СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шедевры русской живописи. « Девочка с персиками» Валентина Александровича Серова.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шедевры русской живописи. « Девочка с персиками» Валентина Александровича Серова.

 

1888 год. На Периодической выставке в Москве оживлённо обсуждают картины молодого художника Валентина Серова. Картины  были « Девушка, освещённая солнцем» и «Девочка с персиками» (именовавшаяся в каталоге « Портрет В.М.»).

Эти полотна моментально вознесли двадцатидвухлетнего художника на недосягаемую высоту. В период мрачного реализма и преобладания в живописи унылых и тёмных красок по своему эмоциональному воздействию на прогрессивную публику портрет Веруши Мамонтовой произвёл настоящий переворот. Сияющая живопись Серова с мягким переходом всевозможных оттенков солнечного света, насквозь пронизывающего комнату, чарующая теплота красок пастельных тонов – всё это было не просто новым словом в искусстве, а буквально свежим дуновением ветра перемен.

« Девочка с персиками» стала событием исключительным по своему значению и резонансу. Правда, отдельные критики не признавали, ругали « Верушу» : « Лицо написано очень бойко, экспрессивно; в аксессуарах колорит и рисунок очень слабы и небрежны» или : « Портрет, если исключить голову,- неоконченная вещь. Стол, на который облокотилась девочка,- едва загрунтованное полотно с несколькими мазками белой краски». Но эти протесты, вполне понятные при встрече с принципиально новым явлением в искусстве, были почти неслышны среди других голосов.

Головин и Нестеров, Третьяков и Стасов, крупнейшие деятели русской культуры, называли работу « откровением», « замечательной вещью», « сенсацией». А Грабарь в своём обширном исследовании писал: « Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения своих творцов. Случалось, что скромный школьный учитель, долгие годы сидевший согнувши спину над какой – то никому не нужной рукописью, через полвека оказывался создателем нового миропонимания, отцом новой философии… К таким же созданиям надо отнести и этот удивительный серовский портрет».

За картину « Девочка с персиками» Валентин Серов получил премию Московского общества любителей художеств.

Современников больше всего поражала новизна художественного языка, его свобода и простота, чистота цвета, ощущение особенной свежести. Поражала невиданная ранее естественность композиции, мгновенной и в то же время устойчивой, и, главное, словно впервые открытая красота обычных вещей, интерьера, наполненного воздухом и светом, красота не придуманная, а увиденная в жизни.

Как же была написана эта удивительная картина?

Весна 1887 года. Молодой Серов возвращается в Россию  из Италии, переполненный чувством ликующего, безоблачного счастья. Серов едет в Абрамцево, едет, чтобы написать свой первый шедевр- « Портрет Веры Саввишны Мамонтовой», Веруши, как ласково называли девочку в домашнем кругу.

Старинное имение Абрамцево, принадлежавшее Савве Ивановичу Мамонтову, «  Савве Великолепному», промышленнику, меценату, и художественному деятелю, было на редкость подходящим местом, где ожидание чуда могло реализоваться в зримую форму.

Савва Мамонтов  сумел собрать вокруг себя талантливых художников, создать атмосферу творческой увлечённости. Поленов и Васнецов, Коровин и Остроухов, Репин и Левитан- трудно назвать живописца, прошедшего мимо Абрамцева. Они не только писали этюды, картины, но и просто жили. Жили весело, талантливо, празднично.

Серов ещё десятилетним мальчиком, в годы учёбы у Репина, попадает в семейство Мамонтовых и воспитывается вместе с их детьми. Взрослея, занимаясь в академии, он по-прежнему всё свободное время проводит в Абрамцево.

И вот, он снова здесь, снова катается на плотах, рисует лошадей, встречается с дочерьми Мамонтова, смешит их, бегает с ними по саду…

А Веруша стала совсем большая, двенадцать лет. « Это был тип настоящей русской девушки, по характеру, красоте лица, обаянию»,- вспоминает о ней В. Васнецов. В памяти всех посещавших имение Вера осталась не просто хорошенькой девочкой, а « десятой музой», неотъемлемой частицей всеобщего творческого горения, того подъёма, который охватывает нас и в серовском портрете.

