СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа волонтера

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Школа волонтера»

СОГБОУ «Шумячская санаторная школа-интернат»


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете Приказ от_________№_____

СОГБОУ «Шумячская санаторная И.о.директора________А.М.Донченко

школа-интернат»

Протокол от____________ № _____






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ШКОЛА ВОЛОНТЕРА»

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД










ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

12-16 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД





Автор составитель: Моржаков Р.В.,

воспитатель









п.Шумячи

2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс внеурочной деятельности «Школа волонтера» предназначен для работы с обучающимися 5-9 классов в рамках социального направления внеурочной деятельности и направлен на формирование у обучающихся личностной и гражданской позиции, усвоение ими гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Образование для современного ученика – это не только овладение базовыми знаниями, но и поиск ответов на самые главные вопросы: «Для чего я живу?», «В чем смысл моего существования?». В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования в разделе личностных результатов реализации образовательной программы выпускник школы характеризуется как:

    • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, человечества;

    • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (кратко – «Стратегия 2020») среди важных проблем российского образования названо «недостаточное развитие социальной компетентности у выпускников школ», а в качестве приоритетных образовательных установок рекомендовано формирование и обучающихся «позитивных социальных установок». За последние годы многое изменилось, были поставлены новые задачи, но эти установки остались актуальными. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года среди основных направлений развития воспитания декларируется поддержка общественных объединений, т.е. «широкое привлечение детей к участию в деятельности социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организаций и объединений, волонтерском движении».

Школа не может и не должна оставаться в стороне от решения этих задач. Сегодня роль школы в формировании у ребенка ценностных ориентиров, активной гражданской позиции является неоспоримой, и эта задача возлагается государством на школу. Закон

«Об образовании в Российской Федерации» трактует понятие «образование» не только как

«знания, умения, навыки», но и как «ценностные установки», «опыт деятельности». Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе предполагает обязательное наличие курсов внеурочной деятельности, их направленность на достижение личностных и метапредметных результатов.


Программа внеурочной деятельности «Школа волонтера» отвечает задачам социального направления внеурочной деятельности, нацеленного на формирование осознанной, инициативной, социально полезной деятельности. Она составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Целью курса является не только интеллектуальное, но и духовно-нравственное, творческое и физическое развитие человека, а также удовлетворение его особых индивидуальных образовательных потребностей и интересов.


Задачи курса:


    • формирование у обучающихся представления об отечественных и мировых традициях волонтерского движения;

    • осознание старшеклассниками ответственности за настоящее и будущее своей страны, формирование у них активной жизненной позиции;

    • формирование у обучающихся опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;

    • освоение старшеклассниками форм социально-преобразовательной деятельности.



Методическое обеспечение курса представлено учебным пособием «Школа волонтера» (авторы О. А. Аплевич, Н. В. Жадько), рабочей программой курса. Пособие обеспечивает реализацию содержания курса, включает теоретические материалы об истории волонтерского движения, его сущности и особенностях и практические занятия, рекомендации, учебные кейсы. В процессе выполнения практических заданий обучающиеся смогут определить свои интересы, выбрать направления волонтерской работы, оценить перспективы разработки собственных волонтерских проектов.

На групповых и индивидуальных занятиях возможно использование широкого спектра видов деятельности: решение учебных кейсов, разбор ситуаций, защита мини-проектов и т.д.

Из расчета общей учебной нагрузки 68ч. За 1 год обучения: 2ч. в неделю в 5-9 классах.



Планируемые результаты освоения

курса внеурочной деятельности «Школа волонтера»

В результате освоения материала курса внеурочной деятельности «Школа волонтера» обучающиеся научатся:

    • осознавать важность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

    • вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

    • осознавать свою готовность к решению моральных проблем на основе личностного выбора;

    • понимать ценность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


    • понимать значимость целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;

    • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    • самостоятельно планировать пути достижений целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

    • работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов участников группы;

    • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

    • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.


