
сформировано представление о журналистике, как науке;
сформировано представление о понятиях дизайн, макет, верстка, интервью, …
приобретены знания об основах журналисткой деятельности;
приобретены знания и умения в области поиска и отбора информации;
сформированы навыки составления статей;
сформированы навыки создания макетов, дизайнов;
сформированы навыки поиска информации теме из различных источников;
сформированы навыки работы с фото- и художественными материалами, работы с оргтехникой;
приобретены умения верстки газеты.
Раздел 2: Содержание курса внеурочной деятельности «Школьная газета»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(29 часов, 1 час в неделю)
| Название темы | Содержание | Количество часов | Формы организации занятий |
всего | теория | практика |
1 | Профессия журналиста. | Формирование представлений о профессии журналиста. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту. История российской журналистики. Из истории развития газетного дела. | 1 | 1 | | очная, групповая |
2 | Школьная редакция. Роль школьной газеты. | Цели и задачи школьной газеты. Актуальность создания школьной газеты. Механизм работы школьной газеты. Этапы создания школьной газеты. Рубрики школьной газеты. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Жанры журналистики | Жанры журналистики и их особенности. Информационные жанры: Основные требования к информативной публицистике. Аналитические жанры. Назначение произведений аналитических жанров. Специфика аналитической журналистики. Художественные жанры. Слово, очерк, эссе, фельетон, и др. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Язык журналистики. Особенности газетного языка. | Слово и понятие. Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Стилистические фигуры речи. Тропы. Особенности газетного языка. Газетно-публицистический стиль. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Читатель и его интересы. Темы газетных публикаций. | Читатели школьной газеты. Методы выявления читательских запросов и предпочтений. Темы газетных публикаций. Правила расположения новостей. Рубрики. Полосы. | 1 | 0,3 | 0,7 |
6 | Требования к информации. Источники информации. | Информация. Достоверность, краткость, ясность информации. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий. Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники. Собственное мнение журналиста. Правила оформления источников информации. | 1 | 0,2 | 0,8 |
7 | Заголовки и иллюстрации. | Заголовки и иллюстрации. Объем заголовков, их стилистика. Выбор шрифта для определённого по содержанию текста. Иллюстрации. Правила выбора иллюстраций. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Знакомство с оформительским делом. | Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер). Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Роль фотографий в газете. Особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER , MS POWER POINT.). | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Дизайн газеты. | Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Современный дизайн газет. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов. Композиция дизайна газеты. | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 | Интервью. | Понятие интервью. Сущность интервью. Виды интервью. Этапы подготовки и проведения интервью. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Сбор и обработка информации к выпуску школьной газеты. | Сбор информации. Обработка информации. Подбор материала (текстовый материал, фотографии). | 8 | | 8 |
12 | Выпуск школьной газеты. | Макетирование школьной газеты. Верстка школьной газеты. Печать школьной газеты. | 8 | | 8 |
13 | Контрольное занятие | Подведение итогов в форме защиты портфолио. Презентация портфолио учащихся. | 1 | | 1 |
14 | | Всего: | 29 | 5 | 24 |
Раздел 3: Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
1 | Вводное занятие. Журналистика как профессия. История российской журналистики. | | |
2 | Школьная редакция. Роль школьной газеты. | | |
3 | Сбор и обработка информации к выпуску № 1 школьной газеты. | | |
4 | Выпуск школьной газеты №1. | | |
5 | Жанры журналистики. | | |
6 | Язык журналистики. Особенности газетного языка. | | |
7 | Сбор и обработка информации к выпуску № 2 школьной газеты. | | |
8 | Выпуск школьной газеты № 2. | | |
9 | Читатель и его интересы. Темы газетных публикаций. | | |
10 | Сбор и обработка информации к выпуску № 3 школьной газеты. | | |
11 | Выпуск школьной газеты № 3. | | |
12 | Требования к информации. Источники информации. | | |
13 | Сбор и обработка информации к выпуску № 4 школьной газеты. | | |
14 | Выпуск школьной газеты № 4. | | |
15 | Заголовки и иллюстрации. | | |
16 | Знакомство с оформительским делом. Технические средства. Компьютерные программы MSWORD, MSPUBLISHER , MS POWER POINT.). | | |
17 | Сбор и обработка информации к выпуску № 5 школьной газеты. | | |
18 | Выпуск школьной газеты № 5. | | |
19 | Знакомство с оформительским делом. Шрифт. Фотографии. | | |
20 | Дизайн газеты. | | |
21 | Сбор и обработка информации к выпуску № 6 школьной газеты. | | |
22 | Выпуск школьной газеты № 6. | | |
23 | Дизайн газеты. | | |
24 | Сбор и обработка информации к выпуску № 7 школьной газеты. | | |
25 | Выпуск школьной газеты № 7. | | |
26 | Интервью. | | |
27 | Сбор и обработка информации к выпуску № 8 школьной газеты. | | |
28 | Выпуск школьной газеты № 8. | | |
29 | Контрольное занятие. | | |