Замысел его возник неожиданно. Увидев « девочку в розовом», в простой розовой кофточке с наивным тёмно- синим бантом, сидевшую в столовой спиной к свету и саму словно излучавшую свет, Серов  вдруг понял, что нашёл мотив, созвучный его новому пониманию красоты.

Сам Серов рассказывал о своей работе так: « Всё, чего я добивался,- это свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности,- вот как у старых мастеров».

Давно прошли намеченные десять сеансов, а он медленно, словно боясь спугнуть удачу, накладывал мазок за мазком. Только в начале сентября в правом нижнем углу появилась подпись: « Серов, 87».

Перед обитателями « мамонтовского гнезда» сидела девочка, та и не та, какой они её видели каждый день. Конечно, это она, Веруша. Её тёмные, чуть раскосые глаза, густая шапка волос, смуглое лицо с характерным овалом- буквой «о», как говорил художник. Всё похоже. Но откуда эта приподнятость, значительность?

Взгляд девочки серьёзно направлен на зрителей. Веруша кажется старше своих двенадцати лет. Пожалуй, впервые, прервав обычную беготню, позируя, даже скучая, она задумалась о чём-то значительном, сосредоточилась, стала взрослее. Её мысли не мешают наполнявшему её счастью, но само счастье обретает новое содержание.

Портрет Веруши Мамонтовой – настолько больше композиция, чем конкретный портрет конкретного человека, что не случайно его распространённое название – « Девочка с персиками». Картина буквально соткана из радости и солнечного света, который наполняет комнату до краёв, окутывая все предметы сверкающим ореолом. Свет скользит по стенам, падает на скатерть, играет на рукавах и плечах розовой кофточки, тёплым

« зайчиком» приникает к смуглой коже. Кажется, будто воздух комнаты прозрачен и звонок, наполнен нежным запахом персиков.

Персики, изображённые на холсте, тоже являются участниками действа. Поражает воображение то, с какой тщательностью они прописаны. Почти физически ощутима их бархатная кожица. Столь же невероятно прорисованы полированная крышка стола и спинки стульев. Серову удаётся непостижимым образом передавать текстуру вещей от бликующей полировки до волшебной бархатистости, мягко поглащающей свет и столь же бесподобно гармонирующей с такой же бархатистой кожей девочки.

Девочка едва сдерживает улыбку, в её лице поэзия молодости, беззаботной и немного грустной от сознания кончающегося детства. Весь её облик от взъерошенной пряди волос до этой смешинки во взгляде выдаёт живую непосредственную натуру.

Пушистые персики, розовая блуза подростка, игрушечный гренадёр в углу, расписанный самим Серовым – это образы уходящего детства. Но открытая в гостиную дверь, выходящее в сад окно раздвигают границы комнаты, напоминают о большом взрослом мире, в который – ещё минута, и уйдёт эта милая повзрослевшая девочка…

Прошло много лет. Мы были свидетелями гораздо более смелых решений, видели бесконечно более яркие и утончённые гармонии, сложные ритмы, фактуры. Но до сих пор сохраняет, и сохранит навсегда своё очарование этот простой благородный холст.  Потому что дело не в красках, а в том, как в их единстве, в контрастах, в движении цвета, столкновении холодных и тёплых пятен, сходящихся и убегающих линий, рождается этот самый отрадный серовский образ, обладающий, подобно Татьяне Лариной, Наташе Ростовой, героиням Тургенева не только эстетическим, но и моральным авторитетом.

 

Используемая литература:

« Великие художники. Серов.»

Издательство « Директ – Медиа». 2010 г.

« Этюды об изобразительном искусстве».

Москва. « Просвещение». 1994 г.