Содержание курса

внеурочной деятельности «Школа волонтера»

Тема 1. Вводное занятие

Введение. Волонтеры меняют мир.


Тема 2. Волонтерская деятельность в России


Из истории волонтерского движения в России: Древняя Русь и Московское княжество, императорская Россия, советский период, современная Россия. Правовое регулирование волонтерской деятельности в России: нормативно-правовая база добровольчества (волонтерства). Волонтер и доброволец; цели деятельности волонтера. Права и обязанности волонтера; правовые условия осуществления волонтерской деятельности. Единая информационная система в сфере развития добровольчества

(волонтерства). Особенности волонтерской деятельности. Волонтерские группы и волонтерские организации: организаторы и участники волонтерской деятельности. Индивидуальное и групповое волонтерство. Волонтерская группа. Волонтерская организация. Направления волонтерской деятельности: социальное волонтерство, культурно-спортивное волонтерство, экологическое волонтерство.

Виды деятельности: беседа, работа в группе, мозговой штурм, создание интеллект-карты, защита проектов, ролевая игра, пресс-конференция, создание инструкции, диалог-игра, решение учебных кейсов, работа с нормативно-правовыми источниками, выступление с подготовленным сообщением, работа с интернет-ресурсами, создание коллажа, разработка и защита мини-проекта, создание мотивационной презентации.


Тема 3. Вы решили стать волонтером


Мотивация к участию в волонтерской деятельности: ценности личности; базовые ценности для волонтера. Мотивация деятельности волонтера. Как стать волонтером: выбор направления волонтерской деятельности; поиск волонтерской организации или волонтерского проекта; прохождение собеседования при приеме в волонтерскую организацию и обучение волонтеров. Что необходимо знать и уметь волонтеру: требования, предъявляемые к волонтеру; личная книжка волонтера.

Виды деятельности: беседа, выполнение диагностики, диалог-игра, выступление с подготовленным сообщением, работа с интернет-ресурсами, диспут, создание плаката, защита проекта, разбор учебных кейсов, создание самопрезентации в формате видеообращения, написание мотивационного письма.



Тема 4. Волонтерский проект: от идеи к результатам (10ч)


Что такое волонтерский проект: проект как форма осуществления волонтерской деятельности; что необходимо знать для успешной реализации волонтерского проекта. Разработка волонтерского проекта: формулирование идеи проекта, постановка целей и задач проекта, составление плана, формирование команды, определение ресурсов, начало реализации проекта. Реализация волонтерского проекта: привлечение ресурсов, презентация волонтерского проекта, воплощение проекта (создание проектного продукта). Подведение итогов проекта: оценка результативности проекта, подготовка и публикация отчета о проекте, создание портфолио проекта, встреча участников проекта, благодарственные письма спонсорам и партнерам проекта.


Виды деятельности: беседа, работа в группе, мозговой штурм, решение учебных задач, работа с интернет-ресурсами, создание листовки-флаера, подготовка и защита проекта.



Тема 5. Из опыта волонтерской деятельности (12ч)


Разработка проекта помощи детям-сиротам «Обмен талантами». Организация праздника для пожилых людей «Новый год от чистого сердца». Организация творческого фестиваля «Мы вместе. Организация школьного волонтерского центра. Подготовка развлекательной программы для детей «Хорошее настроение». Экологический проект

«Лес своими руками». Эколого-просветительский проект «Послание в лесу». Организация фестиваля «Здоровый образ жизни? Легко!». Проект по созданию социального ролика. Организация образовательной программы (курса-тренинга) школьным волонтерским центром.

Виды деятельности: практические работы по решению учебных кейсов.

Примерное тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Школа волонтера»

Примерное тематическое планирование составлено из расчета общей учебной нагрузки 68 ч. За 1 год обучения: 2 ч. в неделю в 5-9 классах.


