СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование внеурочного занятия. Данная программа является адаптированной, имеет научно-познавательную  направленность.

Просмотр содержимого документа
«Школа развития речи»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».

Программа составлена на основе Программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой.

Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали «Школа развития речи».

Программа "Школа развития речи" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

В основу тематического планирования программы положены следующие темы:

  • Речь.

  • Слово.

  • Предложение и словосочетание.

  • Текст. Культура общения.

Новизна программы:

-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению

-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.

Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив любую тему.

Основные принципы реализации программыдоступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы:

Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции

Задачи:

Образовательные:

-расширение и углубление программного материала;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.



Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.



Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

- общего языкового развития младших школьников;

-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем следующие результаты:

1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.

2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.

3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.

Формы контроля полученных результатов:

1.Самостоятельные работы (2 за год).

2.Наблюдение.

3.Презентации проектных работ, КВН.

Количество учащихся в группе не более 25. Занятия проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для учеников 4-го класса 45 минут. Всего по программе 34 часа за учебный год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Школа развития речи».


Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс

Речь. Техника выразительности речи.

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово.

Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.

Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.



Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Решаемые проблемы (цель)

Основные понятия

Универсальные учебные действия

Дата по плану

Дата по факту

1

Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок

Повторить признаки текста; совершенствовать навыки определения темы и основной мысли текста; развивать внимание, память.

Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок.

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками



2-3

Построение текста: начало, основная часть, концовка.

Продолжить работу над связью слов в тексте; закреплять навыки работы с деформированным текстом; развивать логическое мышление, память

Связь слов в предложении. Деформированный текст. Части текста.

Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию



4-5

Синонимы.

Продолжить работу над понятием «синонимы»; отрабатывать навыки подбора и употребления синонимов в устной и письменной речи; развивать память, мышление, воображение

Определение синонимов. Для чего употребляются синонимы.

Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию



6-7

Какие бывают тексты?

Повторить признаки типов текстов; развивать внимание, память

Признаки текста. Типы текста

Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию



8, 9, 10

План

Продолжить работу над составлением текстов по плану и опорным словам

Что такое «план»? Для чего нужен план. Как составить план

Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию



11-12

Опорные слова.

Повторить признаки текста; совершенствовать навыки определения опорных слов; развивать внимание, память.

Текст, опорные слова

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками



13-14

Где живут картины.

Познакомить детей с Третьяковской галереей, с чудесными творениями и их создателями

Третьяковская галерея. Картины великих русских художников

Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию



15, 16, 17

Сочинения по картинам

И.И. Шишкина.

Познакомить с творчеством И.И. Шишкина; учить сочинению – описанию картин

Творчество И.И. Шишкина. Просмотр репродукций картин «Рожь», «Сосновый бор», «Сосны, освещённые солнцем», «На севере диком».

Сочинение описание.

Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера



18,19,20,21

Сочинения по картинам

И.И. Левитана.

Познакомить с творчеством И.И. Левитана; учить сочинению – описанию картин

Творчество И.И. Левитана. Просмотр репродукций картин «Золотая осень», «Весна – большая вода», «Март», «Вечерний звон».


Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию



22,23,24,25

Сочинения по картинам

В. М. Васнецова.

Познакомить с творчеством В.М. Васнецова; учить сочинению – описанию картин

Творчество В. М. Васнецова. Просмотр репродукций картин «Богатыри», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке»,


Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера



26-27

Сочинения по картинам

А.К. Саврасова.

Познакомить с творчеством А.К. Саврасова; учить сочинению – описанию картины

Творчество

А.К. Саврасова.

Просмотр репродукции картины «Грачи прилетели»


Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации, умение анализировать увиденное; формулировать собственное мнение и позицию



28-29

Сочинения по картинам

В.Г. Перова.

Познакомить с творчеством В.Г. Перова; учить сочинению – описанию картин

Творчество

В.Г. Перова.

Просмотр репродукций картин «Автопортрет», «Тройка».

Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера



30-31

Сочинения по картинам К.Е. Маковского.

Познакомить с творчеством К.Е. Маковского; учить сочинению – описанию картин; учить определять и употреблять связь между предложениями в тексте; развивать воображение и логическое мышление

Творчество К.Е. Маковского.

Просмотр репродукций картин «Автопортрет», «Дети, бегущие от грозы».


Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации, умение анализировать увиденное; формулировать собственное мнение и позицию



32

Сочинения по картине

О.А. Кирпенского

Познакомить с творчеством О.А. Кирпенского; учить сочинению – описанию картин

Творчество О.А. Кирпенского

Просмотр репродукций картин

Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации, умение анализировать увиденное; формулировать собственное мнение и позицию



33

Обобщение. Повторение.


Обобщить знания учащихся по пройденному материалу

Тема текста. Основная мысль. План. Стили письменной речи. Их различия. Сочинение. Изложение.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию



34

Итоговое занятие

Подвести итог занятий по развитию речи

Какие знания и умения приобрели на занятиях

Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!