 

Просмотр содержимого документа
«Шедевры русской живописи. « Девочка с персиками» Валентина Александровича Серова.»

Шедевры русской живописи. « Девочка с персиками» Валентина Александровича Серова.


1888 год. На Периодической выставке в Москве оживлённо обсуждают картины молодого художника Валентина Серова. Картины были « Девушка, освещённая солнцем» и «Девочка с персиками» (именовавшаяся в каталоге « Портрет В.М.»).

Эти полотна моментально вознесли двадцатидвухлетнего художника на недосягаемую высоту. В период мрачного реализма и преобладания в живописи унылых и тёмных красок по своему эмоциональному воздействию на прогрессивную публику портрет Веруши Мамонтовой произвёл настоящий переворот. Сияющая живопись Серова с мягким переходом всевозможных оттенков солнечного света, насквозь пронизывающего комнату, чарующая теплота красок пастельных тонов – всё это было не просто новым словом в искусстве, а буквально свежим дуновением ветра перемен.

« Девочка с персиками» стала событием исключительным по своему значению и резонансу. Правда, отдельные критики не признавали, ругали « Верушу» : « Лицо написано очень бойко, экспрессивно; в аксессуарах колорит и рисунок очень слабы и небрежны» или : « Портрет, если исключить голову,- неоконченная вещь. Стол, на который облокотилась девочка,- едва загрунтованное полотно с несколькими мазками белой краски». Но эти протесты, вполне понятные при встрече с принципиально новым явлением в искусстве, были почти неслышны среди других голосов.

Головин и Нестеров, Третьяков и Стасов, крупнейшие деятели русской культуры, называли работу « откровением», « замечательной вещью», « сенсацией». А Грабарь в своём обширном исследовании писал: « Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения своих творцов. Случалось, что скромный школьный учитель, долгие годы сидевший согнувши спину над какой – то никому не нужной рукописью, через полвека оказывался создателем нового миропонимания, отцом новой философии… К таким же созданиям надо отнести и этот удивительный серовский портрет».

За картину « Девочка с персиками» Валентин Серов получил премию Московского общества любителей художеств.

Современников больше всего поражала новизна художественного языка, его свобода и простота, чистота цвета, ощущение особенной свежести. Поражала невиданная ранее естественность композиции, мгновенной и в то же время устойчивой, и, главное, словно впервые открытая красота обычных вещей, интерьера, наполненного воздухом и светом, красота не придуманная, а увиденная в жизни.

Как же была написана эта удивительная картина?

Весна 1887 года. Молодой Серов возвращается в Россию из Италии, переполненный чувством ликующего, безоблачного счастья. Серов едет в Абрамцево, едет, чтобы написать свой первый шедевр- « Портрет Веры Саввишны Мамонтовой», Веруши, как ласково называли девочку в домашнем кругу.

Старинное имение Абрамцево, принадлежавшее Савве Ивановичу Мамонтову, « Савве Великолепному», промышленнику, меценату, и художественному деятелю, было на редкость подходящим местом, где ожидание чуда могло реализоваться в зримую форму.

Савва Мамонтов сумел собрать вокруг себя талантливых художников, создать атмосферу творческой увлечённости. Поленов и Васнецов, Коровин и Остроухов, Репин и Левитан- трудно назвать живописца, прошедшего мимо Абрамцева. Они не только писали этюды, картины, но и просто жили. Жили весело, талантливо, празднично.

Серов ещё десятилетним мальчиком, в годы учёбы у Репина, попадает в семейство Мамонтовых и воспитывается вместе с их детьми. Взрослея, занимаясь в академии, он по-прежнему всё свободное время проводит в Абрамцево.

И вот, он снова здесь, снова катается на плотах, рисует лошадей, встречается с дочерьми Мамонтова, смешит их, бегает с ними по саду…

А Веруша стала совсем большая, двенадцать лет. « Это был тип настоящей русской девушки, по характеру, красоте лица, обаянию»,- вспоминает о ней В. Васнецов. В памяти всех посещавших имение Вера осталась не просто хорошенькой девочкой, а « десятой музой», неотъемлемой частицей всеобщего творческого горения, того подъёма, который охватывает нас и в серовском портрете.