п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Количество часов

Дата по

факту


Тема 1. Вводное занятие (2 ч)

1

Введение. Волонтеры меняют

мир

Вводное занятие


2



Тема 2. Волонтерская деятельность в России (30 ч)

2

Из истории волонтерского движения

Из истории волонтерского

движения в России: Древняя Русь и Московское княжество.

Волонтерство в императорской России


2


3

Волонтерское

движение XX и XXI века

Волонтерство в советский период и в современной России


3


4

Правовое регулирование волонтерской

деятельности в России

Правовое регулирование волонтерской деятельности в России: нормативно-правовая база добровольчества (волонтерства)



2


5

Волонтер и доброволец

Понятия «волонтер» и

«доброволец»; цели деятельности волонтера


2


6

Права и обязанности волонтера

Правовые условия осуществления

волонтерской деятельности: права и обязанности волонтера


2


7

Развитие волонтерства

Единая информационная система в сфере развития добровольчества

(волонтерства)


2


8

Волонтерская деятельность

Организаторы и участники волонтерской деятельности. Индивидуальное и групповое

волонтерство



2


9

Волонтерская

группа

Участники волонтерской группы,

лидер группы


2


10

Волонтерская организация

Отличие волонтерской организации от волонтерской группы, оформление волонтерской

организации


2


11

Социальное

Особенности и задачи социального

3



волонтерство

направления деятельности

волонтеров



12

Культурно-

спортивное волонтерство

Особенности и задачи культурно- спортивного волонтерства


3


13

Экологическое

волонтерство

Особенности и задачи

экологического волонтерства

3


14

Привлечение и

отбор волонтеров

Особенности отбора волонтеров для

разных направлений

2



Тема 3. Вы решили стать волонтером (12ч)

15

Как возникает решение стать волонтером

Мотивация к участию в волонтерской деятельности.

Ценности личности. Базовые ценности для волонтера.


4


16

Как стать волонтером

Выбор направления волонтерской деятельности. Поиск волонтерской организации или волонтерского проекта. Прохождение

собеседования при приеме в волонтерскую организацию и обучение волонтеров.



4


17

Что необходимо знать и уметь

волонтеру

Требования, предъявляемые к волонтеру. Личная книжка

волонтера


4



Тема 4. Волонтерский проект: от идеи к результатам (12ч)

18

Что необходимо знать для успешной реализации

волонтерского проекта

Проект как форма осуществления волонтерской деятельности; что необходимо знать для успешной реализации волонтерского проекта



3


19

Разработка волонтерского проекта

Формулирование идеи проекта, постановка целей и задач проекта, составление плана, формирование

команды, определение ресурсов


3


20

Реализация волонтерского

проекта

Начало реализации проекта, привлечение ресурсов, презентация

волонтерского проекта


3


21

Подведение итогов проекта

Оценка результативности проекта, подготовка и публикация отчета о проекте, создание портфолио проекта, встреча участников проекта, благодарственные письма

спонсорами партнерам проекта



3



Тема 5. Из опыта волонтерской деятельности (12 ч)

22

Помощь детям и пожилым людям

Разработка проекта помощи детям- сиротам «Обмен талантами».

Организация праздника для пожилых людей «Новый год от чистого сердца»



2


23

Творческие проекты в школе

Организация творческого фестиваля

«Мы вместе». Организация школьного волонтерского центра.


2



24

Развлекательные программы

Подготовка развлекательной программы для детей «Хорошее

настроение»


2


25

Экологические проекты

Экологический проект «Лес своими руками». Эколого- просветительский проект

«Послание в лесу»



2


26

Проекты по агитации за

здоровый образ жизни

Организация фестиваля «Здоровый образ жизни? Легко». Проект по созданию социального ролика



2


27

Образовательные проекты

Организация образовательной программы (курса-тренинга)

школьным волонтерским центром


2






Календарный учебный график.


1. Начало учебного года: 01.09.2022г.

Окончание учебного года: 28.05.2023г.


Дата начала учебных занятий

01.09

Количество учебных недель

34

Количество учебных дней в неделю

2

Дата окончания учебных занятий

28.05

Промежуточная аттестация

С 10.05 по 26.05


2. Каникулы:


Наименование

Период

Количество дней

Всего дней за год

Осенние

28 октября – 06 ноября

10



30

Зимние

28 декабря – 08 января, 25.02

13

Весенние

27 марта – 02 апреля

7



Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для внешкольной работы имеет базу аудиторий: кабинеты, актовый зал для проведения занятий, соответствующие санитарным нормам.

Канцелярия: бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки.

Символика и атрибутика: футболки, бейджи.

Дидактические материалы:  сценарии и методические разработки мероприятий; волонтерские книжки; кодекс и памятка волонтера; учебно- наглядные пособия.

Средства обучения:  ноутбук; магнитная доска; учебные столы и стулья.

Информационное обеспечение

  • материалы к занятиям (статьи, аудио-, видеоматериалы);

  • социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к людям, людям с

ограниченными возможностями здоровья.

  • ролики о добровольчестве;

  • видеофильмы «Перерыв на войну».

Формы аттестации

Система оценки достижения планируемых результатов состоит из следующих направлений:

  • внешняя оценка (мероприятия различного уровня - конкурсы, смотры);

  • внутренняя оценка (личностные: портфолио; метапредметные: педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях; предметные: анализ результатов тренингов, тестирование).

Способы проверки результатов освоения программы:

  • систематическое участие в добровольческих мероприятиях;

  • тестирование обучающихся «Я - волонтер!»

  • контрольные упражнения «Я - волонтер!»

  • количество проведенных мероприятий;

  • количество задействованных обучающихся программы и объектов деятельности;

  • наличие документов, подтверждающих результаты волонтерской деятельности (портфолио, волонтерская книжка);

  • участие в конкурсах: «Доброволец России», «Лучший волонтер отряда», «Лучший волонтерский проект», «Лучший руководитель волонтерского отряда» и т.д.;

  • участие в форумах, слетах, сборах, семинарах, мастер- классах волонтерского движения;

  • организация, реализация социально - значимых проектов;

  • создание авторских социально - значимых проектов.

Формы фиксации результатов:

  • ведение журнала учёта;

  • портфолио обучающихся;

  • количество выданных волонтерских книжек и т.д.

Критерии оценки результативности освоения программы:

     Критериями оценки освоения программы являются:

  • личностные критерии, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • метапредметные критерии: наличие первичных организаторских умений и навыков, способность работать в команде, уверенность в себе, наличие навыков самоанализа и самооценки;

  • предметные критерии, включающие освоенные специфические умения и виды деятельности, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, осознание значения волонтерской деятельности в личном и социальном становлении личности.

Аттестация осуществляться через:

  • анкетирование всех участников программы;·

  • выпуск отчетных буклетов «За волонтерами будущее!»;

  • количественный анализ результатов проведенных мероприятий с показателем охвата участников;

  • разработка социального проекта;

  • портфолио;

  • мониторинг достижений волонтёров, волонтерского объединения в целом.

Оценочные материалы

Пакет диагностических методик:

     Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся.

Методики:

  • Тест «Викторина добровольца» (Знание истории, сущности и особенностей добровольческой деятельности);

  • Определение направленности личности (ориентационная анкета). Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности; -позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской деятельности;

  • реальный вклад в социально-значимую деятельность (участие в мероприятиях);

  • тестирование обучающихся «Я - волонтер!»;

  • контрольные упражнения «Я - волонтер!»;

  • диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий);

  • тест «Лидеры бывают разные»;

  • тест – опросник «Коммуникативные и организаторские склонности»(КОС-2)

  • опросник «Определение направленности личности»;

  • анкетирование: - «Я- волонтер!», «Этапы развития волонтерского движения в России», Характеристика социально – значимых проблем. Практические навыки, которыми обладает волонтер.