Замысел его возник неожиданно. Увидев « девочку в розовом», в простой розовой кофточке с наивным тёмно- синим бантом, сидевшую в столовой спиной к свету и саму словно излучавшую свет, Серов вдруг понял, что нашёл мотив, созвучный его новому пониманию красоты.

Сам Серов рассказывал о своей работе так: « Всё, чего я добивался,- это свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности,- вот как у старых мастеров».

Давно прошли намеченные десять сеансов, а он медленно, словно боясь спугнуть удачу, накладывал мазок за мазком. Только в начале сентября в правом нижнем углу появилась подпись: « Серов, 87».

Перед обитателями « мамонтовского гнезда» сидела девочка, та и не та, какой они её видели каждый день. Конечно, это она, Веруша. Её тёмные, чуть раскосые глаза, густая шапка волос, смуглое лицо с характерным овалом- буквой «о», как говорил художник. Всё похоже. Но откуда эта приподнятость, значительность?

Взгляд девочки серьёзно направлен на зрителей. Веруша кажется старше своих двенадцати лет. Пожалуй, впервые, прервав обычную беготню, позируя, даже скучая, она задумалась о чём-то значительном, сосредоточилась, стала взрослее. Её мысли не мешают наполнявшему её счастью, но само счастье обретает новое содержание.

Портрет Веруши Мамонтовой – настолько больше композиция, чем конкретный портрет конкретного человека, что не случайно его распространённое название – « Девочка с персиками». Картина буквально соткана из радости и солнечного света, который наполняет комнату до краёв, окутывая все предметы сверкающим ореолом. Свет скользит по стенам, падает на скатерть, играет на рукавах и плечах розовой кофточки, тёплым

« зайчиком» приникает к смуглой коже. Кажется, будто воздух комнаты прозрачен и звонок, наполнен нежным запахом персиков.

Персики, изображённые на холсте, тоже являются участниками действа. Поражает воображение то, с какой тщательностью они прописаны. Почти физически ощутима их бархатная кожица. Столь же невероятно прорисованы полированная крышка стола и спинки стульев. Серову удаётся непостижимым образом передавать текстуру вещей от бликующей полировки до волшебной бархатистости, мягко поглащающей свет и столь же бесподобно гармонирующей с такой же бархатистой кожей девочки.

Девочка едва сдерживает улыбку, в её лице поэзия молодости, беззаботной и немного грустной от сознания кончающегося детства. Весь е облик от взъерошенной пряди волос до этой смешинки во взгляде выдаёт живую непосредственную натуру.

Пушистые персики, розовая блуза подростка, игрушечный гренадёр в углу, расписанный самим Серовым – это образы уходящего детства. Но открытая в гостиную дверь, выходящее в сад окно раздвигаю границы комнаты, напоминают о большом взрослом мире, в который – ещё минута, и уйдёт эта милая повзрослевшая девочка…

Прошло много лет. Мы были свидетелями гораздо более смелых решений, видели бесконечно более яркие и утончённые гармонии, сложные ритмы, фактуры. Но до сих пор сохраняет, и сохранит навсегда своё очарование этот простой благородный холст. Потому что дело не в красках, а в том, как в их единстве, в контрастах, в движении цвета, столкновении холодных и тёплых пятен, сходящихся и убегающих линий, рождается этот самый отрадный серовский образ, обладающий, подобно Татьяне Лариной, Наташе Ростовой, героиням Тургенева не только эстетическим, но и моральным авторитетом.


Используемая литература:

« Великие художники. Серов.»

Издательство « Директ – Медиа». 2010 г.

« Этюды об изобразительном искусстве».

Москва. « Просвещение». 1994 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!