Фонд оценочных средств программы:

  • средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов (опрос письменный и устный, анкета, тест,);

  • средства оценивания, предполагающие анализ продуктов деятельности (глоссарий, схема, таблица, концептуальная карта, коллаж, рецензия, аннотация, реферат, доклад, эссе, информационный бюллетень, буклет, электронная презентация, веб-страница, вебсайт, блог и др.);

  • средства оценивания, предполагающие анализ деятельности (мониторинг, конкурс, организационно - деятельностная игра, проект, отчет, кейс-измеритель и др.);

  • средства оценивания интегративного характера (резюме, портфолио, паспорт профессиональной карьеры, дневник, творческая книжка и др.).

Для проведения аттестации можно использовать:

  1. Подобрать нормативно-правовые документы по вопросам добровольческой деятельности;

  2. Сформировать теоретический минимум по теме «Зарубежный опыт волонтерского движения в разных странах»;

  3. Выполнить презентацию по теме «Опыт работы волонтерских организаций»;

  4. Проанализировать компетенции, необходимые волонтеру;

  5. Описать принципы волонтерской деятельности;

  6. Описать технологии создания эффективно работающей команды волонтеров;

  7. Рассмотреть технологии набора волонтеров;

  8. Составить вопросы для интервью с волонтером;

  9. Разработать тренинговое занятие для обучения волонтеров;

  10. Создать проект смены в детском оздоровительном лагере для обучения волонтеров;

  11. Представить методы оценки работы волонтера;

  12. Описать технологии обучения волонтеров;

  13. Написать эссе на тему «Я – волонтер»;

  14. Составить глоссарий: «волонтер», «доброволец», «добровольчество», «волонтерская деятельность», «социально-значимая деятельность», «проект», «тимуровцы» и др.;

  15. Составить буклет «Памятка молодого волонтера»;

  16. Разработать памятку «Как стать волонтером»;

  17. Разработать волонтерский проект и представить его на конкурс социально-

значимых проектов;

  1. Исследовать уровень осведомленности молодежи о добровольческой деятельности;

  2. Составить проект конференции «Развитие добровольчества в Российской Федерации. От настоящего к будущему»;

  3. Заполнить рабочую тетрадь по дисциплине;

  4. Выполнить творческую работу «Идеальный волонтер»;

  5. Составить матрицу актуальных добровольческих проблем в виде таблицы

(презентации, коллажа и др.);

  1. Выполнить презентацию по теме «Волонтер – это…»;

  2. Составить концептуальную карту по теме «Системное развитие добровольчества в России»;

  3. Составить текст выступления на «круглом столе», конференции по проблемам добровольческой деятельности;

В результате реализации программы обучающиеся должны:

Знать:

  • историю волонтерского движения в России и за рубежом;

  • социальные аспекты волонтерской деятельности;

  • основные направления волонтерской деятельности;

  • особенности организации волонтерской деятельности;

  • полный цикл коммуникационного процесса с разными категориями лиц. Формы, методы, барьеры в коммуникации;

  • технологический процесс волонтерской деятельности;

  • правовые основы, формы и методы привлечения и поиска средств для организации и проведения волонтерских мероприятий.

Уметь:

  • обобщать полученные знания; анализировать опыт волонтерской  деятельности;

  • организовывать волонтерскую команду для участия в событийных мероприятиях;

  • проектировать волонтерские акции различной направленности, проектировать собственную волонтерскую деятельность, активизировать собственные личностные ресурсы, способствующие саморазвитию и самореализации, способности нести ответственность за качество своей деятельности;

  • использовать методы, механизмы, технологии по поиску средств для организации систематической добровольческой деятельности.

Владеть:

  • теоретико-правовыми основами в организации добровольческой деятельности;

  • навыками составления текстов, информационных писем, пресс-релизов и т. д;

  • навыками организации волонтерских акций и проектов; умения кооперации и организации работы в коллективе на основе толерантности, диалога и сотрудничества; самостоятельной разработки социальных проектов в области организации добровольческой деятельности; методами социально-проектной и прогностической деятельности. технологией организации и проведения добровольческих мероприятий; планирования и организации волонтёрского мероприятия;

  • навыками привлечения средств для организации и проведения волонтерских мероприятий, акций, событий.

Методическое обеспечение

Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности:·

  • гуманизация педагогического процесса;

  • индивидуализация и дифференцированный подход;

  • демократизация.

     Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать возможность каждому обучающемуся – члену волонтёрского объединения, раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения.

     При работе с подростками, образовательный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения:

  • игровые методы;

  • наглядно-словесные методы;

  • методы диагностики: метод упражнения, работа с методической литературой,

  • самостоятельная работа;

  • приемы актуализации субъективного опыта обучающихся.

     С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения занятий:

  • занятие – экскурсия;

  • занятие – путешествие;

  • занятие – исследование;

  • занятие – лекция;

  • занятие – игра.

Деятельность и технологии работы:

  • популяризация добровольчества в муниципальном образовании;

  • коммуникация и построение взаимодействия с потенциальными добровольцами, добровольческими центрами, органами власти, муниципальными организациями, работающими с добровольцами;

  • создание баз данных потребностей и нужд местных сообществ (НКО, социальных учреждений) в добровольческих усилиях молодёжи и баз данных молодых добровольцев, готовых к участию в их работе;

  • обеспечение информацией, знаниями и инструментами молодых добровольцев, где и как они могут приложить свои добровольческие усилия;

  • деятельность по ориентированию, наблюдению, оценке, признанию достижений и успехов молодых добровольцев;

  • проведение тренингов по обучению молодёжи методам социального проектирования;

  • создание возможностей для осуществления на практике разработки, управления и реализации молодёжью добровольческих проектов, мероприятий, акций;

  • администрирование молодёжных добровольческих программ, проектов и акций;

  • организация конкурсов добровольческих проектов и др.

Методы обучения:

Обучение – подготовка волонтера (добровольца) к выполнению возложенных на него обязанностей.

• Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово). Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова можно вызвать в сознании обучающегося яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

• Лекция. Наиболее быстрый метод предоставления необходимой информации большой аудитории слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя.

• Дискуссии и «мозговые штурмы» позволяют волонтёрам думать, делать выводы, выслушивать мнения. Активное обсуждение в группах позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы.

• Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований.

Рассказ должен:

- содержать только достоверные факты;

- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

- доказывающих правильность выдвигаемых положений;

- иметь четкую логику изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться простым и доступным языком;

-отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам,

событиям.

• Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение – это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук.

Использование метода объяснения требует:

- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

- использования сравнения, сопоставления, аналогии;

- привлечения ярких примеров;

- безукоризненной логики изложения.

• Беседа. Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

• Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

• Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

• Игровой. Игра помогает развить творческие способности волонтёров, опираясь на их самостоятельную работу. Это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Игры могут быть – деловым, имитационные, ролевые, сюжетные, игры-инсценировки.

• Практические занятия. Такой метод обучения позволяет не только проверить знания и умения волонтёров, но и дает им возможность самостоятельно научиться чему-либо, например, самостоятельное анкетирование, опрос. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию эффективнее.

• Формальное обучение. Этот вид обучения используется в самом начале деятельности волонтера (добровольца), когда надо теоретически подготовить его к выполнению конкретной работы. Независимо от того, какая работа будет выполняться, формальное обучение имеет два уровня:

- первый – описание функциональных обязанностей,

- второй – распределение ролей и ответственности.

На первом уровне добровольцу сообщается:

- что необходимо делать в ходе работы;

- чего нельзя делать;

- что надо делать, оказавшись в конкретной/сложной ситуации.

• Тренировка. Перед началом работы этот вид обучения помогает добровольцу приобрести практические навыки. В процессе работы тренировки помогают усовершенствовать полученные навыки.

• Текущее обучение. Текущее обучение осуществляется в процессе всей деятельности волонтера (добровольца) и включает в себя запланированное и ситуационное обучение.

Запланированное текущее обучение способствует постоянному повышению квалификации волонтера (добровольца) и зависит от того, какую работу ему предполагается выполнять.

Ситуационное обучение невозможно спланировать, оно применяется для разбора проблемных ситуаций, возникающих в ходе деятельности. Руководитель может помочь добровольцу осознать то, что происходит, акцентируя внимание на следующих моментах:

- Определение проблемы (что идёт не так? Что происходит?);

- Определение причины проблемы (почему возникла проблема? Что эту проблему вызывает? Какие факторы привели к возникновению проблемы?);

- Определение альтернативы (какие другие выходы имеются в данной ситуации? что ещё мы можем сделать? пробовали ли вы такой способ действий?);

- Определение лучшего способа действий (каковы сильные и слабые стороны каждого варианта? Что вы можете сделать для решения проблемы?).

Методы воспитания:

  • Метод формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, диспут, пример.

  • Метод организации деятельности: приучение, упражнение, требование, создание воспитательных ситуаций.

  • Метод стимулирования: поощрение, наказание соревнование.

Методические материалы

     Образовательный процесс обучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности подростка:

- приемы активизации познавательного интереса

- создание ситуаций успеха

- методы диагностики и самодиагностики

- методы диалога

- рефлексивные приемы и методы

- опора на жизненный опыт подростка

- игровые методы.

Групповые и индивидуальные занятия:

- диагностическое изучение процессов развития обучающихся;

- создание оптимальных условий для самореализации обучающихся.

Обучающимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки образовательной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию обучающихся, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.

Игровые методы используются для закрепления пройденного материала.

План годовых мероприятий и организации деятельности объединения действует в течение всей продолжительности программы.

Методические описания традиционных мероприятий.

Этапы реализации программы:

I. Организационно - проектировочный этап:

  1. Включает в себя формирование добровольческого объединения, комплектование групп, диагностику личности каждого участника, расстановку приоритетов деятельности каждого члена добровольческого объединения, распределение социальных ролей внутри объединения, первичное планирование деятельности.

  2. Диагностика проблемной ситуации – проведение анкетирования, опрос, изучение аналитических материалов по теме проекта, сценарно-событийное планирование процесса выполнения мероприятий, формирование команды исполнителей программы, обучение волонтеров.

  3. Анализ ситуации, нормативно-законодательной, программной и аналитической документации по теме проекта.

II. Программно-деятельностный этап:

  1. Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации программы. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Осуществление взаимодействия с различными структурами, привлечение обучающихся в социально — значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.

  2. Непосредственная организация мероприятий.

  3. Обеспечение организационно-педагогического и информационного сопровождения участников; привлечение специалистов, СМИ, организация информационного пространства мероприятий.

III. Итогово-аналитический этап:

  1. Подведение итогов проделанной работы. Выбор каждым членам добровольческого объединения приоритетного направления дальнейшей деятельности.

  2. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы.

  3. Планирование дальнейшей деятельности добровольческого объединения.

  4. Анализ сильных и слабых сторон проведенных мероприятий, оценка эффективности результатов.

  5. Оценка общественной и личностной значимости для участников программ.

  6. Подготовка информационно-методических продуктов по результатам.

  7. Прогноз перспектив дальнейшей деятельности.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Приор, 2004 — 32 с.

  2. Конвенция о правах ребёнка;

  3. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года;

  4. Указ Президента от 19 декабря 2012 г. № 1666 РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 от 29 мая 2015 года. 8 июня 2015 г. Российская газета - Федеральный выпуск №6693 (122). [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html 

  6. Концепция развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014 года №1726-р. [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf 

  7. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»: (федер.закон: принят Гос.Думой 21 дек.2012 г.) // Российская газета, 31 декабря 2012

  8. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  9. Федеральный закон о дополнительном образовании от 12 июля 2001 года;

  10. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»;

  11. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 № 135-ФЗ РФ;

  12. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

  13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступает в силу 22 дек. 2013г) // Российская газета, 11 декабря 2013

  14. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». [Электронный ресурс].— URL: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-11122006-n-06-1844/ 

  15. Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mixnevoduc.edusite.ru/DswMedia/metodrekomendacii5.pdf 

  16. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. – 2009 г.;

  17. Всеобщая Декларация Добровольчества. – Амстердам, 2001 г.;

  1. Всеобщая декларация прав человека, ст. 29 – ООН, 1948 г.;

  2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14. - Москва 2014 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 4 июля 2014 г. № 41 [Электронный ресурс]. — URL: http://files.stroyinf.ru/data2/1/4293768/4293768442.htm 

  3. Методические рекомендации МИоНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 (09- 3242).

Для педагога:

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003

  2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009

  3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009

  4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006

  5. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004

  6. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005

  7. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012

  8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005

  9. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления /  воспитание школьников – 2008 - № 3

  10. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011

  11. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3

  12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011

  13. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007

  14. Дьячкова Т.В. Волонтерское движение подростков как противостояние асоциальным группировкам / Т.В. Дьячкова, Н.В. Зарниченко // Народное образование. – 2017  - №1/2. С. 157-162. – Библиогр. в сносках

  15. Загладина, Х. Т. Продвижение культуры волонтерства в современной российской школе: проблемы и перспективы / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2015 – № 10 – С. 10-14. Взаимосвязь между социальной активностью граждан и волонтерством. Продвижение культуры добровольчества как приоритетной задачи государственной образовательной политики. Особое значение волонтерства в качестве одного из индивидуальных достижений абитуриентов при поступлении в вузы России

  16. Загладина Х. Т. С чего начинается Родина, или Воспитание добровольчеством в российских школах / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2016 – № 3 – С. 3-8. – Библиогр.: с. 8 (4 назв.). Обоснование наличия тесной взаимосвязи между развитием добровольчества (волонтерства) в российской школе и формированием гражданского патриотизма и социальной активности детей и подростков.

  17. Ишбулатова, Р. Волонтерство - движение души / Р. Ишбулатова // Студенчество: Диалоги о воспитании. – 2015 – № 1 (79). – С. 23-24. Рассматривается одна из основных черт гражданского общества – волонтерство, его история и современная волонтерская деятельность.

  18. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004

  19. Кретова У.П. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскую деятельность / У. П. Кретова // Психология в вузе. – 2015 – №1 – С. 58- 67 – Библиогр.: с. 66-67 (16 назв.). Рассматриваются теоретические аспекты волонтерской деятельности и выявляются психологические особенности личности волонтеров. Кузькина, Е. Волонтерство как социокультурная практика

  20. Кузькина Е. // Учитель. – 2016 – № 3 – С. 52-53. – Библиогр.: с. 53 (2 назв.). Привлечение школьников к волонтерской работе.

  21. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008

  22. Майорова-Щеглова С. Н. От тимуровца – к волонтеру / С. Н. Майорова-Щеглова // Социальная педагогика. – 2015 – № 4 – С. 33-37. Трудовой подход и экономическая эффективность волонтерского труда.

  23. Майорова-Щеглова С. Н. От тимуровца – к волонтеру: родители о благотворительной деятельности школьников / С. Н. Майорова-Щеглова // Народное образование. – 2014 – № 9 – С. 220- 224: 2 табл. – Библиогр. в сносках.

  24. Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в  детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7

  25. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996

  26. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7

Для учащихся:

  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-144 с.

  2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е изд.-Казань :Центр инновационных технологий, 2003-608с.

  3. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.-СПб: Лениздат, 1992.-400 с.

  5. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004

  6. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008

  7. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003

  8. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб. Питер, 2006 – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!